Референдуму 2006 года десять лет: листая старую тетрадь

Десять лет назад 12 ноября 2006 года в новейшей истории страны произошло важное событие – был проведен всенародный Референдум по вопросу независимости Республики Южная Осетия. Ранее в январе 1992 года на Референдуме граждане РЮО уже определили курс развития страны – независимость с последующим вхождением в состав России.
Проведение нового плебисцита было вызвано необходимостью еще раз, уже в условиях новых политических реалий, подтвердить решение народа Южной Осетии. Тогдашний глава государства Э.Кокойты на одной из встреч с общественностью так обосновывал необходимость проведения референдума: «Южная Осетия готова мирным и цивилизованным путем добиться признания независимости своего государства. Референдум – это ответ, в первую очередь, тем, кто не признает волеизъявление народа Южной Осетии, кто хочет навязать нашему народу политику двойных стандартов. Я подчеркиваю, Южная Осетия имеет больше политико-правовых оснований для признания, чем Косово или Черногория, с учетом тех законов, которые существовали на период СССР.
Грузия заявляет на весь Запад тему того, что якобы к независимости стремится только Кокойты и его окружение. Референдум – это наш ответ тем людям, которые не имеют представления об истинном положении вещей. В 1992 году большая часть молодежи РЮО, представителям которой было тогда по 2-3 года, не имела возможность выразить свое отношение к вопросу Независимоcти. Сегодня, когда Южная Осетия подвергается экономической и информационной блокаде, подвергается агрессии, им по 15 лет».
Необходимо отметить ряд особенностей этого периода. Согласно определенным Конституцией срокам, в ноябре должны были пройти очередные выборы Президента РЮО. Было принято решение провести в день выборов Президента и Референдум о независимости. Это было вполне рациональное решение. Во-первых, экономились ресурсы, так как в противном случае пришлось бы создавать отдельный ЦИК по референдуму, заново оформлять избирательные участки, оплачивать труд сотрудников Центризбиркома и избирательных комиссий, нести транспортные расходы и т.п. Во-вторых, совмещение выборов Президента и Референдума делало более привлекательным для избирателей сам процесс голосования. А это, при хронической индифферентности большей части электората, было немаловажно.
И еще одна особенность того времени. Одновременно с выборами Президента РЮО грузинские власти устроили шоу под названием «Выборы альтернативного президента», согласно которым на подконтрольных на тот момент Тбилиси территориях Южной Осетии предполагалось выбрать еще одного президента. Прогрузинского.
В преддверии проведения всенародного голосования проводилась и разъяснительная работа с населением. Состоялся Круглый стол с участием общественных организаций и политических партий Республики на тему «Референдум о независимости и будущее Южной Осетии». По итогам Круглого стола было принято коммюнике, в котором, в частности, указывалось: «В политических реалиях, сложившихся в мире сегодня, народ Республики Южная Осетия должен дать ответ на новые вызовы и угрозы современности, обеспечивая тем самым свою национальную безопасность, возможность дальнейшего развития и свое будущее таким, каким он его видит. Еще раз подтверждая демократические устои и традиции нашего общества, граждане РЮО получают возможность высказать свое мнение относительно будущего своей страны путем прямого и свободного волеизъявления референдума, и еще раз подтвердить правильность выбора своего пути к независимости как основного условия обеспечения своей безопасности, культуры и языка».
На центральной площади столицы Республики Южная Осетия состоялся митинг в поддержку предстоящего референдума о независимости РЮО. На митинге выступили представители интеллигенции, общественных организаций, политических партий, деятели культуры РЮО и беженцы из внутренних районов Грузии. Всеми выступающими единогласно была отмечена правильность избранного народом Республики Южная Осетия пути к независимости.
23 августа 2006 года в Южной Осетии на заседании Парламента Южной Осетии была официально утверждена дата проведения выборов Президента РЮО – 12 ноября 2006 года. Одновременно с выборами должен был состояться референдум по поводу независимости Южной Осетии.
Последовала дежурная реакция Тбилиси и его западных союзников. Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором было сказано, что Соединенные Штаты выступают против проведения референдума о независимости Южной Осетии. «Такие действия приведут только к обострению напряженности и отвлекут внимание от необходимости мирного разрешения конфликта», – заявил пресс-секретарь госдепартамента Шон Маккормак. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что Европа не признает итогов референдума о независимости Южной Осетии. МИД Грузии выпустило заявление, в котором выразило «крайнее возмущение в связи с происходящими в Цхинвальском регионе процессами, а также назначенным на 12 ноября 2006 года референдумом в Южной Осетии».
В противовес этой нервозной реакции в России решение о проведении референдума было встречено с пониманием. 15 сентября мэр Москвы Юрий Лужков встретился с руководством Республики и заявил о поддержке предстоящего Референдума.
24 октября поступила информация, что готовятся параллельные выборы и референдум – их собирается проводить ЦИК, возглавленный Урузмагом Каркусовым, братом бежавшего в Грузию экс-министра внутренних дел Южной Осетии Джемала Каркусова. Об этом заявил Владимир Санакоев, лидер «Союза освобождения осетин» – организации, активно выступающей против независимости Южной Осетии. Глава так называемого «альтернативного предвыборного штаба» У.Каркусов заявил, что в организованных им «альтернативных» выборах намерено принять участие около 75 тысяч избирателей и это при том, что в районах, подконтрольных правительству Грузии, проживало всего около 14 тыс. чел.
