Гордиться не подписями — а качеством жизни

На днях приступит к работе парламент Южной Осетии пятого созыва. Страсти по выборам депутатов в законодательный орган Южной Осетии, накалявшиеся с начала года, улеглись уже на следующий день, 1 июня. В святой день защиты детей избирательный шторм улегся и общество обрело спокойствие, утраченное в предвыборный период. Практически ничто не напоминало о жарких баталиях, отзвучали громкие заявления и обвинения лидеров партий. Лишь трепыхались на ветру разодранные в клочья плакаты и агитки партий о «счастливом завтра после демократических выборов сегодня».

Активность партий, СМИ и знаковых фигур общества воздействовали на сознание избирателей и протестный электорат, преодолев, переступив через протестное поведение, пришел на выборы. Хотя в большей степени избиратель пришел на выборы, осознавая, что бойкот выборов нанесет чувствительный удар по республике и ее имидж в глазах международного сообщества будет окончательно разрушен. Свою роль сыграло и чувство ответственности перед памятью погибших за независимость в течение 19 лет. В основном эти два фактора и повлияли на избирателей… Прошедшие выборы показали несколько особенностей.

Во-первых, впервые в истории Южной Осетии выборы прошли с крепким налетом скандальности. Все предыдущие голосования, кроме президентских в 2001 г., проходили при всенародном оптимизме. Мы всегда противопоставляли национальное единство на своих выборах, политическому накалу на выборах в других государствах. Мы сочувственно качали головой, не завидуя государствам, в которых выборы проходили напряженно и жалели их. Мы считали себя выше этого, «благодаря» псевдознатокам национального менталитета, насадившим мысль о национальной особенности, исключающую любую полярность мнений и широту политических взглядов в обществе как факторов, угрожающих расколоть единство народа. В итоге получилось, что мы считали недостойным активно бороться за качество жизни, и самоустранялись от своих проблем. Мы не подозревали, что наше единство — необеспеченное, как слабая валюта, и что ходить строем опасно, и что в конечном итоге борьба за власть со всеми ее негативами придет на нашу улицу.

К сожалению, отдельные представители интеллигенции накануне выборов уводили обсуждение в туман ложного заблуждения, отмечая необходимость сохранения в предвыборный период народного единения. Не может быть единства накануне парламентских выборов, где схлестывается вся политическая мысль общества. Выборы в парламент — это противоборство политических сил. В этом столкновении взглядов исключено единство, но напряженный диалог отнюдь не свидетельство раскола нации и единства, на чем спекулировали многие. Нужна полярность мнений, плюрализм. Мы должны прийти к единству в том, что эти и другие демократические принципы должны стать устойчивым явлением и поселиться в нашей жизни навсегда.

И естественно, нынешние выборы не стали объединяющими общество и народ, подобно общенациональной эйфории от, скрепившего на время народ и власть, референдума 2006 года. Это разноуровневые и разноцелевые голосования. Тогда мы голосовали за судьбу нации, сейчас отдавали предпочтения по внутригосударственным вопросам.

Что касается единства, как постоянного состояния — это миф. Оно возникает лишь вокруг базисных ценностей народа и фундаментальных основ, подпирающих государство. К примеру, грузинский политический спектр видит будущее Грузии иначе, чем режим Саакашвили, но народ, общество и власть едины в необходимости аннексии Южной Осетии и изгнании осетин. Единство было на старте провозглашения суверенитета Южной Осетии, как «кровной идеи народа», по определению вице-спикера уходящего парламента Тарзана Кокойты. Но не может быть народного единения по внутриполитическим вопросам. Неужели все общество и политические силы едины по вопросам внутренней и внешней политики? Тем и отличается демократическое государство, что в нем представлены все политические силы, имеющие возможность публичного выражения мнений, даже расходясь с позицией властей.

