По следам президентского послания

Юрий Вазагов изучил и проанализировал послание президента Южной Осетии к народу и парламенту.

Ведущие политические силы Южной Осетии продолжают обсуждать очередное послание президента Леонида Тибилова парламенту, которое в республике стало главным политическим событием февраля. Ежегодное послание президента парламенту РЮО представляет собой особую разновидность официального политико-правового документа, прописанную в Конституции Южной Осетии и относящуюся к президентским актам.
По своей сути, это годовая программа-минимум, содержащая анализ ситуации во всех основных сферах жизни республики и перечень вытекающих из этого задач. Послание, не являясь обязательным, тем не менее, учитывается парламентом при принятии пакета законодательных актов.
ДНР и ЛНР открыли свои представительства в Южной Осетии.
Премьер: послание президента — четкая программа действий для правительства
В своем весьма объемном послании 2016 года глава республики затронул практически все ключевые вопросы сегодняшней повестки дня. Тезисы президентского выступления касались сферы внешней политики, различных аспектов социально-экономического развития, науки, культуры, образования и др.
Судя по ряду заявлений, озвученных в послании, Леонид Тибилов, как в предыдущие годы, так и в дальнейшем намерен избегать авторитарных методов управления, предпочитая политику компромиссов и переговоров с другими ветвями власти и политическими силами. Парламент, со своей стороны, как отметил спикер Анатолий Бибилов, комментируя послание президента, также готов к сотрудничеству и взаимодействию.
Как показали последние события, когда президент и спикер парламента смогли путем переговоров и личных договоренностей снять возникшую внутриполитическую напряженность, уход от эскалации и поиск компромиссных вариантов начинает становиться здоровой политической традицией в Южной Осетии. А это, в свою очередь, дает надежду, что предвыборный год, несмотря все риски обострения внутриполитической обстановки в условиях усиливающейся конкуренции политических сил, пройдет в достаточно стабильной и спокойной атмосфере.

Послание — установка на последний год президентского срока

К числу отличительных моментов нынешнего послания можно отнести обилие цифр и конкретных поручений большинству ведомств и государственных структур, с обозначением персональной ответственности их руководителей.
Не исключено, что в данном случае власть пытается реагировать на запросы общества, которое давно устало от способности чиновников до бесконечности затягивать, с помощью дежурных отчетов и бумажной волокиты, любое благое начинание.
Еще одной причиной жесткости формулировок и недвусмысленной критики многих ведомств и учреждений, возможно, является специфика самого послания. В нем, по сути, сформулированы задачи на последний год президентской пятилетки Леонида Тибилова. Ни для кого не секрет, что от того, насколько успешно органы исполнительной власти справятся с поставленными задачами, в значительной степени зависит ход предвыборных процессов, которые вступят в решающую фазу ровно через год.

Внешнеполитическая составляющая послания

В целом первая часть послания посвящена вопросам внешней политики, в первую очередь, отношениям с Российской Федерацией. Президент подчеркнул неизменность курса на интеграцию с Россией — главным стратегическим партнером РЮО. Он особо отметил значение подписанного в 2015 году Договора о союзничестве и интеграции, в котором отражен практически весь комплекс задач безопасности и социально-экономического развития Южной Осетии.
С момента подписания этого договора отношения между Россией и Южной Осетии в долгосрочной перспективе будут развиваться исходя из формата тесной интеграции. Четкое понимание значимости этого межгосударственного документа со стороны руководства РЮО позволяет надеяться на успешную реализацию его пунктов. Разумеется, с учетом взаимных интересов, как российских, так и югоосетинских, совпадающих по всем основным направлениям.
Леонид Тибилов также обозначил свою позицию относительно дополнительного соглашения в военной сфере, заявив о необходимости сохранения пусть и немногочисленной югоосетинской армии с одновременным наращиванием процессов интеграции с РФ в военной сфере. Видимо, эта формулировка призвана стать компромиссной между различными предложениями относительно судьбы собственных Вооруженных сил Южной Осетии.
В послании большое внимание уделено и международной обстановке вокруг Южной Осетии, включая начавшееся явно заказное следствие Международного уголовного суда в Гааге по поводу событий августа 2008 года. В качестве угроз безопасности Южной Осетии Тибилов назвал сохраняющиеся реваншистские настроения и продолжающуюся милитаризацию Грузии, нарастание террористической угрозы из-за ситуации на Ближнем Востоке, а также приближение НАТО. Выход из явно ухудшающейся общей геополитической ситуации глава государства видит в осуществлении давней мечты осетинского народа — воссоединении с Россией и решении проблемы разделенного осетинского народа.

