Интервью аналитического центра «Митк» с Андраникам Теваняном

В целях установления и описания господствующего ныне экономического положения в Арцахе, в Джавахке и Республике Армения, аналитический центр «Митк» попытался выяснить позицию кандидата экономических наук, основателя сайта 7or.am, Андраника Теваняна.

— Господин Теванян, как Вы оцениваете внутреннюю и внешнюю экономическую политику (новые кредиты) нынешних властей?
— Экономическая политика властей, которая вначале называлась реформами второго поколения, как показало время, представляла из себя один лишь сбор налогов, основная тяжесть которых нависала над малым и средним бизнесом. Крупный бизнес также находится в достаточно затруднительном положении. Во всех слоях бизнеса замечается состояние ожидания, к этому так же прибавляется спад платежоспособности населения, что зависит от ряда факторов, включая 30-35% сокращения сумм, получаемых из-за границы.
— А какие ошибки или пропуски, на Ваш взгляд, являются наиболее влиятельными и опасными?
В 2009-ом году был зарегистрирован нереальный и неосуществимо большой бюджет, который заранее подвергался моей критике и критике других специалистов, однако, правительство осталось при своем мнении, а теперь объявлена отсрочка затрат. Мы не наблюдаем ни системных, ни конструктивных перемен. В итоге, так называемая антикризисная политика сошлась к принятию кредита из-за рубежа.
Правительство надеялось на то, что ситуация за рубежом, отчасти в России, улучшится, и что частные трансферы вернутся к своим прежним размерам. Первой ошибкой правительства было то, что оно надеялось, что за рубежом положение улучшится и что спрос покупательской способности народа сможет увеличиться. А вторая ошибка заключалась в том, что правительство начало брать кредиты и распределять их по довольно сомнительной логике.
В течении последних нескольких месяцев кредитный долг Армении в два раза увеличился. На протяжении времени после 18-и лет провозглашения независимости и последующих этому нескольких месяцев он практически сравнялся. Если в прошлом долг составлял 1.4 млрд. доларов, то сейчас он практически удвоился. Во внутреннем валовом результате он уже составляет 30-35%, и у правительства опять-таки есть намерения снова взять кредит из-за рубежа и вложить их в экономику, при этом не имея конкретно составленных планов.
Тут возникает проблема. Допустим, были взяты кредиты извне. Как их распределяют, и как осуществляют контроль над ними? Контроль относится как к обществу, так и к государственным органам. Здесь отсутствует прозрачность, что приведет к падению продуктивности. С одной стороны говорится о том, что строительные объемы в последние годы служили пузырем внутри экономики, однако мы видим, что кредиты, приходящие извне, в основном выделяются для строительных организаций. Т.е. возникают противоречия между заявлениями правительства и его деятельностью.
С другой стороны, сколько бы ни говорили, что предоставят доступный кредит малому и среднему бизнесу, все равно цены этих кредитов достаточно высокие. Было бы правильнее, чтоб правительство старалось облегчить налоговую нагрузку для бизнеса, чем бы пользовались все поголовно. А если они решили передавать адресованную помощь из этих кредитов, тогда возникает вопрос, каким образом они решают размер суммы, предоставляемой той или иной организации, и по какому принципу суммы передавались именно этим субъектам?
— Учитывая создавшуюся ситуацию, какие пути погашения долгов в дальнейшем Вы считаете реальными?
Правительство руководствуется логикой сегодняшнего дня. Т.е. стараются загладить, какие-то проблемные точки, или не загладить их. Проблема вовсе не в том, брать кредит или нет, а в том, чтобы правильно его использовать, дабы потом было возможно его погасить. В настоящее время ведется инерционная политика. Имеет продолжение то, что в истоках своих уже было неправильно, т.е. налоговый прессинг и надежда на одни лишь кредиты извне. Самой опасной является внутриэкономическая, точнее налоговая, таможенная кредитно-валютная, политика. Необходимо облегчение налоговой нагрузки, второе — доступность кредитов, изменения в таможенной сфере. Необходимо также реализовать антимонополистическую политику.
— Вы, как экономист, как оцениваете энергетические, сельскохозяйственные и природные ресурсы Арцаха и освобожденных территорий, поскольку в обществе господствует мнение, что Арцах в вышеупомянутом намного богаче, чем Республика Армении.
Да! На территории Арцаха есть много природных ресурсов, а так же наилучшие условия для развития сельского хозяйства. Государство не использует это преимущество, и я в данном направлении не наблюдаю политики. На этих территориях есть большие водные запасы, золото и другие ископаемые. Там есть очень серьезные запасы, не использовать которые — просто ошибка. Осуществление этого решит также и проблему перенаселения освобожденных территорий. Арцах однозначно самодостаточен. Хотя сегодня многие политические силы состязаются в том, кто больше земель сдаст. И еще кое-что: не нужно отождествлять Арцах и Армению. Это один единый организм.
— Сегодня часто говорится о том, что для быстрого и продуктивного экономического развития Самцхе-Джавахк-Цалки, в первую очередь необходима автономизация региона. Как Вы думаете, каких перемен ждать Республике Армения, и какие настанут перемены для Джавахка, в случае автономизации последнего?