Во-вторых, отсутствие традиционного выборного энтузиазма у избирателей частично можно объяснить издержками голосования исключительно по партийным спискам. Недовольство же народа пробуксовками в строительстве разрушенного жилья, выплатами компенсаций, распределением гуманитарной помощи и др. проблемами сформировали главный фундамент протестных настроений. Плюс 23-я статья Конституции РЮО о праве каждого избирать и быть избранным, оказалась вне игры, став дополнительным детонатором раздражения избирателей, не получивших возможности выдвинуть свои симпатии и проголосовать за них. В результате вынужденные делать выбор только из партий, избиратели голосовали, что называется в сердцах..

Почему у нас нет права голосовать за того, за кого считаем нужным? И почему каждый из нас лишен права избираться? Голосуя за партию, мы тем самым, пропускаем в парламент и нежелательных лиц. Голоса, отданные за хорошего кандидата в составе партии, станут билетом в парламент для лиц, которых бы мы меньше всего хотели видеть в управлении государством. Или, к примеру, как быть избирателю, если его предпочтение находится во второй половине списка? Даже если его партия наберет большинство, шансов пройти в парламент у него нет.

В-третьих, к сожалению, вновь приходится констатировать некоторую политическую отсталость части избирателей, по-прежнему воспринимающих депутата как ликвидатора жилищно-коммунальных проблем. Главную же ипостась депутата — законотворчество, многие избиратели позиционируют как побочное занятие, хобби. Прослойка избирателей по-прежнему мыслит в русле ветхозаветной советской установки и руководствуется старорежимной системой координат.

Конечно, депутат обязан реагировать на сигналы избирателей, но, тем не менее, жилищно-коммунальная сфера — это хлеб органов местного самоуправления, шевелить которых должен как парламент, так и будущий городской совет депутатов. Между тем, ключ к решению авгиевых конюшен жилищно-коммунального блока лежит не столько в парламенте, сколько в руках самого народа. В России при любой нештатной ситуации, возникшей по вине или бездействию коммунальных служб, грамотные горожане корректируют ситуацию не через Госдуму России, а заявлениями в органы прокуратуры. А в Южной Осетии деятельность прокуратуры связывают исключительно с борьбой против терроризма, преступлениями, — одним словом, с криминалом. Это в корне ошибочное представление о роли органов прокуратуры. В России возбуждение уголовных дел органами прокуратуры в отношении коммунальных служб и отдельных чиновников ЖКХ — милое дело. И если бы в Южной Осетии понимание роли прокуратуры было шире, то наша жизнь, бесспорно, излучала бы больше оптимизма. На памяти лишь инцидент с водоснабжением, когда несколько лет назад в КГБ вызвали руководства водопровода и все. Хотя в ситуации, когда в магистральную трубу водовода делали врезки в грузинонаселенных пунктах, что снизило дебет поступавшей в город воды, руководство водопровода было виновно меньше всего. Спрашивать следовало правительства и администрации города, которые без устали обещали обеспечить Цхинвал водой из артезианских скважин, да так и махнули рукой на это мероприятие. Не легче ли развозить воду на водовозах по районам города…

В-четвертых, общество и избирательная среда выражала недовольство недостаточной информированностью. Имелось в виду отсутствие в СМИ полной биографии кандидатов. Лишь компартия в своем печатном органе «Правда» напечатала трудовой путь претендентов в законодательный орган. Думается, новый созыв в качестве обязательной нормы узаконит публикацию полной биографии кандидатов в печатных СМИ или спецбюллетене ЦИКа. Он должен выйти после регистрации списков партий, но незадолго до выборов, чтобы избиратели знали трудовые вехи избранников, наличие судимостей, высшего образования и другие компоненты, формирующие отношения и предпочтения избирателей к кандидатам. Между тем, не лишено оснований возмущение избирателей этим важным пробелом, как собственно, и либеральностью избирательного законодательства касательно наличия высшего образования у кандидатов. Поэтому есть смысл новому созыву строже подходить к формированию депутатского корпуса и в законодательном порядке ввести предвыборную аттестацию кандидатов на предмет владения Конституцией РЮО, осетинским и русским языками в совершенстве, основами государства и права. А наличие высшего образования должно стать обязательной нормой. Незадолго до выборов президент Кокойты встречаясь с лидерами политических партий, сказал: «Вы — лицо нашего общества и государства». Парламент — лицо народа, и поэтому это лицо должно быть образованным. Мы должны хвалиться не организованным проведением выборов, а наличием в законодательном органе интеллектуалов, людей, сочетающих совокупность целого ряда требований и критериев — морально-нравственных, правовых, национальных, профессиональных и др. необходимых для работы в парламенте. В управлении государством!

