Идти врозь, а бить вместе

После прокатившихся по постсоветскому пространству переворотов в Москве пришли к выводу, что без значительного усиления влияния международных, экономических, военных связей с бывшими союзными республиками в рамках ОДКБ и ШОС «хлопковые» революции могут оставить Россию в гордом одиночестве. События в Киргизии и Узбекистане дают повод Кремлю не только для усиления своего влияния в Азии, активизации борьбы с наркотрафиком, решения нескольких нефтегазовых проблем, но создают предпосылки для построения нового формата межгосударственных образований в Каспийско–Кавказском регионе.

Когда завершится советский проект мирного развода

На майском саммите в Москве устами Владимира Путина и Сергея Лаврова впервые была обозначена новая позиция Москвы в отношении Содружества: «СНГ в качестве интеграционной структуры не состоялось. Это не более чем клуб для обсуждения актуальных проблем». Ранее, в ходе визита в Армению, в комментариях к молдавским выборам и кишиневскому саммиту ГУАМ, российские руководители говорили об СНГ как о форме цивилизованного развода. Теперь они признали смерть СНГ и отказались от его реанимации. Иллюзии по поводу восстановления СССР отброшены, и логично было бы совершить еще один шаг: формально завершить роспуск Содружества и бросить силы на формирование других международных организаций – меньших по количественному составу, но связанных общими стратегическими целями. Первым формальным шагом в этом направлении стало июньское решение Совета министров иностранных дел и обороны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) убрать из всех официальных документов термин «постсоветское пространство». Правда, министры не сказали, чем его заменить.

Итак, СНГ создавался для правового оформления развала бывшего СССР – в политическом, экономическом и военном плане. История Содружества делится на три этапа: 1991–1995 гг. – развитие и угасание; 1995–2000 гг. – попытки реанимации; 2000–2005 гг. – виртуальная жизнь после смерти. Для последнего периода характерны смены политических элит времен перестройки и парада суверенитетов начала 1990-х на лидеров типа Саакашвили, Ющенко и Ильхама Алиева – более амбициозных, прагматичных, демократичных, обладающих политической волей в достижении поставленных задач, ничем не связанных с прежними вождями.

Сегодня наиболее слабое звено в снговской цепи – Казахстан, экономические достижения которого не нейтрализуют угроз политической стабильности. В отличие от Казахстана, Узбекистан и Таджикистан более исламизированы, поэтому политические изменения там могут идти под лозунгами исламистской революции. В Туркмении народная революция невозможна до тех пор, пока элита не устанет от бесконечных кадровых перестановок.

Азиатские страны СНГ уже определились в своем развитии. Их лидеры, напуганные революциями в Грузии, на Украине и в Киргизии, приложат все силы для того, чтобы развитие государств шло не по революционному, а по эволюционному пути. Надежда на Россию (после отказа Кремля от Аслана Абашидзе и Рауля Хаджимбы) достаточно слабая, поэтому руководители из Бишкека, Ташкента, Ашхабада и Астаны ищут гарантов за границами СНГ. Мощная финансовая подпитка из Китая и Индии облегчает поиски дружеской руки в рамках таких международных структур, как ОДКБ, ЕврАзЭС или ШОС, где, в отличие от СНГ, действует принцип обязательности выполнения решений. Огромное число подписанных в рамках Содружества договоров и соглашений, протоколов и программ не вступило в действие, поскольку они не были ратифицированы всеми членами СНГ. Обязательными для стран Содружества стало не более 5% принятых решений. Одна из крупнейших стран – Украина – даже не подписала устава организации. Она же вместе с Грузией и Туркменией ратифицировала наименьшее число документов. Попытки создания единого оборонного пространства провалились, и сегодня можно говорить только о бывшем оборонном пространстве.

Преемники бывшего оборонного пространства

Термин «совместное оборонное пространство» прожил короткую жизнь – с марта 2003 г., когда тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин предложил сформировать до 1 февраля 2004 г. Объединенный штаб ДКБ. Не путать со Штабом по координации военного сотрудничества государств–участников СНГ (ШКВС), который, возможно, будет упразднен на казанском саммите. Этот штаб так и не начал координировать военное сотрудничество на пространстве СНГ, поскольку это пространство неоднородно, разделено на несколько регионов со специфическими особенностями, позволяющими организовать несколько военных блоков.

