НАФТАЛИНОВЫЕ КАНДИДАТЫ

Предвыборный расклад политических сил Южной Осетии пока не сформирован – не все партии выдвинули кандидатов в депутаты парламента.
Выборы назначены на 9 июня. Из девяти политических объединений, ранее допущенных ЦИК к выборам, за голоса избирателей поборются только восемь. «Новая Осетия» приняла решение о самороспуске, лидер партии Давид Санакоев предложил партийцам пополнить ряды парламентской «Ныхас».
В ближайшие дни партии «Ныхас», «Единство», «Новая Осетия», «Фыдыбаеста» и «Родина» должны объявить о своих претендентах на депутатские мандаты. Характер предвыборной кампании обещает быть непростым – выборы проходят, в том числе и по мажоритарным округам. На имидж и рейтинг кандидатов будут влиять не столько предвыборные тезисы, сколько сама личность баллотирующихся. Личная харизма, участие в боевых действиях, реальные политические достижения и уважение среди «завсегдатаев» цхинвальских бирж – эти факторы будут «играть» на победу того или иного кандидата.
Пока самым обсуждаемым кандидатом-одномандатником считается экс-президент Леонид Тибилов. После оглушительного поражения на президентских выборах 2017 года он почти не появлялся в обществе, в публичной политике не участвовал и закрылся от СМИ, что не могло не сказаться на настроениях его окружения. От некогда правящей команды немногочисленные сторонники ждут реванша, но окружение Тибилова рассыпалось, растворилось в разных политических движениях, так и не сумев консолидироваться в единую оппозиционную силу. 
В бытность президентом Тибилов добился лояльности некоторых политических партий в парламенте, единственным оппонентом являлась партия «Единая Осетия», составляющая парламентское большинство. Специально «под Тибилова» было создано несколько политических организаций: «Аланы», «Ныхас», «Справедливость. Труд. Развитие», управлявшиеся главой президентской администрации Борисом Чочиевым в «ручном режиме». Квази партии не смогли подтвердить политическую состоятельность и, не набрав практического опыта, исчезли с политической сцены Южной Осетии.
Партией «долгожителем» пока себя зарекомендовала «Ныхас», наспех сколоченная перед выборами 2014 года партия укомплектована фаворитами тибиловско-чочиевского тандема и являлась партией власти вплоть до президентских выборов 2017 года. Тогда «Единая Осетия» и «Ныхас» поменялись статусом и ролями – первая из оппозиционной перешла в разряд правящей, вторая, утратив административную поддержку, доживает свой век в парламенте шестого созыва, ничем замечательным себя так и не зарекомендовав. И лишь с началом предвыборной кампании «ныхасовцы» спешат наверстать упущенное время, пытаются привлечь внимание СМИ жалобами на неукротимый дух парламентского большинства, в упор не хотящее видеть в «Ныхасе» достойных конкурентов. Лишившись президентского покровительства «ныхасовцы» не смогли противопоставить лозунгам «Единой Осетии» никаких альтернативных политических идей.
Из общей массы «ныхасовцев» надо выделить единственного яркого представителя парламентской фракции Игоря Кочиева, который в рядах партии не состоит, но, безусловно, своим политическим опытом и скромным обаянием помог скрывать идеологическое банкротство «Ныхаса».
Несмотря на некоторые внутрипартийные разлады «ныхасовцы» по-прежнему ассоциируются с Тибиловым, и освободиться от этого реноме уже не удастся. Внутрипартийная нестабильность вышла наружу, когда Леонид Тибилов и его бывший фаворит, формальный лидер партии Алан Алборов схлестнулись в словесной перепалке, обменявшись взаимными упреками в СМИ. Тибилов возмутился планами «Ныхаса» объединиться с «Новой Осетией», Алборов огрызнулся, мол, не ваше дело, дескать, мы самостоятельные и автономные от вас партийцы.