Предоставить президенту новые полномочия

Апелляция к внешнеполитической обстановке потребовалась Леониду Тибилову, чтобы озвучить, пожалуй, ключевой пункт послания, касающийся проведения референдума о вхождении республики в состав России. Он сообщил, что в 2016 году Южная Осетия намерена продолжить консультации с российской стороной по вопросу проведения референдума.
При этом руководство РЮО, с учетом того, что проведение референдума может создать для России дополнительные сложности на международной арене, планирует провести плебисцит в особой форме.
«Рассматривается возможность постановки на голосование вопроса о включении в текст нашей Конституции отдельной нормы, позволяющей Президенту РЮО обратиться к Российской Федерации с предложением о принятии Южной Осетии в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Таким образом мы получим твердые конституционные основания для инициирования вопроса о вхождении в состав России и при том не будем обязывать российскую сторону сразу реагировать на результаты нашего референдума. В дальнейшем, по согласованию с российской стороной, у нас будет возможность без промедления выйти с инициативой о вхождении в состав России», — так объяснил суть особой формы Леонид Тибилов.
Итак, глава республики внес ясность в этот вопрос и развеял неоднократно звучащие за последнее время предположения, что власть решила попросту «замолчать» собственную инициативу о проведении референдума по вхождению РЮО в состав РФ. Предлагаемая формулировка вопроса действительно отличается от предыдущих плебисцитов. Во время проведения первого референдума (в 1992 году) населению предлагалось ответить на два вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?».
Теперь, видимо, на предстоящем референдуме речь будет идти о внесении изменений в главу 1 Конституции РЮО и предоставлении главе республики права без проведения нового референдума обращаться с просьбой о принятии Южной Осетии в состав другого государства — например, России.
И здесь могут возникнуть определенные сложности. Уже сегодня можно предположить, что подобная формулировка вызовет разного рода вопросы. Пикантность ситуации заключается в следующем: в тексте самой Конституции не может быть четко прописано, что речь идет о вступлении в состав именно Российской Федерации. Теоретически президент получит право единоличного принятия решения о вступлении республики в состав любого другого государства, а ведь это эксклюзивные полномочия. Причем, такие полномочия сохранятся у всех последующих руководителей РЮО, если вопрос о вхождении в состав России не будет решен в достаточно близкой перспективе. Изменить эту норму Конституции можно будет только через проведение нового референдума.
Впрочем, это пока лишь голые предположения. Думается, формулировки выносимых на референдум вопросов и предлагаемых конституционных изменений в ближайшие месяцы станут предметом широкого обсуждения.
Дискуссионный характер носит и само утверждение о том, что референдум с однозначными формулировками будет обязывать Россию к немедленной реакции. Помнится, предыдущие референдумы с более чем недвусмысленно поставленными вопросами и последующими официальными обращениями к руководству и парламенту России не требовали от последней немедленной реакции. Тем не менее, в час «Х» результаты народного волеизъявления легли в основу принятого президентом и обеими палатами Федерального Собрания РФ решения о признании независимости РЮО.
Есть и вторая сторона медали. Предоставление президенту права, путем внесения изменений в Конституцию, в решающий момент обратиться к РФ с просьбой о принятии РЮО, действительно позволит создать более гибкий механизм реагирования на случай геополитических изменений. К тому же при таком раскладе удастся избежать неминуемого разочарования среди населения, если временная дистанция между проведением референдума и вхождением РЮО в состав РФ по каким-то причинам окажется значительной. Одним словом, все эти вопросы требуют детального обсуждения во избежание негативных последствий.

Решение по геноциду в противовес позиции МУС

Другой, также очень важный пункт президентского послания касался обращения к Государственной думе Российской Федерации с просьбой о признании геноцида югоосетинского народа, осуществленного Грузией в 1920, 1989-1991 и 2008 годах.
Нельзя не отметить, что в решении этого вопроса Южная Осетия и Россия серьезно запаздывают, отдав инициативу в руки своих внешнеполитических соперников. Уголовное дело по статье «геноцид» на основании данных, полученных в ходе расследования фактов массовых убийств в Цхинвале и других населенных пунктах Южной Осетии, было заведено Следственным комитетом РФ еще в августе 2008 года. Однако, несмотря на это, дальнейших логических шагов не последовало.
В результате теперь уже Международный уголовный суд в Гааге взялся за расследование военных преступлений, якобы совершенных российскими военными и югоосетинской армией в 2008 году.
Своевременное рассмотрение вопроса о геноциде южных осетин на уровне Госдумы РФ может стать эффективной мерой по нейтрализации реваншистских настроений, всплеск которых неминуемо последует в случае вынесения Гаагским судом вердикта в пользу Грузии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik Южная Осетия