Генсек ОДКБ Николай Бордюжа предлагает разграничить сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами – СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими. Бордюжа думает, что «сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности. Оно остается фрагментарным и размытым, внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом». С генсеком ОДКБ солидарен белорусский министр обороны Леонид Мальцев, который хочет распустить ШКВС, но оставить секретариат Совета министров обороны. А глава казахстанского военного ведомства Мухтар Алтынбаев вообще предлагает вместо ШКВС и СМО создать в рамках СНГ Совет безопасности.

В отличие от экономических программ, военные во всех странах Содружества реализуются динамично (см. таблицу). В прошлом году рост ВВП в странах СНГ в среднем не превышал 7–9%, а военные расходы подросли как минимум на 30%. Эта тенденция сохранится и в этом году: эксперты прогнозируют рост военных расходов еще на треть. Это вызвано усилением военных угроз, правда, угрозы для каждой страны разные. Для Баку и Еревана – замороженный карабахский конфликт, они готовятся к возможным боевым действиям. Тбилиси готовится силовым путем быстро и окончательно разрешить конфликты в Абхазии и Южной Осетии. При этом из всех стран СНГ в Грузии самый низкий прожиточный минимум, но самый высокий рост оборонного бюджета (44%), плюс подарок от США – 10 млн дол., хотя эти деньги составили лишь 15% оборонного бюджета.

Среднеазиатские страны готовятся к внутренним конфликтам. Это касается в первую очередь Киргизии, Узбекистана и Туркмении. Последние две уже вышли в мировые лидеры по росту военного бюджета. На обеспечение армии и силовых спецслужб они тратят до 6% ВВП. Высокий уровень военных расходов Таджикистана вызван необходимостью самостоятельного решения проблем охраны госграницы. В прошлом году Бишкек планировал пустить на военные расходы 1% от ВПП, но мартовская революция внесла коррективы, и теперь расходы на силовые структуры возрастут.

Увеличение военных расходов России связано с исследованиями и практическими работами по строительству нового класса подводных лодок, ростом ассигнований для специальных служб в их антитеррористической борьбе, в том числе в Чечне.

Особняком стоят Молдавия (менее 1% от ВВП) и Белоруссия (1% от ВВП). Но Кишинев надеется на военную помощь Евросоюза, а Минск планирует увеличение расходов до 2% на автоматизацию структуры управления и модернизацию военной техники.

Сегодня в качестве преемника СНГ в сфере оборонного (противовоздушного или антитеррористического пространства) называют ОДКБ. Речь идет о центре Евразийского континента, который в последние годы становится местом геополитической схватки России с крупнейшими мировыми державами и международными объединениями. Особый интерес вызывают вооруженные силы государств, суммарный бюджет которых составляет более 20 млрд долларов. Совет по вопросам авиационно-космического комплекса при Госдуме прогнозирует, что только в этом сегменте вооружений возможны закупки на сумму 5–7 млрд дол., что составляет примерно две трети основных статей военного бюджета РФ. Интересы России и азиатских постсоветских государств пересекаются и в покупке вооружений, и в области защиты воздушных рубежей, в вопросах противостояния наркоагрессии. У них во многом совпадают взгляды на ситуацию в Киргизии и Узбекистане. Поэтому большинство стран склоняется к сокращению неэффективного командования СНГ и ратует за передачу его функций ОДКБ или ШОС.

ОДКБ против наркотиков

На территории бывшего СССР действует несколько военно–политических структур, но ни одна из них не в состоянии объединить все постсоветские республики. В ОДКБ входят Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Таджикистан, а Украина и Узбекистан не являются ее членами. При этом внутри ОДКБ формируются свои союзы и коалиции, а в рамках других договоров, таких как Объединенная система ПВО СНГ, успешно сотрудничают страны, не входящие в ОДКБ.

Когда говорят о надежном противовоздушном заслоне, речь идет не только о вероятной военной угрозе – несанкционированных пусках одиночных ракет с различных направлений, а о необходимости противодействия воздушному терроризму, перевозке летательными средствами наркотиков, оружия, незаконных грузов. Если же говорить о реальной военной компоненте в рамках военно–политических структур, то она есть только у ОДКБ и у Объединенной системы ПВО СНГ. «Мы пытаемся встроить ОДКБ в сегодняшнюю ситуацию, когда речь не идет о военной опасности, а об угрозах совершенно другого свойства», – настаивает Бордюжа. Главной опасностью для себя участники ОДКБ считают возрастающую наркоугрозу, поскольку именно наркобизнес остается одним из основных источников финансирования международного терроризма и преступных транснациональных группировок. Растут наркопоставки через реку Пяндж на афганско–таджикской границе, где, по данным спецпредставителя ООН, средний семейный доход от продажи опиума составляет 4–6 тыс. долларов.

