Северо-Кавказский филиал Государственного музея Востока третий год сотрудничает с Фондом художника Михаила Шемякина

Северо-Кавказский филиал Государственного музея Востока третий год сотрудничает с Фондом художника Михаила Шемякина (г.Санкт-Петербург). В рамках этого содружества успешно прошли выставки «Крик в искусстве», «Монстры. Мифологические персонажи» и открывается новая художественно-аналитическая экспозиция «Рука в искусстве».

Концептуально, она состоит из двух частей. Научный материал Института философии и психологии творчества представлен в первом разделе и демонстрирует всемирную историю искусства, систематизированную Михаилом Шемякиным по различным изображениям рук: от примитивных отпечатков ладоней к сложным тематическим композициям; от ритуального и магического функционирования руки к её сюрреалистическим интерпретациям; от природных мутаций и деформаций к изображениям в жанре фантастического реализма.

Здесь же экспонируются художественные фотографии Михаила Шемякина: «Отражение руки в чайнике», «Тень» и запечатленный им Знак метафизического синтетизма.

Второй раздел сформировали произведения художников Северного Кавказа и ЮФО. Многие из них стали постоянными участниками наших выставок.

В соответствии с форматом проекта, вернисажу предшествовали сбор и представление работ на конкурс. Мастерами изобразительного искусства Астрахани, Грозного, Волгограда, Владикавказа, Екатеринбурга, Карачаевска, Кисловодска, Краснодара, Махачкалы, Моздока, Майкопа, Ростова, Ставрополя, Сухуми, Таганрога, Черкесска, Элисты были предложены 232 работы, для участия в выставке, Михаил Шемякин отобрал 77 произведений с оригинальной интерпретацией темы.

Это живопись, графика, фото, декоративные панно, керамика, скульптура.

В сюжетах прослеживается индивидуальный, для каждого автора, синтез философии и художественности. В результате, в экспозиции обозначилось несколько сюжетно-стилистических параллелей.

Изысканную декоративность разрабатывают Заира Магомедова, Вадим Пухаев, Казбек Французов, Ольга Бреславцева, Али Сапаров, Николай Нестеренко, Сандра Корецкая, Татьяна Клиджан, Елена Мартенс, Виктория Чернышова.

Трагическую сущность явлений переживают Сергей Цопбоев, Алёна Шаповалова, Сергей Филатов, Дмитрий Бессонов, Лариса Кривоносова, Светлана Сергеева, Тимур Мусаев-Каган, Халимат Саидудинова.

Компромисс декоративности и трагизма достигает Абу Пашаев.

Социально-сатирическая заостренность преобладает в работах Ивана Чмерева и Георгия Юришан.

Художники Олег Игнатов, Надежда Колачева, Закарья Закарьяев, Маргарита Першина, Тимур Андиев в своем творчестве опираются на эмоциональность, поэтому выраженная ими игривая ирония органична и логична. Елена Виноградова, Тамара Земляная, Саида Евтых наполнили свои работы мистической романтикой.

К удачи экспозиции можно отнести, нечаянно сложившийся в ней, музыкальный цикл. Его составили работы Давида Манакьян, Екатерины Федотовой, Артема Артищук.
Представив искусство эмали, Георгий Лиховид, Екатерина Никонова, Мария Юрпольская лаконично продемонстрировали многозначительную самоценность пластики рук, а СавадатХалилова, Вахит Заураев, Джамиля Эдигова свели ее к выразительности ладоней.

Дополняя друг друга, Умар Мижев подтверждает возможность глубоких размышлений в деликатном рисунке, а Павел Бабенко своей бунтарской живописью осветил экспозиционное пространство цветом.

Фотоискусство представлено двумя регионами. Муса Гайворонский из Дагестана впервые принял участие на выставке и красиво объединился с, уже утвердившимся на проекте Майкопским городскимфотоклубом «Лагонаки». Исходя из ограниченных возможностей техники съемки, применяя безграничные композиционные приемы, фотографы Аркадий Кирнос, Олег Константинов, Леонид Попов, Борис Никитин обозначают ценности земного бытования. Выразительность жеста в работах Александра Ведерникова, Ангелины Горской, Артема Картавкина, Олега Сивовалова.

Интригу театральности открывает Марина Козловская, в мистику углубляется Иван Кривко, а Ирина Даценко и Светлана Данилюк обволакивают поэтичностью.

Благодаря тематической конкретности выставка обладает эффектом цельности и ясности.

В композициях прослеживается значительный запас творческого потенциала авторов, а значит их готовности к новым творческим экспериментам и продолжению виртуального диалога с художником, скульптором, искусствоведом, Лауреатом Государственной премии России, Народным художником Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея, действительным членом Нью-Йоркской академии наук, академиком искусств Европы, почетным доктором Университета Сан-Франциско — Михаилом Шемякиным.
Людмила Гунина — куратор проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина»

На фото: фрагмент картины осетинского художника Сергея Цобпоева «Рука Сына Божия»