Портрет с пристрастием

Более десяти лет в рамках СКК длится политическая эстафета под названием «урегулирование грузино-осетинского конфликта». Но если в легкоатлетической эстафете участвует несколько спортсменов, то в нашем политзабеге участвует, как ни странно, одна команда. Это сборная Грузии и политиканству, до сих пор не осознав, что урегулирование т.н. конфликта состоялось, причем де-юре в гордом одиночестве верстает круги.

Южная Осетия, равно как и Абхазия, обрела государственный суверенитет и в соответствии с международным правом определила свой политический статус, став субъектом международного права. Тем не менее, эстафета по гипотетическому урегулированию бьет все рекорды по отсутствию здравомыслия. В начале 2004 г. Ираклия Мачавариани на посту главы СКК от Грузии сменил другой «бегун». Нелишне вспомнить, что каскады политических эскапад Мачавариани достойны отображения в наставлениях по актерскому мастерству, но вовсе не дипломатии и конструктивному ведению диалогов. Так, на заседании СКК в 2003 г. в Гори обсуждалась деятельность ССПМ, и когда жар обсуждения спал, неугомонный Мачавариани вновь разжег тему, да так, что вспомнились строчки из «Золотого теленка»: «Неопытный Паниковский развел такой большой костер, что казалось – горит целая деревня». Мачавариани потушил костер бензином стойкими и героическими воспоминаниями о том, что его автомашину остановил в Цхинвале ночью неопознанный БТР и проверил документы. Мол, куда смотрят миротворцы? Вообще-то, останавливают и проверяют документы люди, а не железные машины. Во-вторых, Южная Осетия правомочна иметь блок силовых министерств, со всеми вытекающими последствиями. Ну и, в-третьих, что это за неопознанная техника, если она была классифицирована самим Мачавариани как БТР?

Не менее красноречив наследник Мачавариани кинорежиссер Хаиндрава. Газета «ЮО» уже сообщала о журналистских тренингах, прошедших под эгидой международных организаций, где участвовали журналисты двух стран – Южной Осетии и Грузии. на церемонии закрытия и вручения сертификатов присутствовали иностранные дипломаты, а также глава грузинской части СКК Георгий Хаиндрава. Пользуясь удобным случаем, югоосетинские журналисты учинили ему допрос с пристрастием, к сожалению, и в силу причин, связанных с психоэмоциональным состоянием госминистра во время ответов на вопросы, запись не прошла по телевидению. Перекрестный допрос позволил журналистам провести глубинную препарацию и трепанацию политко-правовых и международных знаний госминистра, в которых, судя по ответам, подобно джинну в бутылке, сидит и мечтает вырваться на свободу душок национализма и выдает в их хранителе патологическую ненависть к международному праву.

В романе «Золотой теленок» бесподобно описывается эпизод, когда Бендер попал в толпу стариков в белых пикейных жилетах, в пожелтевших накрахмаленных воротничках, откуда поднимались волосатые куриные шеи. Это люди старого порядка – маклеры, выжившие из ума бухгалтеры и другая шушера. Все события в мире старики рассматривали сквозь призму объявления Черноморска открытым и вольным городом. Им, как в старые времена, вечно хотелось покупать и продавать. А потому свято верили, что европейские политики Бенеш, Бриан, Гинден-бург, Сноуден, Чемберлен и Макдональд не забудут пикейных жилетов и непременно объявят в новой пан-Европе Черноморск открытым городом. По убеждению «жилетов», открытие Черноморска и есть условие для строительства пан-Европы. Вот они и будут продавать, покупать. Ни во что другое старики не верили. Этот эпизод как две капли воды схож с умонастроениями грузинских политиков, которые судят о мире и международном праве в русле «пикейных жилетов», превратив эту недосягаемую для них науку в предмет купли-продажи. Ведь им очень хочется покупать и продавать малые народы, территории. В числе таковых – Георгий Хаиндрава, впереди которого семимильными шагами шагает слава мэтра кинематографии.

В истории Грузии он не первый, кто с актерской площадки забрел в большую политику. Как правило, люди искусства идут в политику после окончательного кризиса жанра, застоя и регресса, который наблюдался у шарадиста Синицкого в том же романе, пятьдесят лет сочинявшего ребусы и шарады. За этой время он не вырвался за ограниченные рамки сознания и безнадежно отстал от жизни. Раньше Хаиндрава в политику ушел Эльдар Шенгелая, перед уходом «громко хлопнувший дверью» съемкой первого грузинского порнографического фильма «Любовь в виноградной лозе».

Слава Хаиндрава-режиссера меркнет перед славой Хаиндрава-политика. Давая интервью, он пытался излучить человеколюбие, но куда больше от него прело политиканствующей военщиной.

Вкрадчивая любезность, с которой госминистр «заботился» о судьбах осетин и сольная международно-правовая эквилибристика превратили его тираду в идейную белиберду. Завершилось красноречивое словоизлияние высокоидейным стриптизом, обнажившем отсутствие у ритора даже зачатков познаний в основах международного права.

