Аким Салбиев: «Культура остается там, где есть настоящие традиции»

Сорок лет назад легендарный МХАТовский спектакль «Соло для часов с боем», поставленный Олегом Ефремовым по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника, взорвал тогдашнюю театральную Москву. Ещё бы! На сцене блистали Ольга Андровская и Михаил Яншин, Алексей Грибов и Марк Прудкин, Виктор Станицын и тогда молодые Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.

В те времена осторожно говорили об этой теме. Одинокие, но не потерявшие нежность чувств и желания жить старики из дома престарелых, каждую пятницу собираются в доме своего давнего друга Франтишека Абеля. Этот дом для них – как остров надежды, поэтому так спешат туда пани Конти, Райнер, Хмелик и инспектор Мич. Они изо всех сил держатся друг друга. Всеми правдами и неправдами. И конечно, у каждого своё прошлое. К чему ворошить пепел прожитых лет, когда снег был белее белого?..

Спустя много лет, вряд ли появилась бы новая постановка на сцене Северо-Осетинского Государственного академического театра имени Владимира Тхапсаева, если бы известного российского кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Северной и Южной Осетии Акима Салбиева не пригласили во Владикавказ Председателем жюри Международного театрального фестиваля «Сцена без границ».

Театральный дебют кинорежиссёра, выпускника ВГИКа, прославленной актёрско – режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, за спиной которого большое количество художественных и документальных фильмов, получился ярким, свежим, душераздирающим, современным и таким нужным в сегодняшнем запутанном культурном пространстве. Европейская драматургия звучит на осетинском языке, французская музыка 60 – 70-х годов придаёт второе дыхание, в котором на сцене пиршествуют актёры, видевшие в те далёкие годы тот памятный спектакль.

Какой необыкновенный аромат горечи и воспоминаний придали актёры осетинского театра, в котором традиционно закрывают сезон лучшей постановкой года!

— Аким, мои поздравления, и жду Ваших комментариев к успеху.

— Об успехе не мне судить. Я пришёл в кино в конце 80-х, думал о фильмах, которые несут добро и радость, смех и послание. Не для денег я становился кинорежиссёром. Это сегодня ради заработка идут в профессию те, кто не знает даже о таких фильмах, как «Тихий Дон» моего Мастера, «Калина красная» Шукшина, «Чужие письма» Авербаха, «Пять вечеров» Михалкова.

За пять дней на фестивале «Сцена без границ» я посмотрел одиннадцать спектаклей. Вспомнил свои студенческие работы. А ведь сегодня у театра больше художественных возможностей, чем у кино! Я стал снимать реже – ну зачем мне это скучное, депрессивное кино? Моё предложение понравилось художественному руководителю театра Казбеку Губиеву. Пьесу перевели на осетинский язык. И все вместе окунулись в мир иллюзий, сказок и горечи. Мы как-то стали забывать о нашей жизни, и снимаем и ставим то, что никак не связано с нами нынешними.

— А Вы по-прежнему являетесь поклонником определённых театров?

— Вся эта любовь у меня закончилась в конце 80-х: Таганка, Современник, Ленком, Маяковка… В наши дни я смотрю выборочно, и уже не там. Знаете, я всё-таки сторонник актёрского театра. Это доставляет удовольствие зрителю, не унижает его. Зачем зрителю разгадывать режиссёрские ребусы?

alt

— Вы знаете что-либо о судьбе драматурга Освальда Заградника?

— Он жив, здоров. Живёт в Братиславе. Ему чуть больше 80-ти. Мы с ним в контакте. Он меня благословил, и обрадовался, что его пьеса снова будет идти на российской сцене.
Я думаю, нам надо возвращаться к классике. В ней столько доброго и настоящего, человеческого, того, что сейчас мы стали игнорировать, ставя во главу угла современную псевдодраматургию. И Арбузов, и Розов сегодня куда важнее и понятнее, да и нужнее театру.

Осетинский театр имеет свою почти вековую историю. Здесь были мощные постановки. И по мировой драматургии, и по национальной. Культура остаётся там, где есть настоящие традиции.

— Аким, я так понимаю, что и в дальнейших творческих планах у Вас – театр?

— В кино всё сложно и запутанно! Эти гранты, субсидии и конкурсы… Они так порой лукавы и непрозрачны, что очень многие из моих коллег годами сидят и ждут. А театр – это здесь и сейчас! Пьеса, режиссёр, актёры, двухнедельный застольный период и – вперёд, на сцену! Ты не зависишь от многомилионных денег и продюсеров, техники и погоды, актёрских графиков и полусотенной съёмочной группы.

А мы во время постановки стали ближе и роднее. В стороне остались суета и повседневность быта. Именно поэтому многие мои старшие коллеги из кино часто обращаются к театру, чтобы остановиться и подумать. И выбрать для себя картины, написанные акварелью или маслом. Я намеренно не говорю об образах и биографиях персонажей, о сценографии и песнях моего детства. В театре это надо видеть. А в кино можно и пересказать. Но надо помнить, что каждый зритель в зале уже во время спектакля в душе пишет свою рецензию, а от этого актёр на сцене в ежесекундном тонусе, которым он плетёт кружева своей игры, заставляющей нас сопереживать, и снова становиться людьми, хотя бы на эти полтора часа. В тишине зала, без поп-корна и сопутствующих напитков.

alt

— 15 июня сезон в Осетинском театре закрывается Вашим спектаклем «Башня надежды». Кстати, почему Вы поменяли название?

— Я ничего не изменил в драматургии. Добавил только каждому герою по монологу, чтобы история была связана с жизнью в наши дни. А поскольку Кавказ – Осетия – это страна, где до сих пор стоят фамильные башни, мне захотелось, чтобы этот спектакль дарил всем надежду на сохранение рода, сохранение любви и уважения к нашим старшим.

Я намеренно в начале назвал тех, кто играл эту замечательную пьесу в далёкие 70-е во МХАТе. Надеюсь, что нынешние зрители в Осетии и за её пределами запомнят имена удивительных и талантливых актёров, которые сегодня дарят нам своё искусство: Тамара Кабанова, Ахсарбек Бекмурзов, Роберт Битаев, Асахмат Айларов и молодые Индира Бацазова, Залина Галаова, Марат Скаев.

Александр МЕДВЕДЕВ.