«Война не нужна никому, кроме Саакашвили»

Накануне российская армия начала масштабные учения «Кавказ-2009», которые проводятся на территории Северного Кавказа и в республиках Абхазия и Южная Осетия. В них принимают участие 8,5 тыс. солдат и офицеров, около 200 танков, 450 бронемашин и до 250 артиллерийских орудий. Подобные учения Россия проводила в июле прошлого года, то есть незадолго до трагических событий августа. В чем цель учений, когда грузинская армия снова будет готова к новым провокациями и какие уроки Россия сумела извлечь из «пятидневной войны», в интервью Накануне.RU рассказал руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

Вопрос: Накануне на юге России начались военные учения «Кавказ-2009». Действительно ли Михаил Саакашвили остается потенциально опасен своими авантюрами, как заявляют в российском генштабе?

Анатолий Цыганок: Я глубоко сомневаюсь, что Саакашвили действительно опасен. Я также не согласен с мнением начальника генштаба, который говорит о том, что Грузия сможет напасть на Россию. Действительно, Грузия получила очень много вооружения, она, действительно, сейчас готовится. Но для того, чтобы полностью быть подготовленными, грузинским войскам нужно провести батальонные, полковые, бригадные и другие учения. В августовской войне Грузия потеряла 50% танков, 40% ВМФ и даже если они получили все это вооружение, я считаю, что грузины будут способны на провокации не раньше, чем через год.

Вопрос: Почему Вы так считаете?

Анатолий Цыганок: Проблем, конечно, очень много. Грузия не устранила все те недочеты, которые имели место в ходе пятидневной войны. Армия этой страны до сих пор не имеет единого управления, а министерство обороны не взаимодействует с МВД. Кроме того, Грузии необходимо восстановить боеготовность. Также у Грузии нет нормального тылового обеспечения, в том числе, во время войны в прошлом году у людей нередко отсутствовали даже продукты. Нужно отметить и то, что Грузия, когда собиралась воевать, не подготовила никаких рубежей отступления. То есть фактически тогда они убежали.

Но главная проблема грузинской армии заключается в том, что моральная готовность войск находилась на крайне низком уровне. Имело в этом значение и то, что они наступали и понимали, что встретят со стороны осетин сопротивление.

Вопрос: А в России по прошествии почти года о каких итогах можно говорить?

Анатолий Цыганок: Итоги этой войны должны побудить российское правительство к решению ряда проблем — это, в том числе, и разработка стратегии, и уточнение теории использования современных армий, что мы сейчас и делаем, но делаем очень плохо. Если говорить о той войне, то Россия защитила свои суверенные интересы, она не оглядывалась на Запад и США, принимала свои собственные решения. С победой РФ было ослаблено влияние США и Запада, более того, произошло изменение всей геополитической конфигурации Евразии. Во всяком случае, турецкая сторона, например, уже не скрывает своих намерений играть посредническую роль в карабахском урегулировании.

Если говорить о военных итогах операции, то этот конфликт стал первым после Второй мировой войны, в котором отечественные ВВС столкнулись с элементами ПВО, с лагерем противника столкнулся Военно-морской флот. Неважно, что мы потопили два катера, но это был реальный противник. Судя по всему, бесконтактной войны на постсоветском пространстве просто не получилось. Быстрота и успешность российской армии оказались неожиданными не только для грузинского руководства, но и для руководства НАТО и Пентагона.

Но российская сторона понесла значительно большие потери, чем те, которые могли быть. Приведу пример. За 30 дней войны Америки в Ираке они потеряли 130 человек, а мы только за пять дней войны на Кавказе потеряли значительно больше людей.

Еще один важный момент заключается в том, что действия российского военно-политического руководства тогда одобрило большинство населения страны — 95%. Это уникальная ситуация. Впрочем, нельзя забывать о том, что мы потерпели информационное поражение, и теперь России нужно готовить те структуры, которые должны воевать на информационном поле.

Вопрос: А как бы оценили нынешнее состояние и подготовленность наших войск по сравнению с августом 2008 года, какие проблемы начали решаться? Тогда много обращалось внимания на то, что грузинская армия технически лучше оснащена — например, она активно использовала и беспилотники, и GPS — для поражения целей, чего у нас не было.

Анатолий Цыганок: Самое главное, изменилась система управления. Генштаб правильно сориентировался и превратил полки и дивизии в бригады, поскольку бригадная система в горах более предпочтительна. Я не согласен с утверждением, что сейчас все российские вооруженные силы превращаются в бригады, но с их созданием мы пошли по неудачному пути — мы хотим так, как в Америке, сделать бригады, но в США существуют бригады материального обеспечения, а в России такого нет. Сейчас из одной дивизии мы, грубо говоря, делаем две бригады, не думая о том, как это все будет обеспечиваться.

Резко усилился уровень боевой подготовки. Я не хочу сказать, что этот уровень стал такой, какой был в Советской армии, когда летчики имели налет по 120-130 часов. Сейчас налет у наших летчиков составляет 30-40 часов.

Еще одна проблема, действительно, — отсутствие беспилотной авиации. Сейчас она как-то начала решаться.

Вопрос: Недавно стало известно о контракте на приобретение 12 беспилотников у Израиля.

Анатолий Цыганок: Да. Пусть они иностранного производства, но беспилотники должны быть в нашей армии.

Вопрос: Некоторые склонны полагать, что проведение учений «Кавказ-2009» означает то, что Россия готовится к нападению на Грузию. Как бы Вы это прокомментировали?

Анатолий Цыганок: Это не более, чем бред Андрея Илларианова (бывший советник экс-президента Путина, — прим.). Не нужно сейчас России нападать на Грузию, Россия выполнила свою основную задачу и убрала грузинские войска с территории Южной Осетии, освободила только 12 км, где находились ранее грузинские войска. Нашей стране не нужно было наступать. Хотя наши войска и могли двинуться на Тбилиси, но не нужно это России! Андрей Илларионов говорит, что в прошлом году наши войска были заранее подготовлены, но напомню, что Путин дал команду нашим войскам только после того, когда в апреле Саакашвили провел командно-штабные учения, и российский генштаб понял, что конфликт с Грузией неизбежен.

Я глубоко сомневаюсь, что начнется война. Она не нужна ни России, ни НАТО, никому, за исключением Саакашвили. Он может попытаться еще раз спровоцировать НАТО на свою поддержку. Но примечательно, что «старонатовцы» за весь прошедший год ни разу не пригласили Саакашвили в свою столицу — ни Германия, ни Франция, ни Великобритания, которая идет на поводу у американцев, ни Италия. Грузия уже однозначно не будет в НАТО.

Вопрос: В маневрах учений «Кавказ-2009» примут участие военные базы в РЮО и Абхазии, между тем, в Грузии заявляют, что Россия устраивает провокации на «оккупированных» территориях.

Анатолий Цыганок: Россия — суверенная страна, и она признала РЮО и Абхазию, говорить о том, что эти территории оккупированы, неправильно. По договоренности с признанными государствами Россия отправит туда свои формирования, более того, границы с Грузией там теперь охраняют наши пограничники. Учения должны быть, и я глубоко сомневаюсь, что в таких условиях Саакашвили еще раз попытается напасть на Россию.

 nakanune.ru