Южный Кавказ в военных планах США и НАТО

Южный Кавказ стремительно превращается в стратегически важнейший перекресток геополитики XXI века. К этому региону привязаны наиболее важные и амбициозные проекты транзита энергетических ресурсов и упрочения военного коридора «Западная Европа — Восточная Азия», центры управления которыми находятся в Вашингтоне и Брюсселе.

Уникальное географическое положение Южного Кавказа определяет его центральное положение в геостратегии западных держав, направленной на достижение доминирования в Европе, Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и в таком случае во всём мире.

Юг Кавказа — это наземный маршрут из Европы в Азию на восток; на юге к этому маршруту примыкают Ирак, Туркменистан, Афганистан и Пакистан. Центральное место Южного Кавказа в стратегических планах Запада обусловлено тем, что он выступает единственным общим знаменателем трёх крупных войн последнего десятилетия — в Югославии (1999), Афганистане (2001) и Ираке (2003), имевших целью воспрепятствовать сотрудничеству России, Ирана, Китая, Индии и Турции в деле развития экономики и инфраструктуры Великого Шёлкового пути из Азии в Юго-Восточную Европу.

Как было точно подмечено одним пакистанским аналитиком, нынешнее столетие является свидетелем последнего акта драмы, назвать которую можно так: «Запад против всех». Южный Кавказ — словно чека в ступице колеса, которая пока ещё способна предотвратить эту геополитическую и историческую драму.

Грузия — главная цель продвижения США и НАТО на восток. Недавно американский военный корабль «Клакринг», стоящий на якоре в черноморском порту Батуми, приветствовал на своем борту Михаила Саакашвили. «Клакринг» принимал визитёров и участвовал в мероприятиях «по осуществлению сотрудничества в вопросах безопасности на данном театре военных действий, расширяющих способность обеих стран действовать в целях предотвращения общих угроз…» (1). Подразумевается, что «общие угрозы» исходят из Москвы.

Министр обороны Грузии Давид Сихарулидзе, назначенный на свой пост после войны с Россией в августе прошлого года, заявил, что прибытие американского военного корабля явилось «гарантией обеспечения стабильности в зоне действий НАТО» (2).

Д.Сихарулидзе проговорился, что Пентагон и Белый дом предпочли бы остаться в регионе надолго. Они не афишируют стремление расширить зону военного контроля вплоть до Чёрного моря и Кавказа, скрывая свои планы за ширмой «гарантирования безопасности на море» и «защиты нового демократического государства от враждебного ему северного соседа», тогда как на самом деле Грузия для них — это береговой плацдарм и мост для проникновения на просторы трёх континентов.

Для усиления подготовки к более крупному и более решительному выяснению отношений с Россией, как заявил Д.Сихарулидзе, ожидается «прибытие группы натовских экспертов, занимающихся разработкой программы преобразования союзного командования». Не менее важно и другое его заявление: «Поскольку НАТО стремится найти альтернативные маршруты в Афганистан, мы сознаём свою геостратегическую ответственность как пропускного пункта коридора Восток — Запад. Грузия окажет НАТО логистическую поддержку, предоставив в распоряжение Альянса свои территории, порты, автомобильные и железные дороги» (3).

В тот самый день, когда была опубликована статья Д.Сихарулидзе, генерал Джеймс Мэттис, начальник штаба развития НАТО, главное действующее лицо среди исполнителей программы «Преобразование союзного командования НАТО» встретился с М.Саакашвили с целью наметить «перспективы упрочения сотрудничества Грузии с НАТО». Произошло это вскоре после опубликования 17 февраля нынешнего года документа «2009 год: взгляд министра обороны», в котором утверждалось, что одной из важнейших задач Грузии является «приведение грузинской армии в соответствие со стандартами НАТО» (4).

Накануне публикации этого документа шеф грузинского военного ведомства принимал у себя специального посланника Генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса «для обсуждения» текста публикации. В том же феврале главный штаб вооружённых сил Грузии выступил с заявлением о проведении им работы «по изучению опыта августовской войны 2008 года», подтверждая, что «одним из приоритетов грузинской внешней политики и мер по обеспечению безопасности является интеграция с НАТО… Повышение способности осуществлять совместные операции и соответствовать нормативам Альянса с прицелом на создание соответствующих стандартам НАТО вооружённых сил быстрого реагирования является одним из приоритетов военного командования Грузии» (5).