Сколь бы серьезными ни были возможности того или иного государства в борьбе с наркоагрессией, в одиночку никому с ней не справиться. Проблему наркоугрозы со стороны Афганистана уже начали включать в повестку дня разных международных переговоров. Год назад ООН провела серию экспертных дискуссий на высоком уровне, что помогло выработать совместную тактику подавления наркотрафика из региона. Начали разрабатывать модель антинаркотического пояса безопасности. Процесс формирования под эгидой Совбеза ООН глобальной антинаркотической коалиции поддерживает и ОДКБ, которая в мае 2004 г. создала Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию и незаконному обороту наркотиков (КСОП). Все государства, которые граничат с Афганистаном, подписали политическую декларацию о готовности создать плотное кольцо вокруг этого государства.

Вал наркотиков по «северному маршруту» – Афганистан – Центральная Азия – Россия – Европа – идет по основным четырем направлениям. Первое: Таджикистан – Узбекистан – Москва – Европа. Второе: Иран – Турция – Грузия – Северный Кавказ. Третье: Киргизия – Казахстан – Урал (Сибирь). Четвертое: Туркмения – Азербайджан – Поволжье. Единственная возможность сокращения поставок наркотиков – создание антинаркотического пояса вокруг Афганистана путем проведения совместных антинаркотических операций силами ЕС, США, НАТО и России, на территории Афганистана и стран Центральной и Средней Азии. Но пока не принято политическое решение о совместных операциях, ОДКБ проводит свои. Оперативно–профилактические операции «Канал» направлены на выявление и блокирование маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков по «северному маршруту». В прошлом году в такой операции участвовали представители Азербайджана, Узбекистана, Ирана. Вместе они изъяли 10 тонн наркотиков, в том числе более 500 кг героина, около 2 тонн гашиша и 240 тонн прекурсоров, да еще 469 единиц огнестрельного оружия.

Адаптации ОДКБ к современным вызовам требует обстановка на южных границах стран-участниц организации. Несовершенство военных и правоохранительных структур Афганистана, неспособность военнослужащих США и НАТО наладить эффективное противодействие наркобаронам накладывает отпечаток на общую ситуацию в регионе. Ключевую роль в стабилизации обстановки может сыграть ОДКБ во взаимодействии с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), эффективность которых признал в докладе по вопросам глобального терроризма и госдеп США.

ШОС – новый формат межгосударственных образований

Единственная структура, которая получила больше плюсов, чем минусов от революции в Киргизии и событий в Узбекистане – ШОС. Она набрала обороты в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, расширила состав, перетянув на свою сторону Узбекистан. Именно ШОС после бесчинств толпы в Бишкеке оказала Киргизии экономическую и гуманитарную помощь. Именно ШОС полностью поддержала действия правительства Узбекистана после событий в Андижане. Налицо взаимосвязь между визитом Ислама Каримова в Москву и предшествовавший ему запрет полетов тяжелых американских самолетов в ночное время. Почему азиатские лидеры так отреагировали на призывы большей части международного сообщества провести международное расследование по событиям в Ферганской долине? Что изменилось после предоставления Ирану, Индии и Пакистану статуса наблюдателей в ШОС? Почему судьба американской базы в Карши «Ханабад» оказалась под вопросом?

Реакция соседних стран на события в Киргизии и Узбекистане была прогнозируема. В соседних государствах выросло поколение молодой элиты, которое рано или поздно должно было выразить стремление взять власть в свои руки. По мнению большей части политической элиты Запада, «цветные» революции – инструмент для демократических преобразований. Но в руководстве среднеазиатских стран считают, что таким экспериментам в Азии не место. Бунт в Киргизии показал, что не каждая революция управляема. Поэтому у всех соседей Киргизии и Узбекистана были свои причины поддержать и новое руководство Киргизии, и «старое» правительство Узбекистана. Китай, например, тревожится о возможном нарушении хрупкого равновесия в соседнем с Киргизией Синьцзян–Уйгурском автономном районе, населенном не только уйгурами, но и узбеками, и киргизами, что может развязать руки местным религиозным экстремистам.

Очевидно, что Узбекистан при подавлении андижанского мятежа превысил нормы адекватного применения силы, но сделал это, исключительно стремясь удержать ситуацию под контролем. Таджикистан, переживший гражданскую войну, тоже заинтересован в стабильности, тем более что сейчас все его силы брошены на контроль границы с Афганистаном по Пянжу.