В итоге политический аутсайдер Тибилов заручился симпатиями КПРЮО, и баллотируется от избирательного округа №8. По иронии судьбы жители именного этого округа обвинили в 2012 году отставного генерал-майора КГБ РЮО, бывшего сопредседателя Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта Леонида Тибилова чуть ли не в коллаборационизме. Да, да, именно так. В разгар предвыборной кампании кандидату в президенты Тибилову на улице Гафеза в Цхинвале люди прямо высказали в лицо, все, что о нем думают: «Вы, Тибилов, в разгар вероломной агрессии Грузии в августе 2008 года призывали нас, группу ополченцев сдать оружие».
По словам ополченцев Тибилов не впускал спасающихся от грузинской артиллерии горожан укрыться в бункере, в связи, с чем ополченцы пришли к бомбоубежищу разбираться. По словам Алана Качмазова из надежного укрытия вышел Леонид Тибилов и принялся убеждать сдаться, утверждая, что «грузинская армия захватила Южную Осетию, поэтому ополченцы должны сдаться, сложить оружие, иначе нас, из-за вас, ополченцев тоже убьют, всех уничтожат и вам тоже лучше поберечь себя». Тогда Тибилов назвал эти обвинения «бынтон гаеды ныхас» («ложными словами»), утверждая, что сам вызвался выйти к ополченцам из бункера, где прятались некоторые чиновники, потому что никто кроме Тибилова не захотел выходить на обстреливаемую улицу и общаться с народом.
В ответ ополченцы вновь уличили экс-президента во лжи, повторив свои обвинения, заявив, что тот «предлагал им сдать оружие, переодеться, снять камуфляж и спрятаться». 
Этот инцидент вызвал широкий резонанс и до сих пор оппоненты экс-президента не забывают упрекнуть Тибилова в неофицерском, трусливом поведении во время Августовской войны 2008 – ого. Риторика Тибилова людей не убедила, а его фраза «бынтон гаеды ныхас», брошенная впопыхах, в Цхинвале стала мемом. Добавлю, что в 2008 году Тибилову было всего 56 лет, это боеспособный возраст для мужчины, учитывая, что экс-президент является кадровым офицером и был в состоянии с оружием в руках прийти на помощь хотя бы неопытным, но отчаянно сражающимся подросткам, а не отсиживаться в глубоком подполье…
На низкий рейтинг, негативную репутацию и слабые политические позиции экс-президента указывают и некоторые члены Компартии РЮО. После того как лидер югоосетинских коммунистов Станислав Кочиев объявил о поддержке Тибилова среди коммунистов начались разногласия, поскольку появление фигуры экс-президента в списках одномандатников от КПРЮО заметно отразится на репутации как самой партии, так и рядовых честных партийцев.
Компартия, старейшая политическая партия Южной Осетии проиграла выборы в 2014 году, когда впервые один из югоосетинских политических тяжеловесов Станислав Кочиев дважды возглавлявший законодательную власть, не смог избраться в парламент. Для политика такого ранга проигрыш оказался полным фиаско — в Компартии произошел раскол, Кочиев был отстранён от власти партийцами, в 2015 году коммунистов возглавил новый председатель Валерий Казиев, возложивший на Кочиева ответственность за поражение на парламентских выборах 2014-го. С трудом, спустя некоторое время не без вмешательства президента Тибилова, Кочиев вернул себе власть и был снова избран председателем КПРЮО. Возможно, расплачиваясь по старым долгам, Станислав Кочиев вынужденно поддерживает нересурсного кандидата Тибилова, при этом рискует потерять голоса избирателя. Удастся ли Компартии привлечь новых сторонников, особенно молодежь, если «лицом» предвыборной кампании вдруг оказывается экс-президент, своим хвастовством о многочисленных встречах с президентом России Путиным изрядно утомивший население на предыдущих выборах?
Аффилированные с окружением Тибилова журналисты по старой дружбе из «кожи вон лезут» и пытаются состряпать образ политика, заслуживающего пост спикера парламента, распространяют фейки, якобы бывшего президента готовят в оппоненты нынешнему президенту. Однако наблюдатели, разбирающиеся в тонкостях югоосетинского менталитета и настроениях электората, заливаются хохотом: «Не о спикерстве Леониду Харитоновичу надо мечтать, ему бы выборы не проиграть!».

Жанна ТАРХАНОВА
www.iron-akcent.ru