30 марта, за день до прибытия «Клакринга» в Грузию, к работе на этом направлении подключился и второй по рангу человек в Пентагоне генерал Джеймс Картрайт, заместитель председателя объединенного штаба ВС США. Он встретился с М. Саакашвили и Д.Сихарулидзе, проинспектировал город Гори совместно с представителями Министерства обороны Грузии и посетил расквартированную в Гори 1-ю пехотную и 1-ю артиллерийскую бригады. (6).

Саакашвили напомнил Картрайту, а также России и всему миру: «Недавно я встречался с генералом Петреусом (глава Центрального командования США. — Ред.), который также высоко оценил перспективы развития грузинской армии… Прежде мы обучали наших военных проведению операций по восстановлению порядка и миротворческим действиям, а не ведению боевых действий» (7). Саакашвили выразил уверенность в том, что грузинская армия «будет продолжать расти как в количественном, так и в качественном отношении и будет снабжена всем необходимым вооружением» (8).

Генерал Картрайт в свою очередь заявил, что США «будут заниматься подготовкой грузинской армии, и главным при этом будет её подготовка к «защите родины». Он отметил, что после августовской войны «стало проще понимать, в чём заключаются приоритеты подготовки грузинской армии, а также то, какие новые виды вооружения ей необходимы для защиты своей родины» (9).

Под одобрение Картрайта Саакашвили объяснил, какой смысл вкладывается в формулу «защита родины»: «Наша борьба продолжается, и она полностью завершит процесс деоккупации грузинских земель, вплоть до выдворения последнего вражеского солдата с территории нашей страны. В этом я абсолютно уверен» (10).

Смысл сказанного не мог быть недопонят в Москве, и 2 апреля Россия направила Вашингтону твёрдое заявление с оценкой усилий Грузии как союзника США по перестройке своей армии после прошлогодней войны. Точка зрения Москвы заключается в том, что помощь вооружению Грузии была бы «чрезвычайно опасной» и представила бы собой «ни что иное, как поощрение агрессора» (11).

Одна из российских информационных служб сообщила, что вскоре после того, как высокопоставленный американский генерал нанёс визит в Грузию, Турция начала снабжать грузинскую армию, военно-воздушные силы и спецслужбы военной техникой в добавление к уже поставленным «60 БТРам, двум вертолётам, огнестрельному оружию и боеприпасам, телекоммуникационным и навигационным системам и военному транспорту на сумму в 730 000 долларов». В сообщении говорилось также, что «в будущем планируется поставить ещё больше бронетехники, ракет, изготовленных в Пакистане, высокоскоростных катеров и боеприпасов» (12).

Спустя несколько дней на саммите НАТО в Страсбурге было высказано одобрение расширения поддержки Грузии со стороны Пентагона. НАТО подтвердила своё намерение принять в число членов Альянса Грузию, а также Украину (13). Представитель НАТО Джеймс Аппатхурай, опубликовавший умопомрачительную декларацию о том, что Альянс не потерпит «сфер влияния» на постсоветском пространстве, заявил: «Мы рассматриваем Южную Осетию и Абхазию как часть целостной грузинской территории. Проблема территориальной целостности является очень серьезной» (14).

Для Запада всё более важным становится значение не только Грузии, но и соседнего с ней Азербайджана. После того как в июне прошлого года представитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс посетил Баку, руководство Азербайджана объявило об удвоении своего контингента в Афганистане.

Как и в Грузии, в Азербайджане строится передовая база для проведения операций в Каспийском регионе и в самом Афганистане.

«НАТО намеревается организовать контейнерные перевозки в Афганистан через Поти, Баку и Актау по Транспортному коридору «Европа — Кавказ — Азия и через Азербайджан», — заявил Ариф Асгаров, президент Государственной железнодорожной компании Азербайджана (15).

