Орки и вандалы получили по мусалам

 

Буквально два слова от себя. Власть феодалов тоже учила физику. Помните, действие равно противодействию? Сегодня небожителям приходится маневрировать, ибо на бумаге провозглашена свобода слова. И грянул любопытнейший феномен: еще вчера немые и запуганные опричниками звезды театра и кино заговорили!.. Известный режиссер Андрей Звягинцев (фото) в статье, опубликованной в газете «Коммерсант», высказал свое мнение о цензуре в культурной сфере, в дискуссии о которой приняли участие представители власти после резкого заявления на эту тему художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина.
Выступая на съезде Союза театральных деятелей России, Райкин поднял тему регулярных «наездов на искусство», отметив, что считает запрет цензуры «величайшим событием» в жизни страны. Худрук «Сатирикона» также выразил озабоченность, что власти дистанцируются от людей, которые выступают за закрытие выставок и отмену спектаклей. Позицию властей по этому поводу четко обозначил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Комментируя слова Райкина, он сказал: «Если государство дает деньги на какую-то постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает ту или иную тему». Но при этом он подчеркнул, что «это не цензура». В Министерстве культуры накануне заявили, что «цензуры нет, но есть выработка приоритетов».
Создатель фильмов «Возвращение», «Елена», «Левиафан» согласился с Райкиным, отметив, что «в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост». По мнению режиссера, «отрицать это может только лжец или невежда». «Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится. Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ». И еще нам же предлагают «не путать понятия», — возмутился он.
Звягинцев напомнил, что сейчас ситуация в экономике и культуре такова, что ни театры, ни киностудии не могут создавать проекты без участия государства. «Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого «если государство дает деньги… оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему», выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью», — продолжает он.
Режиссер недоумевает, как чиновники, которые не создавали Большой театр или тот же «Сатирикон», не вырабатывали законы поэтики и эстетики, не формировали направления и течения современного кинематографа или театра, могут «заказывать искусство». «Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»? — пишет Звягинцев.
«Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников», — отмечает автор статьи, напоминая, что это профессия, «сама суть которой — свободное творчество».
Комментируя слова Пескова о том, что если государство платит художнику, то, стало быть, художник должен обслуживать его волю, Звягинцев вспомнил о вульгарной шутке: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». «Примерно таково и представление власти об искусстве. Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки», — с горечью пишет он.
«Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа…» — уверен режиссер. А вместо этого власти «поощряют бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра», сетует он.

 

Звягинцев: они забыли, что «это не их деньги, а наши»

 

По словам Андрея Звягинцева, главное, что его поразило в высказывании Пескова, — то, что власть убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Примерно такую позицию, которая свидетельствует о безнравственности власти, режиссер, по его признанию, слышал и от министра культуры Владимира Мединского и от замминистра культуры Владимира Аристархова. «Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши», — пишет режиссер в статье в «Коммерсанте».
Желающим что-нибудь заказать художнику Звягинцев предлагает продать свой дом или автомобиль и на вырученные деньги заказать, например, спектакль или десять спектаклей. «Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших «заказов». Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать», — резюмировал автор «Левиафана».
Андрей Звягинцев — лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей. Лауреат премии «Золотой глобус» и номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Получил всемирную известность после выхода фильма «Возвращение» (2003), завоевавшего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» Венецианского кинофестиваля (как лучший фильм и за лучший режиссерский дебют), двух «Золотых орлов».
Вышедшая в 2014 году драма Звягинцева «Левиафан» была удостоена множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Картина была номинирована на премию «Оскар» 2015 года в категории «лучший фильм на иностранном языке». http://www.newsru.com/cinema/27oct2016/zvyagintsev.html

 

 

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

 

 

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

 

 

Это строки из поэмы Анны Ахматовой. 
ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/
http://buividas333.livejournal.com/410328.html