И последнее. Выборы проходили под лозунгом — «Демократические выборы сегодня — счастливая Осетия завтра». Аналог этого увещевательного призыва, помнится, звучал и в начале-середине 90-х, на выборах разного уровня. Неужели «счастливое завтра» еще не наступило? В результате поседевшие поколения, которые с середины 90-х юными и молодыми голосовали за «счастливое завтра», и сегодня делают то же самое. Недостаточное воплощение «счастливого завтра» стало сборником негативного потенциала. Естественно, от деятельности парламента зависит внутреннее развитие республики. Но развитие общественных процессов и модернизация общества зависят не только от парламента. Законодательный орган — не инвестиционный генератор и не печатающая банкноты машина Гознака.

В этом смысле народу не следует, конечно, принижать роль парламента, как и преувеличивать роль законодательного органа. Основной рычаг, влияющий на суставы государства и заставляющий двигать его механизмы — народ. Только народ является хозяином суверенитета республики. Народ сам должен бороться за свои права и защищать их от чиновничьего произвола. За него никто это делать не будет. В нашем обществе насаждено мнение, что жаловаться — недостойно, непристойно и вообще грех. Наоборот, гордо отмахнуться от нарушенных прав (пусть даже они ставят человека в унизительное положение) считается достойным поступком. Здесь также не обходится без участия «знатоков» национального менталитета, считающих, что недостойно осетина ввязываться в трудовую либо другую спорную ситуацию. Проявляющих гражданскую активность и борцов за свои права клеймят словом кляузник. Такой ярлык создан именно бюрократами и культиваторами нарушений прав граждан с тем, чтобы унизительным характером этого слова, отбить любое желание отстаивать свои права.

Многие называли прошедшие выборы моментом истины. Но момент истины всегда рядом с нами, он в повседневной жизни. Когда мы сталкиваемся с несправедливостью, беззаконием, тогда и наступает момент истины для каждого из нас, момент проверки на прочность, справедливость, честность, мужество не пройти мимо беззакония и призвать к ответу чиновника, дожать его Правом. Народ должен сфокусироваться на переориентировании протестно-теоретического отношения к текущим реалиям, на практико-правовой метод построения социального и правового государства. Естественно, двигаться этот механизм должен в русле высокой правовой и политической культуры. А власть обязана прислушиваться к народу.

В этом смысле мы должны бравировать не избирательным законодательством, а качеством жизни. Пока что, предмет гордости Южной Осетии — подписи представителей партий на избирательном бюллетене (проставленные на прошедших выборах не в процессе голосования, а ранее), что закреплено законодательно. Этой нормы, кстати, нет в избирательном законодательстве других государств, что стало предметом выпячивания этого избирательного ноу-хау и принижения европейского избирательного законодательства. Причем с такой помпезностью и претензиями на открытие в мировом избирательном праве, что английский парламент и римский сенат показались хулиганской конференцией сыновей лейтенанта Шмидта в «Золотом теленке». Однако, похоже, в Европе от этого не страдают. Там предмет гордости — уровень и качество жизни! Европа пришла к благополучию и высокому уровню жизни не через подписи представителей партий в избирательных бюллетенях, а через кропотливый труд, требования, протестные мероприятия, неуступчивую борьбу народа за культурные, экономические, политические, гражданские и трудовые права.

Александр КЕЛЕХСАЕВ