Начиналось все прозаично, с темы Батумской конференции, где Саакашвили озвучил «мирные инициативы». Со слов Хаиндрава, «неразумно и безответственно отказываться от предлагаемого в Батуми». Он не усомнился в том, что население Южной Осетии благосклонно отнеслось к батумским инициативам и упрекнул руководство республики, которое говорит за свой народ, не давая ему шанса ощутить прелести батумских коврижек. «Почему всегда говорят за других, за народ – это инструкция!»,- надрывался Хаиндрава. «Когда-нибудь осетины спросят со своего руководства и будут его упрекать за то, что не выслушали предложения грузинской стороны»,- развивал он тему. Уверенность в благосклонности осетин к предложениям правительства Грузии он почерпнул, с его слов, на основе собственных наблюдений. Однако другие наблюдения показывают презрение и нижайший авторитет госминистра даже в селах РЮО с преимущественно грузинским населением, где недавно была предпринята попытка физического устранения режиссера.

Не нарушая устоявшейся в Грузии традиции, Хаиндрава тоже прибег к затертому политическому штампу, согласно которому Южную Осетию держат 15–20 человек – окружение президента, а простой народ, «стонущий под диктатурой и тоталитаризмом», мечтает о райской жизни в Грузии.

Посокрушался Хаиндрава по поводу отсутствия оппозиции и свободы слова в Южной Осетии. Что-то подобное, если не копия, было в истории человечества, когда в 1979-х годах составной частью агрессивного курса США стала пресловутая кампания по «защите прав человека». А Картер говорил с трибуны ООН, что «США принадлежит истинно историческое право отождествлять себя с этим процессом».

В пример Хаиндрава приводил грузинскую оппозицию, которая по всем признакам классифицируется как охлократия (власть толпы), регулярно изгоняющая избранных ею президентов устраивающая пышную интронизацию новых властителей. В отличие от некоторых стран, осетины никогда не страдали поклонением перед властителями, но и анархию, несмотря на частичное непризнание понятия «подчинение», устраивать в государстве не намерены. Поддержкой оппозиции грузинская сторона пытается обратить мечи нашего государства не в сторону врага, а друг против друга, стараясь сокрушить республику внутренними раздорами. Что касается охлократии, то когда кто-то незаконно присваивает себе сласть, правосудию достаточно признать ее, чтобы она стала законной, то есть превратилась в плутократию.

Финал интервью запомнился безнравственным толкованием международного права, когда на вопрос о том, что же он думает о праве народов на самоопределение, Хаиндрава ответил, что «оно действует только тогда, когда и у другой нации есть это права. Я не отрицаю равноправие народов и наций, но+»,- на этом багаж знаний международно-правовых норм госминистра исчерпался. К счастью, глумление над международным правом уездным любителем кинематографа не меняет монолита содержания и смысла Устава ООН, основного программного документа международного права. Пункт 2 ст. 1 Устава ООН гласит: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и равноправия и самоопределения народов». Правовым же основанием изменения территориальной целостности является право народов на самоопределение. И вопрос в том, что не Россия нарушает целостность Грузии, а Южная Осетия и Абхазия справедливо требуют признания суверенитета двух республик мировым сообществом. Однако чувство справедливости, возведенное в культ в Грузии в 1990 г., когда она отстаивала свои интересы при выходе из СССР, замолчало, как только дело коснулось прав других народов.

Как известно, люди искусства, в частности, режиссеры и писатели, живут в вымышленном мире. Чувство собственной неполноценности,- незнатное происхождение, удары судьбы, необеспеченность и т.д., – компенсируется в творчестве, где такие люди мстят врагам, предаются мечтаниям, создают утопии и описывают то, чего им не удалось достичь в обыденной жизни. Создавая картины, романы и утопические фильмы, они изображают свой мир, мировой порядок, в котором хотели бы жить. И неспособность создать такую идиллию в реальности компенсируют фантасмагорическими «шедеврами». Грузия в неснятом фильме Хаиндрава и Грузия в реальности – две несопоставимые вещи. И все старания снять кассовый фильм о химерической территориальной целостности Грузии обречены на зрительский провал. За такую картину политиканствующего режиссера уж точно не пригласят в Голливуд. Он вам только снится, Георгий Леванович.

В упомянутом интервью Хаиндрава подтвердил истину, что не всегда служители искусства следуют идеалам гуманности и человеколюбия. Говоря о «неразумности и безответственности» отказа от батумских инициатив, он угрожающе добавил: «Вы должны знать, что ситуация в Цхинвальском регионе зависит от правительства Грузии». По сути, это недвусмысленный намек-угроза на желательность принятия условий Грузии. А затем ненависть ко всему русскому зло бросил: » Вот когда у вас в правительстве все будут русские, вы увидите, что с вами будет». И уже уходя, по-отечески «напутствовал» журналистов: «Врать не надо, придется отвечать».

Не нужно угрожать, Георгий Леванович, пока вас не вызвал на беседу гаагский прокурор!

Александр КЕЛЕХСАЕВ http://www.cominf.org/