Грузия стремится вновь стать транзитной страной

Известному армянскому политологу Игорю Мурадяну не позволили пересечь границу Грузии. Пограничники соседней страны просто заявили, что Мурадян является нежелательной персоной в их республике и потребовали у политолога вернуться обратно в Армению. Ранее в схожей ситуации оказался депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Ширак Торосян. Как известно, армянский парламентарий до сих пор не может посетить свой родной край — находящийся в составе Грузии армянский регион Самцхе-Джавахк-Цалка.

Вялая реакция правительства Армении на столь наглый шаг по отношению к Торосяну, привела к еще большему ужесточению политики официального Тбилиси по отношению к армянам Самцхе-Джавахка и Армении в целом. Теперь список персон нон-грата армянской национальности увеличивается. Уже есть прецедент, и власти Грузии непременно воспользуются им и в будущем. В конечном итоге, мы доживем до того дня, когда правительство этой страны допустит на территорию республики лишь тех граждан Армении, которые пожелают провести свой летний отпуск на пляжах Грузии.

В чем же кроется причина столь жесткой политики Грузии по отношению к армянам и Армении? По нашим наблюдениям, ответ на этот вопрос довольно прост. Страх! Обыкновенная животная боязнь грузинами всего армянского. Кстати, именно та же причина в свое время привело к репрессиям армян на территории Советского Азербайджана и Нагорного Карабаха.

В последнее время Грузия оказалась в довольно сложной военно-политической ситуации. После августовской войны 2008 года против России государственность Грузии оказалась под угрозой. До войны правительство этой кавказской страны старалось возложить собственные проблемы на плечи западного политического сообщества. Администрация Михаила Саакашвили была уверенна в том, что в ближайшем будущем Грузия станет членом военно-политического альянса НАТО. Кроме того, официальный Тбилиси надеялся также на более тесную интеграцию в европейские структуры, вплоть до принятия этой страны в Европейский Союз. Собственно говоря, Саакашвили уже чувствовал себя частью Европы. Практически на всей Территории Грузии были развешены символы Евросоюза и это несмотря на то, что лидеры западноевропейских держав ясно давали понять, что Грузии пока нет места в европейской семье.

Августовская война в Южной Осетии стала настоящей катастрофой для Грузии. Тогда российские войска практически дошли до пригородов Тбилиси, но помощь Запада так и не подоспела. В августе 2008 года государственность Грузии висела на волоске. И только добрая воля населяющих Грузию народов позволила сохранить государственную независимость этой страны. Аджарцы, армяне, азербайджанцы, сваны, аварцы… вот те народы, которые помогли Грузии в трудную минуту. В период, когда все ожидания официального Тбилиси помощи от Запада были разрушены как карточный домик.

Вышеуказанная история, конечно же, послужила хорошим уроком для властей Грузии. Они осознали, что Запад просто кинул их и теперь надеяться на поддержку США или европейских стран в критических условиях нельзя. Власти Грузии также осознали, что из-за их страны ни одна региональная и/или мировая держава не станет портить отношения с Россией — «главным» врагом Грузии. И теперь официальный Тбилиси уже не оглядывается в сторону Запада при принятии политических решений. Более того, политика Грузии в настоящее время в некотором смысле даже противопоставляется стратегическим интересам Запада в нашем регионе. К примеру, имеется четкая информация о том, что дипломатические круги Грузии налаживают активные связи с властями Ирана. Ту же цель преследует желание Грузии построить новые магистральные пути, связывающие Армению с Грузией. Совершенно очевидно, что Грузия стремится вновь стать транзитной страной. Но теперь уже на пути Юг — Север, то есть Иран — Черное Море.

Однако августовские события стали поучительны для грузин и в плане нацменьшинств. Официальный Тбилиси осознал степень зависимости Грузии от проживающих в стране армян, азербайджанцев и т.д. Зависимость, которая в Грузии воспринимается как вражда. Даже не смотря на то, что те же армяне или азербайджанцы в августе 2008 года встали на защиту интересов Грузии. И сейчас, когда у Грузии нет никаких возможностей продолжить противостояние с внешним врагом, власти этой страны перешли к расправе с «внутренними врагами». Тем более, что сейчас для этого есть все необходимые условия: власти Армении демонстрируют абсолютно пренебрежительную позицию по отношению к своим соотечественникам, у Грузии есть хороший повод не обращать внимание на различные конвенции западных политических структур, для стабилизации внутриполитической ситуации Грузии необходимо создать новый образ врага.

Исходя из этих факторов, власти Грузии предприняли новую волну репрессий по отношению к армянам региона Самцхе-Джавахк-Цалка. Притом, на этот раз официальный Тбилиси демонстрирует гораздо большую решимость и далеко идущие цели. Совершенно очевидно, что не впуская общественно-политических деятелей Армении на территорию Грузии, власти этой страны пытаются разъединить армянскую общественность Грузии и Армении. Это довольно мощное психологическое давление на армян Джавахка, которые, кстати, уже давно лишены возможности получать всякую литературу из Армении. Власти Грузии не допускают, чтобы местные учителя-армяне посещали Армению для переподготовки. То есть делается все возможное, чтобы армяне Самцхе-Джавахка лишились возможности развивать собственную культуру на собственной Родине.

Однако стоит отметить, что с августа 2008 года абсолютно ничего не изменилось. Государственность Грузии по-прежнему находится под серьезной угрозой и держится она по прежнему благодаря доброй воле нацменьшинств этой страны. Совершенно ясно, что этот урок власти Грузии так и не освоили. А может, просто нашли своеобразный способ решения данной «проблемы». Сегодня уже очевидно, что репрессии по отношению к армянам Самцхе-Джавахка будут усиливаться. И только одному Богу известно, насколько еще хватит терпения армян. От этого будет зависеть также дальнейшая судьба самой Грузии.
Гегам Назаретян, аналитический центр «МИТК».
На фото — Игорь Мурадян