Военная доктрина страны как веление времени

Вопросы безопасности страны и взаимной помощи в случае внешней агрессии — в числе главных в межгосударственном Договоре о союзничестве и интеграции между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией, заключенном в Москве в марте 2015 года.
«Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого-либо государства, группы государств или незаконных вооруженных формирований, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны», — так определяется понимание взаимопомощи в международном российско-югоосетинском соглашении.
Обеспечение незыблемости конституционного строя Республики Южная Осетия, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, укрепление обороноспособности ее Вооруженных Сил — все эти вопросы относятся к национальным интересам государства и безусловному приоритету власти. А стратегическая цель обороны определяется созданием условий для мирного и динамичного социально-экономического развития страны и обеспечения ее безопасности.
Достижение целей обороны Республики Южная Осетия осуществляется в рамках реализации военной политики, в том числе на основе ранее заключенных двусторонних международных договоров с Российской Федерацией.
В настоящее время ведется подготовка проекта дополнительного соглашения о вхождении отдельных подразделений Вооруженных Сил Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется порядок их функционирования, применения и обеспечения. Необходимо исходить из того, что Республика и ее народ должны быть надежно защищены от угрозы внешней агрессии. Время диктует необходимость наличия у страны пусть и немногочисленного национального боевого формирования, но дисциплинированного, мобильного, хорошо вооруженного, профессионально подготовленного к эффективному ведению боевых действий в горно-лесистой местности и в условиях населенных пунктов. «Такая структура должна быть способной решать боевые задачи до развертывания значительных сил и широкомасштабных боевых действий, кроме того, дать соразмерный отпор диверсионно-террористическим актам и провокациям, без применения Российской Федерацией своих Вооруженных Сил», — отметил Президент Л. Тибилов в своем Послании народу и Парламенту РЮО. В этом положении, изложенном Верховным главнокомандующим, фактически определена оборонная доктрина страны.
Эта доктрина не является кабинетной выкладкой, а сформировалась на основе объективного анализа военных действий августа 2008 года. Именно тогда мы стали свидетелями того, как небольшие мобильные группы югоосетинской армии и ополченцев в Цхинвале оказались в состоянии связывать боем значительные боевые подразделения грузинских войск. В течение трех суток, до самого подхода основных сил 58 российской армии, подразделения защитников столицы Республики, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами, не давали грузинским бригадам реализовывать свое превосходство в личном составе, вооружении и боевой технике.
Необходимо учитывать, что армия является не только военной организацией. Атрибутами суверенного государства, помимо Флага, Герба, Конституции, является и национальная армия. Страна, не имеющая своих вооруженных сил, рассматривается порой как неполноценное политико-территориальное образование. Безусловно, не все государства могут себе позволить иметь свою армию. И, прежде всего, именно по причине материального характера. И только наличие опасности внешнего вторжения может заставить государство изыскивать все возможные и невозможные средства, чтобы иметь силы и средства для отражения нападения врага. Если же внешней угрозы нет или же есть возможность военного покровительства, то наличие своих, как обычно, затратных вооруженных сил, не так необходимо.
Вооруженные Силы Республики создавались в условиях утраченной преемственности от Советской Армии. При том, что имелся большой потенциал в виде действующих и отставных офицеров-осетин, этот командно-организационный резерв так, по большому счету, и не был использован. Не было и материальных ресурсов. Единственное, что присутствовало, это энтузиазм и понимание необходимости самоорганизации перед лицом врага. Тогда и возник вопрос: как создать армию — при отсутствии всего, кроме крайней необходимости ее иметь?
Во главе процесса формирования Вооруженных Сил страны встали люди, не имевшие военного образования. Среди них были комсомольские активисты, предприниматели, работники сферы обслуживания. Впрочем, в этом не было ничего необычного, если мы посмотрим на историю создания наиболее успешных армий мира. Генералы Наполеона в большинстве своем не были представителями военной касты, а армию Израиля создавали, помимо нескольких кадровых офицеров, ученые-археологи, философы, жители сельскохозяйственных коммун.