Наиболее сложная ситуация в Киргизии. Внешне все спокойно. Выборы президента прошли при «советской» активности населения. Но обстановка в Ферганской долине таит много неожиданностей. Примером этому может служить демонстративная «утечка информации» об организации новой российской военной базы в Оше, а также сообщение о намерении Китая направить свои войска в Киргизию. В Москве и Пекине это опровергли. Однако любопытный штрих: ШОС заявила о создании миротворческих сил для участия в операциях ООН, а в Оше по странному стечению обстоятельств решением ШОС рассматривается учреждение филиала Региональной антитеррористической структуры.

Предоставление Пакистану, Индии и Ирану статуса наблюдателей наводит на мысль, что ответом на создание Черноморской хартии под патронатом США может стать создание Каспийской хартии. Не исключено, что Иран, причисленный Вашингтоном к «оси зла», присоединился к оси Москва – Пекин – Дели. С присоединением Ирана к ШОС реальностью может стать проект прокладки экспортного маршрута Россия – Казахстан – Туркмения – Иран, тем более что эксперты Института энергетики и финансов не исключают, что объемы добычи Россией нефти могут превосходить азербайджанские.

В июне представитель госдепа США Шон Маккормак подтвердил, что американское командование перебазировало все самолеты со своих баз в Узбекистане, а официальный представитель Пентагона Брайан Уитман уточнил, что «Узбекистан ввел ряд ограничений на использование аэродрома». Тогда же узбекские власти запретили американцам полеты в ночные часы и прием тяжелых транспортных самолетов. Теперь транспортные самолеты С-17, используемые для снабжения американской группировки в Афганистане, совершают промежуточную посадку не в Узбекистане, а в Киргизии. Хотя американские власти отрицают связь передислокации с событиями в Андижане, политическое давление Вашингтона на Ташкент уже аукнулось трудностями для Пентагона, поскольку аэродромы в Афганистане и Киргизии не совсем подходят для приема самолетов. Возможно, это часть платы Каримова Кремлю за оказанную поддержку, а другая часть – активное участие в программах ШОС.

Так или иначе, ШОС доказала свою эффективность, решив вопрос о делимитации границ Китая с сопредельными странами – бывшими республиками СССР. Экспертное сообщество настораживает сближение РФ с КНР в ущерб отношениям с Европой. На Россию приходится 2,1% внешнеторгового оборота Китая. Российско-китайский товарооборот составляет более 5 млрд долларов. Не исключено, что Китай лишь использует Россию в своих интересах. Это также относится к транспортным коммуникациям и трубопроводам.

Все последние годы КНР играла на противоречиях между подходами нефтяных компаний Казахстана и России. Грамотно воспользовавшись ситуацией с ЮКОСОМ, Казахстан опередил Россию в подписании договора по строительству нефтепровода в Китай. Потому при оценке ШОС необходимо учитывать все плюсы и минусы, а иначе такое партнерство может сказаться на дальнейшей судьбе организации.

Героиновая статистика

По данным ООН, ежегодно от передозировки умирает 10 тыс. человек, употреблявших героин, и 100 тыс. – от болезней, связанных с употреблением наркотиков. За последние годы потребление наркотиков в России выросло в 23 раза. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев считает, что в России 4 млн наркоманов, но по неофициальным данным, их значительно больше, причем значительная часть «сидит» на героине, 70% которого поступает из Афганистана. После свержения талибов посевы мака выросли в 36 раз. Сейчас Афганистан производит 87% мирового объема героина. Эксперты ООН прогнозируют расширение здесь посевов опиумного мака. В 2003 г. они занимали около 90 тыс. гектаров, а в 2004 г. – уже 131 тыс. гектаров. На обработке мака занято около 1 млн 800 тыс. человек. Примерный доход составляет 30 млрд долларов. Из этой суммы афганцам достается 2,8 млрд долларов. Лидером в производстве опиума-сырца стала восточная провинция Нангархар, доля которой в производстве афганского опиума составляет 25%. Далее следуют провинции Бамиан и Гор, где маковые плантации занимают 80% плодородных земель.

Каждый гектар приносит владельцу прибыль 15–16 тыс. долларов. После пересечения границы стоимость 1 кг наркотиков в таджикском кишлаке не превышает 3 тыс. долларов. В Душанбе – примерно 15 тыс., в Москве – от 50 тыс. до 200 тыс. дол., в Лондоне – 300 тыс. долларов. Объем перевозимых наркотиков постоянно растет, и как показывает международный опыт, пограничные и таможенные службы в состоянии выявить лишь 5–10% от общего объема контрабанды.

