ЗарамагГЭС: за и против

Подземные толчки, зафиксированные в Северной Осетии в ночь с 7 на 8 сентября, и недавняя катастрофа на одной из крупнейших гидроэлектростанций страны — Саяно-Шушенской ГЭС — заставили вновь вернуться к теме Зарамагских ГЭС, которые и до последних событий отнюдь не все считали безопасными. А теперь и вовсе вероятный пуск гидроэлектростанций вызывает вполне обоснованную тревогу. Если на Саяно-Шушенской ГЭС, бывшей когда-то стройкой века, случилось такое, то что говорить о плотине, построенной в горной местности, где малейшие колебания или вмешательство извне могут привести к непредсказуемым последствиям. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», — утверждал Владимир Высоцкий. И был прав.

Буквально на днях мы отметили скорбную дату — семь лет трагедии, связанной со сходом ледника Колка. Тогда стихия унесла десятки человеческих жизней, многие, в том числе и съемочная группа Сергея Бодрова-младшего, до сих пор числятся без вести пропавшими. Напомним, что катастрофические ледовые обвалы Колки происходили трижды на протяжении последнего столетия.

Вы спросите, при чем тут каскад Зарамагских ГЭС? А вот при чем. Если, не дай Бог все пойдет по сценарию наихудшего развития событий, то вода может затопить все населенные пункты, расположенные вдоль реки Ардон (в них проживает около 65 тысяч человек), а также мертвые воды отстойника близ Садона, так называемого «хвостохранилища», куда годами сбрасывались остатки свинцовых и цинковых руд после обогащения. Водами Ардона и Терека эти «полезные» элементы — смертоносные цианиды будут донесены до Каспия, они отравят почву. Но и это еще не все. Не приведи Господь, случится землетрясение. Если даже оно в обозримом будущем не произойдет, подобный ему эффект, может быть вызван тем, что вода в водохранилище достигнет края Даллагкауского оползня, нависшего над котловиной. Вода подмоет его и обрушит вниз. Вот вам и Колка номер два.

Кто-то может возразить: к чему эти ужастики и зачем запугивать обывателей? Тем более, что официальная точка зрения была весьма оптимистичной, и неважно что она шла в разрез с мнением общественности республики. Даже если не акцентировать внимание на археологических раскопках в районе Зарамагских ГЭС, где, между прочим, уже первые раскопы выявили новые курганы, в которых, возможно, хранятся невиданные доселе исторические ценности, проливающие свет на прошлое народов Кавказа и на судьбы людей, которым не по собственной воле пришлось покидать свои жилища, все равно аргументы против пуска ЗарамагГЭС перевешивают все доводы «за». Остановимся на них подробнее.

Официальная версия довольно часто популяризировалась СМИ. Чиновники всех уровней как главный аргумент выдвигали то, что за счет пуска Зарамагской ГЭС и каскада ГЭС на реке Урух Северная Осетия готова решить проблему энергетической самодостаточности (в настоящее время, напомню, собственная выработка электроэнергии составляет 16 процентов от потребностей). Их оппоненты настаивали на том, что по некоторым подсчетам расчетная совокупная выработка гидроэлектростанции по завершении ее строительства в 2011 году составит 362 МВт электроэнергии, что не так уж и много (к примеру, установленная мощность ОАО «Электроцинк» составляет 60 МВт). А это значит, что вероятная энергетическая независимость республики сильно преувеличена.

Высказывали свои опасения дорожники и геологи, указывавшие на то, что запуск Зарамагских ГЭС, строительство которых ведется с 1976 года, может привести к проблемам на Транскавказской магистрали. И опасаться действительно есть чего. Зарамагские ГЭС сооружаются на стыке трех тектонических разломов, что чревато 11-бальными подземными толчками. А по соседству — на расстоянии 30 километров — тоннель. Если учесть, что Транскам строился без учета существующей угрозы подмыва грунтовыми водами, что вода может «благополучно» просочиться сквозь плотину и прорвать ее (ведь за 33 года строительства плотины подземные толчки случались в этом районе не раз, и разрушений в ее теле, незаметных глазу, наверняка немало), получается настоящий экстрим.

Транскам, проходящий как раз по кромке водохранилища, будет подмываться водой и постепенно осядет, придя в полную негодность на этом участке, что неудивительно. Ведь полотно трассы выстроено на ненадежных осадочных породах — известняке и сланце. Они и талый снег плохо переносят. Что уж говорить о подмыве водой. Кстати, за прошедшие годы отмечено немало случаев, когда вода приводила в негодность километры дорожного полотна. После этого трасса частично меняла свое ложе и восстанавливалась годами.

Между тем, значение Транскама сегодня трудно переоценить. На всем протяжении дорога проходит по территории РФ и является единственной автомагистралью, соединяющей Южную Осетию с Россией. Нет Транскама — нет Южной Осетии. В случае естественного или искусственного прорыва плотины произойдет тотальное и невосполнимое разрушение Транскама, что практически приведет к полной транспортной изоляции РЮО с вполне предсказуемыми для нее последствиями. Ведь неслучайно в военных планах грузинской армии подрыв Рокского тоннеля и перекрытие Транскама замыкали все действия операции «Чистое поле».

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала новым толчком к переосмыслению старых проблем, связанных с ЗарамагГЭС. Так ли уж нужна нам эта плотина, коли минусов от ее пуска значительно больше, чем плюсов? Ведь все мы стали недавно свидетелями того, что и более грандиозные гидроэлектростанции дают сбой и уносят человеческие жизни. С природой, что ни говори, шутки плохи.

Ныне СМИ обнародовали причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Не вдаваясь в подробности, скажем, что в качестве их были названы ошибки в проектировании и эксплуатации гидроэлектростанции. Сообщалось также, что в Ростехнадзоре связывали аварию с аномальной сейсмической вибрацией, которая могла привести к выходу из строя одного из гидроагрегатов. Это в Сибири. А что уж говорить о Кавказе!

В самом «РусГидро», являющемся, к слову, основным держателем акций ЗарамагГЭС (95 процентов) ни подтверждать, ни опровергать обнародованную информацию не стали. Пресс-секретарь ОАО «РусГидро» Елена Вишнякова сообщила, что пока рано говорить о том, что стало причиной аварии на Саяно-Шушинской ГЭС, так как до сих пор нет актов комиссии по расследованию. О новых требованиях к строительству, о которых сообщали СМИ, тоже пока ничего не известно. Рекомендации будут обнародованы лишь после того, как акт Ростехнадзора дойдет до «РусГидро».

А пока суть да дело, Елена Геннадьевна любезно предложила нам анализ технического соответствия Саяно-Шушенской и Зарамагских ГЭС. Мы оставили контактные телефоны, сами перезвонили в назначенный срок. Но дозвониться так и не удалось, ни по одному из номеров никто не брал трубку.

Что будет дальше, остается только догадываться. И все-таки интересно, будут ли соответствовать ЗарамагГЭС новым требованиям, рекомендуемым Ростехнадзором? Может быть, выявленные в будущем несоответствия как раз и спасет нас от возможной опасности, коли все остальные доводы так и остались неубедительными.

Ольга Резник, «Пульс Осетии»