Вооруженные Силы Южной Осетии как официальная структура были образованы в 1993 году. Тогда в феврале было учреждено Министерство обороны. За всю свою историю наибольшая численность югоосетинской армии достигала трех тысяч человек. Не менее боеспособной составляющей были и резервисты, в числе которых неформально состояло все мужское население. В структуре югоосетинской армии были представлены все основные виды войск: мотострелковые части, бронетанковые подразделения, ствольная и реактивная артиллерия, средства ПВО.
Однако практика показала, что громоздкие структуры оказываются неэффективными при фронтальном соприкосновении с намного превосходящим противником. При массированном применении сил и средств противником, имеющим многократное превосходство в личном составе, бронетанковой технике, средствах подавления связи и авиации, тактика выдерживания сплошной линии обороны оказывается пагубной и быстро приводит к расчленению сил сопротивления. Если же подразделения мобильны, автономны, то они могут действовать с большей результативностью, перемещаясь по всей протяженности зоны боевых действий. Понятно, что ресурсов у таких подразделений немного, и на длительные операционные действия они, в принципе, не способны. И в этом случае важен фактор подхода более мощных воинских сил.
Неблагоприятных факторов для эффективной обороны страны в Южной Осетии более чем достаточно. Грузинская армия всегда будет иметь численный, ресурсный и технический перевес над Вооруженными Силами РЮО. Наша страна уступает агрессивному соседу по населению и в обозримом будущем всегда будет вынуждена вести войну против численно превосходящего противника.
Враг также имеет возможность развивать наступление (и это доказали события августа 2004 и 2008 годов) с нескольких стратегических направлений. Это направление на Ленингор, направление Ванат-Джер-Дзау-Рук, направление Они-Кваиса, направление Сачхере-Синагур-Цон-Гуфта, направление Никоз-Хетагурово и Никоз-Цхинвал. Незначительная территория, изрезанные границы и близость населенных центров к линии фронтов лишает Республику всякой стратегической глубины. Так, расстояние от грузинской границы до столицы Цхинвала составляет всего 500 метров, до стратегического Рукского тоннеля — 50 км. Никаких естественных барьеров в виде полноводных рек и непреодолимых горных хребтов на пути врага не существует. Поэтому возникает необходимость иметь маневренные, хорошо оснащенные и необязательно многочисленные подразделения, которые бы могли быстро перебрасываться в район наибольшей опасности.
Учитывая географические реальности, а также перевес противника в живой силе и технике, Республика в случае войны не может рассчитывать на победу посредством уничтожения врага. Реальной целью должно быть нанесение такого ущерба его вооруженным силам, которое дезорганизовало бы их на максимально долгое время, достаточное для подхода помощи.
Необходимость наличия у нашего государства своей небольшой мобильной армии очевидна. Вместе с тем, важно расширить базу для комплектования боевой составляющей на время военных действий за счет оперативного резерва. В настоящее время по мобилизационному плану Министерства обороны РЮО в ряды вооруженных сил могут призываться военнообязанные. Но эта процедура все еще не отработана на практике.
Полагаем, что в числе потенциальных солдат должно быть все дееспособное мужское население страны. Сегодня в силовые структуры практически невозможно устроиться, если человек не отслужил в армии или не закончил специализированное учебное заведение. Но может быть, надо продумать вопрос, чтобы не было возможности устроиться и на престижные гражданские должности при игнорировании обязанности прохождения обязательной воинской службы.
Например, военная служба для гражданина Израиля — неотъемлемая часть жизни. Если у тебя нет армейского прошлого, с гражданской карьерой будут трудности, отказ же от службы считается антиобщественным поступком. Здесь же широко развита система поддержания в боеготовности резерва.
Не надо забывать и о потенциале женской части нашего общества. В советское время было широко распространено движение санитарных дружин в школах и высших учебных заведениях.