— Власти РА по части Джавахка ведут страусиную политику. Когда говорим политика по части Джавахка, люди тут же представляют, что поднимается вопрос безусловной независимости Джавахка и что его надо однозначно отделить от Грузии. В то время как Джавахк нуждается в реальной автономии. Нужно, чтоб органы местного самоуправления нормально работали. РА должна представить эти проблемы властям Грузии и должна быть заинтересована в разрешении этих проблем. В Джавахке есть проблема языка, субструктурные проблемы, множество социально-экономических проблем, которые надо решать.
Верхние круги властей Армении думают, что открывая вопросы Джавахка, можно навредить армяно-грузинским отношениям. Мотивация следующая: основная часть наших грузов проходит через территорию Грузии. Это так! Однако мнение, что обсуждая Джавахкский вопрос мы поставим под угрозу отношения Армения-Грузия, ошибочно. Отмечу, что умолчав, не обсуждая проблемы Джавахка, армяно-грузинские отношения пострадают намного больше. Власти Грузии, увидев, что со стороны РА нет никакого содействия, еще сильнее укрепят свою позицию в отношении Джавахка. А усиление этой позиции приведет к напряжению армяно-грузинских отношений, поскольку, если ситуация в Джавахке обострится, Армения так или иначе втянется в это.
Для того, чтобы всего этого не было, мы должны придерживаться твердой и четкой позиции в вопросе Джавахка, требуя справедливой политики по отношению к данному региону. Армения заинтересована в стабильности Грузии, а для достижения стабильности, Грузия должна придерживаться направления федерального государства. Однако, Правительство Грузии, к сожалению, видит решение проблем Джавахка путем деарменизации региона.
Когда президент Саргсян поехал в Тбилиси, было объявлено, что будет построена трасса, ведущая из Джавахка в РА, хотя реального процесса мы не видим. Такое впечатление, что дороги не строятся нарочно, чтобы армяне не могли активно общаться друг с другом. А наличие проходимых дорог облегчило бы общение между Арменией и Джавахком, что и предполагает экономический успех как для Джавахка, так и для самой Армении.
Сегодня в Джавахк не пропускаются газеты и книги из Армении, даже на депутатском уровне не разрешают въезд в Джавахк. Все это означает, что напряженность есть, и не нужно придерживаться страусиной политики, заявляя, что там нет никаких проблем. Чем больше мы будем умалчивать о наличии проблем, тем больше они будут обостряться: необходимо поднимать эти вопросы и добиваться их решения.
Сегодня Джавахк постепенно «стареет», так как молодежь уезжает работать за рубеж и не возвращается, а это скоро приведет к новому Нахиджевану. Это тоже решение: если в Джавахке не будет армян — не будет и проблемы. Это похоже на то, чтобы в борьбе с перхотью отрубили человеку голову: нет головы — нет перхоти: нету армян — нет проблем! Значит нельзя все это допустить. Сегодня мы должны ставить реальные задачи и добиваться их решения.
Многие приезжают из Грузии (речь идет о грузинах) в Армению на семинары и выступают против разделения Джавахка. Надо запретить их вход в Армению, как и было в случае с нашим депутатом. Пускай увидят, что и мы можем запретить переходить границу. Я уверен, после этого они не рискнут объявлять «персона нон грата» ни Ширака Торосяна, ни кого-нибудь еще, и не рискнут арестовывать армянских активистов в Джавахке.
Если официальный Тбилиси увидит, что РА настроен на решение проблем в Джавахке, он тут же установит более нормальные отношения, чем в том случае, когда мы вручаем медали и ни о чем не говорим.

МИТК