Азербайджанские военные участвуют в манёврах НАТО «Сотрудничество «Марлин/Мако-2009». Командные военно-морские учения «Марлин» имеют целью осуществление натовской концепции «Ответная сила», а учения «Мако» проводятся в соответствии с планами штаба Объединённых сил, расположенного в Неаполе (Италия).

Высокопоставленные азербайджанские военные должны также принять участие в натовском семинаре для генералов и адмиралов «Партнёрство во имя мира» — «Шёлковый путь», проведение которого запланировано на июнь в Турции. В прошлом году в нём участвовали 104 генерала и адмирала из 49 стран. Целью его проведения является «обсуждение вопросов безопасности, военно-политической ситуации в мире, обеспечение безопасности транспортных инфраструктур, энергетической безопасности и оценка возможных угроз» (16).

Азербайджан предлагает Соединённым Штатам и НАТО прямой выход к Каспийскому морю, транспортные маршруты, территорию для размещения личного состава, бронетехники и военной авиации, а также для их доставки из Ирака в Афганистан.

В Каспийском море Азербайджан граничит с северо-западным Ираном и, подобно Грузии, может использоваться для нападения на него. Российские источники подтверждают, что поражение, которое Грузия потерпела от России в августе прошлого года, предотвратило запланированную атаку Западного блока на Иран; если бы Саакашвили удалось осуществить в Южной Осетии задуманное, не только Грузия напала бы на Абхазию, но и Азербайджан начал бы аналогичное наступление в Нагорном Карабахе, что, несомненно, привело бы к втягиванию в региональный конфликт Армении, Турции и, возможно, Ирана.

Что касается планов Запада в отношении Армении, НАТО последовательно продвигается к включению этой страны в программу «Партнёрство во имя мира» и в свой собственный «План партнёрских действий», хотя Армения остаётся членом «Организации Договора коллективной безопасности» (ОДКБ) с участием России. И прежде чем она смогла бы стать возможным кандидатом для предоставления ей «Плана действий относительно членства в НАТО» или эквивалентной ПДЧ «Ежегодной национальной программы», применяющейся в отношении Украины и Грузии, её понадобится «отлучить» от ОДКБ.

В начале нынешнего года индийский дипломат и журналист М.К. Бхадракумар изложил понимание роли, которую по воле США должны играть страны Южного Кавказа: «США разрабатывают идею паромной транспортировки грузов в Афганистан по Чёрному морю в грузинский порт Поти, далее по территории Грузии, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. Ответвление от этого маршрута может быть сделано в Грузии через Азербайджан с выходом на границу Туркменистана с Афганистаном… Если это проект будет осуществлён, он станет самым крупным геополитическим переворотом из тех, что Вашингтон хотел бы осуществить в постсоветской Центральной Азии и на Кавказе. Одним махом США завязали бы двустороннее военное сотрудничество с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном… Более того, США приблизили бы эти страны к участию в программах партнёрства с НАТО» (17).

По мере того как нескончаемая война в Афганистане становится всё интенсивнее и уже вступает на территорию Пакистана, создавая условия для создания там испытательного полигона и лагерей для подготовки военнослужащих глобальной армии НАТО, США и их союзники используют страны Южного Кавказа для достижения своих военно-политических и экономических целей, далеко выходя за рамки тех ограниченных целей, о которых говорят.

_______________
Источник

(1) United States European Command, April 6, 2009

(2) Trend News Agency, April 3, 2009

(3) Georgian Daily, March 10, 2009

(4) Итар-ТАСС, 10 марта, 2009 г.

(5) Georgian Daily, February 24, 2009

(6) Civil Georgia, March 30, 2009

(7) Interfax, March 30, 2009

(8) Trend News Agency, March 30, 2009

(9) The Messenger, April 1, 2009

(10) Civil Georgia, March 31, 2009

(11) Associated Press, April 2, 2009

(12) Российское информационное агентство «Новости», 4 апреля 2009 г.

(13) Trend News Agency, April 4, 2009

(14) Azeri Press Agency, April 3, 2009

(15) Пресс-агентство Азербайджана, 2 апреля 2009 г.

(16) Пресс-агентство Азербайджана, 29 марта 2009 г.

(17) The Day After (India), January 2, 2009

Рик Розофф (США), fondsk.ru