Сегодня существует расхожее мнение о том, что присутствие в Республике российской военной базы делает неактуальным существование югоосетинской армии. Мол, и пользы от нее не будет во время вероятных боевых действий, да и в какой-то мере осетинские подразделения могут создавать помехи при развертывании российских подразделений. Полагают, что Вооруженные Силы РЮО не соответствуют стандартам организованности и оснащенности российской армии, чтобы полноценно действовать вместе с ней.
Хочется привести несколько возражений по этому поводу. Президент В.Путин, говоря об итогах войны августа 2008 года, сказал, что в свое время высказывались сомнения в возможности сил самообороны РЮО оказать сколь-либо значительное сопротивление регулярной, подготовленной западными инструкторами и оснащенной современной техникой и авиацией грузинской армии. «Ополченцы, тем не менее, оказались более чем востребованы, очень мужественно защищали свою Родину, и трое суток, пока не подошла российская армия, по сути, они и российские миротворцы сдерживали напор грузинской армии», — дал свою оценку действиям югоосетинских вооруженных подразделений В. Путин.
Кроме того, даже в условиях развертывания 58-й российской армии на театре военных действий в августе 2008 года югоосетинские подразделения занимали свой участок боевых действий, определенный российским командованием. И это при том, что предварительно такое взаимодействие не предполагалось и не отрабатывалось. Если такой формат совместных действий будет предусмотрен и в дальнейшем, то взаимодействие будет намного эффективнее августовского периода, так как станет основываться на практических учениях.
Если югоосетинская армия останется полноценной боевой единицей, на что указывают намерения республиканского руководства, то российской стороне надо будет «подтягивать» ее до своих стандартов. Для достижения оперативной совместимости необходимо провести модернизацию Вооруженных Сил РЮО, в том числе поэтапную унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, а также совместно организовать подготовку юго-осетинской армии и оснащение ее современными видами вооружения.
Отметим также, что существование на одной территории двух и более армий отнюдь не редкое явление. Например, в том же Косово при полном доминировании войск НАТО существуют и свои вооруженные силы. И они не только не сокращаются. Наоборот, модернизируются ускоренными темпами. По плану Силы безопасности Косово должны включать 2 500 бойцов в частях постоянной готовности и 800 резервистов в возрасте 19-35 лет. Понятно, что вооруженные силы Косово появились не в одночасье. США и НАТО готовили их тщательно, начав этот процесс сразу после провозглашения «независимости» 17 февраля 2008 года. Гарантом безопасности Косово сейчас являются войска НАТО, однако параллельно они готовят и развивают и национальные вооруженные силы этого мусульманского государства.
В Москве состоится встреча Президента Л.Тибилова и Президента В.Путина. Среди других, конечно же, будут затронуты и вопросы реализации Договора о союзничестве и интеграции между РЮО и РФ в части его оборонной составляющей. Не приходится сомневаться, что положение о сохранении югоосетинских вооруженных сил не претерпит изменений.
В последнее время мы стали свидетелями очередного обострения на государственной границе с Грузией. В районе селения Икорта Цхинвальского района группы агрессивной грузинской молодежи устраивают демонстрации. В прошлом году были прямые попытки нарушить линию разграничения, случались факты демонтажа пограничных знаков. Мы должны понимать, что спор с Грузией не состоит в несогласии по поводу границ, а в неприятии самого факта существования Республики Южная Осетия. Противники нашей страны будут вести войну против нее на уничтожение, и грузинская армия в этих намерениях, главный инструмент. Уже то, что на протяжении восьми лет официальный Тбилиси при любой власти отказывается подписывать документ, гарантирующий неприменение военной силы, говорит об этом более чем убедительно. И это еще один аргумент в пользу того, чтобы держать порох сухим.
Еще в 2012 году именно по настоятельной просьбе Л.Тибилова во время личной встречи с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным удалось отменить ранее подписанный предшественниками в руководстве РФ и РЮО документ, по которому Вооруженные Силы РЮО подлежали значительному сокращению. Тогда удалось сохранить нашу армию, уверены, что так будет и в дальнейшем.

«Информационно-аналитический отдел газеты «Южная Осетия»