Военно–политические структуры на территории СНГ

Совет министров обороны СНГ

Создан 14 февраля 1992 г. как орган Совета глав государств по вопросам военной политики государств–участников СНГ.

Штаб по координации военного сотрудничества СНГ

Межгосударственный постоянно действующий рабочий орган СМО. Содействует развитию всестороннего военного сотрудничества государств СНГ и координации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и СМО в этой области.

ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия)

Эти страны гарантировали США безопасность введенного в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Также члены ГУАМ подписали меморандум об эффективном функционировании транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия, обеспечении его надежности и безопасности, необходимости развития инфраструктуры. ГУАМ – гарант того, что большая часть каспийской нефти потечет к турецким терминалам.

Центр антитеррора СНГ

Создан 21 июня 2000 г. для информационного обеспечения спецслужб стран СНГ, создания Специализированного банка данных и организации ежегодных совместных тактико–специальных учений антитеррористических подразделений.

Объединенная система ПВО СНГ

Объединяет 10 стран, подписавших специальное соглашение в 1995 г., но активное сотрудничество ведут только Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия. В рамках этой структуры создано три постоянных командования ПВО: «западное» – Россия и Белоруссия; «южное» – Россия и Армения; «среднеазиатское» – Россия, Киргизия, Таджикистан.

Организация Договора коллективной безопасности

Создана 15 мая 1992 г. шестью странами (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан). Договор предполагает военно-политическое сотрудничество и предусматривает необходимую помощь, в том числе и военную, в случае совершения акта агрессии против любого из членов. Система управления ОДКБ включает несколько советов и комитетов. Главный руководящий орган – Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств–членов организации. Консультативно–исполнительные органы – Совет министров иностранных дел (СМИД) и Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). В июне они приняли План коалиционного военного строительства ОДКБ до 2010 г. и на перспективу, а также Концепцию создания Объединенных военных систем. Принято решение о создании объединенной группировки войск в Центральной Азии, а также о создании миротворческих сил, которые не будут ограничены географическими рамками.

Коллективные силы быстрого развертывания ОДКБ (КСБР) созданы в 2001 году. Тогда они включали четыре батальона из России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии общей численностью 1500 человек. К 2003 г. завершилось формирование органов военного управления ОДКБ. В Москве открылся Комитет начальников штабов ОДКБ со своим аппаратом. В Бишкеке – командование национальных формирований в составе КСБР на базе действующего в Киргизии регионального штаба коллективных сил. В январе 2004 г. начал работу новый военный орган организации – Объединенный штаб ОДКБ. Тогда же группировка ОДКБ была увеличена в 2,5 раза. Каждая страна-участница предоставила дополнительно по батальону к уже имеющимся силам, а Таджикистан – аж два батальона. Недалеко от Бишкека, в Канте под эгидой ОДКБ разместилась российская авиационная база. Основные направления возможного использования Коллективных сил быстрого развертывания – не только войсковые операции, но и противодействие незаконному обороту наркотиков, нейтрализация террористических групп, проникших на территорию стран-участниц ОДКБ. Сейчас численность КСБР превысила 3 тыс. человек. Основное финансирование структур ОДКБ – на счету России, которая обеспечивает 50% бюджета организации, а остальные пять стран – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – по 10%. Итоги боевой выучки государств–союзников подводились на крупномасштабных учениях под кодовым названием «Рубеж» в 2004 г. – в Киргизии, в 2005 г. – в Таджикистане.

Шанхайская организация сотрудничества

Создана в июне 2001 г. Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Позже к «шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. В ранге наблюдателей – Монголия, Иран, Пакистан, Индия. Последние три страны получили этот статус в июле 2005 года. В ШОС сотрудничают государства, играющие весомую роль в мировой политике: Россия, Китай, Индия. Первые два – члены Совбеза ООН. Члены ШОС располагают огромной территорией и людскими ресурсами. Для устойчивости организации избран принцип полного равенства. Конечно, это не в полной мере отражает весомость стран-гигантов, но при дальнейшем развитии и появлении конкретных программ это, возможно, будет изменено.

Евразийское экономическое сотрудничество

Организация, в которую входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, была создана 10 октября 2000 года. Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателей. Цель – создание режима свободной торговли, единой таможенной территории, формирования общего рынка товаров, капиталов при соответствующей унификации национальных законодательств.
1.08.2005
Анатолий Цыганок