Первые юбилейные мероприятия Театрального института им.Щукина пройдут в Северной Осетии

31 января 2014 г. Распоряжением Правительства РФ было принято решение о праздновании 100-летия основания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова». И первые юбилейные мероприятия прославленного театра-юбиляра пройдут в Северной Осетии, подарившей миру замечательного режиссёра-новатора Евгения Багратионовича Вахтангова.

Гостей из столицы нашей Родины будет принимать один из старейших театров Юга России — Русский академический театр во Владикавказе, гордо носящий имя нашего земляка, уроженца Владикавказа Евгения Вахтангова.

В 1868-1870 годах по инициативе Начальника Терской области генерал-адъютанта М.Т. Лорис-Меликова во Владикавказе было построено здание первого театра, и 15 апреля 1871 года произошло знаменательное событие. Как писали «Терские ведомости», «владикавказский театр, столь нетерпеливо ожидаемый публикой, был, наконец, открыт и в этот же день давалось первое представление…». В день открытия театра играли «Маскарад» М.Ю.Лермонтова и водевили «Жених из долгового отделения» и «Жена — всему голова».

История вахтанговской школы — Высшего театрального училища, ныне Театрального института имени Бориса Щукина — насчитывает уже ровно сто лет!

В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова. Вахтангов (1883 — 1922), ученик К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого, сотрудник МХТ и студиец Первой Студии МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник мира» в Студии осенью 1913 года. В этой постановке он выразил своё отношение к миру и театру.

Студийцы предложили Вахтангову постановку спектакля по пьесе Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась … провалом! «А теперь давайте учиться!» — сказал Вахтангов. И 23 октября 1914 года Евгений Багратионович провёл первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день считается Днём рождения Училища. Студия всегда была одновременно и школой, и экспериментальной лабораторией.

Весной 1917 года после успешного показа студенческих работ «мансуровская» (по имени одного из московских переулков на Арбате, где она располагалась) студия получила своё первое название — «Московская драматическая Студия Е.Б.Вахтангова».

Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовёт «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актёрского выявления и воплощения, фантазией режиссёра и художника (И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер.

Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова. В 1932 году школа становится специальным средним театральным учебным заведением. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина, в 1945 году дан статус высшего учебного заведения. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года — Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Вахтанговская школа — не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций. Выпускники-«щукинцы» преподают актёрское мастерство во многих театральных школах России. Профессора и педагоги Института постоянно выезжают на консультации, проводят семинары и мастер-классы в больших и малых театральных центрах страны, а в последние годы — и за рубежом. Бессменным руководителем школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний Художественный руководитель института — народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый актёр театра и кино, профессор В.А.Этуш занимал пост ректора в течение 16 лет (с 1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института — народный артист РФ, ведущий актер Театра им Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.

Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актёров российского театра и кинематографа, режиссёров, творчество которых уже стало историей. И сегодня Театральный институт имени Бориса Щукина имеет устойчивую репутацию театрального ВУЗа, готовящего элиту российского театра, кино и телевидения. Сегодня в вузе обучаются будущие актёры и режиссёры, целевым набором принимают артистов кукольных театров или мимики, а также для конкретных театров или регионов страны. Этот институт входит в десятку лучших вузов Москвы.

С 1953 года в училище начинают учиться целевые курсы — группы студентов из национальных республик, которые в большинстве случаев становятся основателями новых театров. На протяжении многих лет осетины — выпускники «Щукинки» пополняют ряды актеров Русского академического театра им. Е. Вахтангова и Северо-Осетинского драмтеатра, а также Юго-Осетинского драматического театра в Цхинвале.

Так, в 60-х годах прошлого века, благодаря режиссеру Зарифе Бритаевой, на языке Гриша Плиева любовь шекспировских героев в зале Осетинского театра во Владикавказе проживали молодые выпускники Щукинского театрального училища Фёдор Каллагов и Орзетта Бекузарова. И вот спустя почти 40 лет, 21 апреля 2012 г. состоялось новое прочтение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» на осетинском языке в постановке режиссёра, заслуженного деятеля искусств Южной Осетии Тамерлана Дзудцова.