В заявлении, сделанном Министерством иностранных дел Южной Осетии, было отмечено в этой связи, что официальный Тбилиси, не имея никакой возможности повлиять как на процесс подготовки и проведения референдума о независимости и очередных президентских выборов, так и на их результаты, пытается воздействовать на них любым доступным ему способом.
В начале ноября сменилось руководство КГБ РЮО. От занимаемой должности был освобожден председатель Комитета государственной безопасности РЮО Николай Долгополов. На должность Председателя КГБ был назначен Борис Атоев.
Незадолго до дня выборов был арестован бывший председатель Верховного суда РЮО Алан Парастаев. Как стало известно из его показаний, грузинскими спецслужбами разработан план, предусматривающий проведение ряда терактов на территории РЮО, в том числе устранение Э.Кокойты. Непосредственное руководство подрывной деятельностью осуществляет один из высокопоставленных лиц департамента госбезопасности МВД Грузии Амиран Месхели. Основной целью грузинских диверсантов является дестабилизация ситуации в РЮО, убеждение общественности в неспособности руководства республики контролировать ситуацию, после чего – формирование Госсовета, который согласился бы на вхождение РЮО в состав Грузии на правах широкой автономии.
В частности, одну из руководящих должностей в планирующемся Госсовете грузинскими эмиссарами было предложено занять самому А.Парастаеву. По словам Парастаева, подобные предложения поступали со стороны грузинских спецслужб и другим гражданам РЮО.
Силовые структуры Южной Осетии заявили об активизации деятельности спецслужб Грузии. По их данным, в преддверии дня голосования в район грузинского райцентра Гори дополнительно прибыло около 100 военнослужащих специальных подразделений Грузии.
Весь период грузинская сторона не оставляла попыток дестабилизировать ситуацию в Республике. К примеру, спецслужбами была предотвращена попытка взрыва вышки мобильного оператора сети «Остелеком», расположенного у въезда в город Цхинвал.
Были введены дополнительные силы МВД в район грузинонаселенного пункта Авневи, временно неподконтрольного властям РЮО. Часть жителей указанного села, имеющие паспорта граждан Республики Южная Осетия, не получила возможности принять участие в выборах Президента РЮО и Референдуме по причине того, что грузинская сторона силовым методом воспрепятствовала их голосованию в избирательном участке соседнего осетинского села Мугут.
В ночь перед днем голосования над Цхинвалом пролетел легкомоторный самолет, который сбросил на город листовки в поддержку альтернативного кандидата в президенты Южной Осетии Дмитрия Санакоева.
В процессе проведения референдума важное место уделялось информационной составляющей. Был открыт международный пресс-центр для журналистов, который был оборудован всем необходимым для своевременного ознакомления журналистов с ходом референдума и выборов: Интернет-связью, экраном для отображения промежуточных данных, всей информацией об избирательных участках, справочным материалом по необходимым персонам. Сотрудники пресс-центра могли предоставить любую интересующую журналистов информацию. Местное телевидение вело прямую трансляцию из пресс-центра.
На референдуме и выборах Президента в РЮО работало около 200 наблюдателей из 17 стран. По линии международного института мониторинга выборов в Южной Осетии работали наблюдатели из 11 стран, в том числе Польши, Венесуэлы, Иордании, Албании, Косово, Германии, Швеции, Латвии, Австрии, Беларуси, Испании. В качестве наблюдателей в Республике работали представители России, Украины, Нагорно-Карабахской Республики, Абхазии, Приднестровья и Армении.
Выборы Президента РЮО и Референдум о независимости состоялись 12 ноября 2006 года. Всего на территории четырех районов РЮО – Цхинвальского, Дзауского, Знаурского и Ленингорского, а также в столице республики Цхинвал – было открыто 75 избирательных участков. Еще шесть избирательных участков для граждан РЮО были организованы в Северной Осетии. Для участия в выборах и референдуме требовался юго-осетинский внутренний паспорт – проголосовать по российскому или тем более грузинскому паспортам было невозможно.
Голосование прошло без эксцессов и существенных нарушений. 14 ноября Центризбирком обнародовал окончательные итоги по референдуму: «Общее количество граждан, внесенных в списки для тайного голосования, составило 55 163 человека. Из них в голосовании приняло участие 52 443 человека, что составляет 95,1%.
В поддержку вынесенного на референдум вопроса «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом» проголосовало 52 378 человек, что составляет 99,88%, против проголосовало 60 граждан, или 0,12%.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия констатирует, что референдум считается состоявшимся и вопрос, вынесенный на референдум, признан всенародно одобренным».
По проведению Референдума не было существенных замечаний и у международных наблюдателей.
Итоги Референдума не были признаны ни Грузией, ни клубом ее западных друзей. Но комментарий, сделанный российской стороной, как нельзя лучше характеризовал сущность вещей. МИД России выразил мнение, что игнорировать итоги референдума в Южной Осетии недальновидно. «Нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур», – говорилось в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ.

Подготовил Коцты Х.
Л.Джиоев
Газета «Республика»