Характерной чертой национального театра Северной Осетии на протяжении нескольких десятилетий было сочетание реалистических мхатовских и вахтанговских традиций с самобытными традициями, сложившимися в недрах самого осетинского театра. Этому во многом способствовало и то, что его творческий состав неоднократно пополнялся выпускниками национальных студий при театральном училище им. Б.Щукина и Государственного института театрального искусства им. А.Луначарского.

Летом 1958 года труппа театра пополнилась долгожданными выпускниками Вахтанговской школы. Воспитанники Бориса Захавы, Цицилии Мансуровой и Татьяны Шумхиной-Щукиной произвели колоссальное впечатление. Это был на редкость талантливый курс. Расцвет национального театрального искусства во многом состоялся благодаря блистательному таланту этого звёздного поколения. В 70-х, а потом весной 1980 года порог Осетинского театра переступило очередное поколение выпускников Щукинского училища. Театр в очередной раз получил яркую и профессионально обученную молодёжь. Это была студия, на базе которой в Москве собирались построить Театр наций. И лишь твёрдая позиция тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Билара Кабалоева повернула дело в пользу нашей республики. Поработала прибывшая молодежь активно и в кино. «В горах реки бурные», «Чигири», «Пишите письма», «Крутизна», «Во всём виновата Залина» — все эти фильмы по-прежнему популярны и любимы разными поколениями наших зрителей. Среди среднего и молодого поколения творческой труппы театра за последние годы ярко и уверенно утверждаются на сцене народные артисты А.Албегов, Н.Хубаева, И.Дзасохова, Д.Черчесова, Ж.Габуева, З.Малкарова; заслуженные артисты РСО-Алания Т.Персаева, Э.Заоев, С.Гуссаова; артисты театра Ф.Пагиева, Л.Дзубиева, А.Тибилова, З.Галаова, З.Лацоева, А.Битаров, М.Гагиева, Ф.Хамикоева, Л.Албегова, И.Савлаева, Т.Муртазов, В.Кумалагов, Р.Царикаева, С.Цаллагов, Э.Джанаев, К.Сугаев, М.Скаев, В.Ваниев, З.Боциева. В режиссёрском составе появились новые имена — А.Хугаев, А.Галаов, В.Колиев, А.Кокоев.

5 лет назад по инициативе Министерства культуры России при знаменитой «Щуке» была создана студия, где учились 15 юношей и девушек из Северной и Южной Осетии (курс народного артиста Владимира Этуша и заслуженной артистки Анны Дубровской). Именно они и представили свои актёрские наработки на суд владикавказской публики в июне 2013 года — на сцене Осетинского театра молодые актёры показали спектакль «Две шутки» по пьесе Антона Чехова, постановку «Ромео и Джульетта» и спектакль, поставленный по пьесе Григория Горина «Тиль».

Из 6 республиканских театров «щукинцы» возглавляют 4: Академический русский театр им. Е. Вахтангова — В. Уваров, Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева — К. Губиев, Театр юного зрителя — В. Колиев, Конно-драматический театр «Нарты» — А. Галаов.

В настоящее время постановкой пьесы Н. Гоголя «Игроки» в Осетинском театре занимается выпускник факультета режиссуры Щукинского училища Руслан Цагараев. Выпускник Щукинского училища Амзор Бараков — режиссёр-постановщик детско-юношеских спектаклей в ТЮЗе «Саби».

В этом году Центральный Дом актёра им. Яблочкиной сделал встречу-показ Осетинской студии Театрального института им. Б. В. Щукина, и московская театральная общественность увидела первые шаги наших ярких ребят — будущих профессионалов Юго-Осетинского театра.

Нашу маленькую Осетию связывают давние, тёплые и крепкие профессиональные и дружеские узы с училищем имени Бориса Щукина.

В 2013году на церемонии открытия памятника Е. Б. Вахтангову в г.Владикавказе присутствовали ректор Театрального института им. Б. Щукина Е. Князев актеры Р. Туминас, К. Крок. Поэтому республика с нетерпением будет ждать приезда гостей, чтобы выразить нашим друзьям и наставникам свою горячую любовь и искреннюю признательность.
Пресс-служба Министерства культуры РСО-А