Казбек Тедеев о художественном симпозиуме «Аланика»

С 1 по 15 августа во Владикавказе пройдет IX международный художественный симпозиум «Аланика». Тридцатидвухлетний владикавказский художник Казбек Тедеев в четвертый раз примет участие в нем. Накануне церемонии открытия «Аланики-2015» я встретилась с ним и попросила рассказать, чего он ждет от этого симпозиума, и какой опыт он приобрел, участвуя в прошлых симпозиумах.

Рассказывает Казбек Тедеев:
— Первый раз я участвовал в «Аланике» в 2008 году, затем — в 2012 и 2013 годах. В 2013 году я сделал в рамках «Аланики» фотопроект «Осмысленное присвоение», который очень понравился критикам, куратору. Мне тогда подали идею продвигать этот проект дальше, реализовывать его в более крупных масштабах. Так я стал участником ежегодного Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. По итогам конкурса я выиграл грант на реализацию этого проекта — «Осмысленное присвоение» — в более крупном масштабе. Я ездил в этнографические музеи Кабардино-Балкарии, Дагестана, Моздока, Ставропольского края… В этнографических музеях я отбирал предметы быта, суть которых современным человеком уже подзабыта или полностью забыта. Современный человек уже не знает, как пользоваться этим предметом и для чего именно он в свое время предназначался. Из музея я выходил на улицу, «ловил» прохожих, просил их зайти в музей, давал им в руки этот предмет и говорил: «Представьте, что эта вещь оказалась в вашем доме. Что вы будете с ней делать? Как будете ее использовать?»
Это был своеобразный взгляд из прошлого в будущее, этакая «машина времени». Результаты этой работы были представлены мной в Бесланском Дворце культуры. Зрителям было интересно, отзывы были положительные. В этом году тема симпозиума — «Комплекс идентичности. Искусство и идентичность в 21-м веке». По задумке куратора, предполагается рассмотреть, как художники отражают в своей практике сложность формирования идентичности в проживаемых ими обществах. Как эта тема может быть рассмотрена внутри обширного пространства Евразии, в рамках такого региона, как Кавказ? Эта тема — психологическая, универсальная. Нам, жителям Осетии, на мой взгляд, она особенно близка и понятна. Прежде всего, у многих людей — проблема с самовосприятием. Я хочу сделать проект на тему проблем с самоидентификацией. Это будет проект с нашим, осетинским, оттенком. Часто у нас люди о себе складывают собственное мнение из отражения в глазах окружающих, то есть они слишком зависимы от чужих оценок, от мнения окружающих, от того, что о них думают другие. Создается мозаика отражений, из которой человек создает о себе представление. Надо иметь собственное видение себя, и такие самостоятельно мыслящие люди, самодостаточные, у нас есть. Но проект не о них.
Это первый для меня проект, который не связан с фотографией. Я хочу вернуться к своей основной специальности, которую я получил в Московском горном государственном университете на факультете «Технология художественной обработки металла». Я буду делать инсталляции на заданную тему. Мне нравится, что каждый раз на симпозиуме задается тема и ее можно очень по-разному отражать, я всегда старался вникнуть в тему, в концепцию, предложенную куратором. О нынешнем кураторе симпозиума я слышал, что он бельгиец, работает в серьезном музее, у него есть большой опыт проведения международных мероприятий. Он лектор, которого часто приглашают и во Владикавказе он собирается прочесть много лекций. Постараюсь, по возможности, не пропустить их».
Думаю, что и в этот раз у Казбека все получится. Его дипломная работа — осетинский кинжал из кожи и дерева — была на «отлично» оценена в Московском горном государственном университете. Вернувшись на родину, в Осетию, он не мог найти применения своим силам, чувствовал свою невостребованность, но, увлекшись художественной фотографией, освоил ее, стал постоянным участником «Аланики». Кроме Казбека, из осетинских авторов в девятой «Аланики» участвуют Темболат Гугкаев, творчество которого мы знаем по прежним симпозиумам, и Алиса Гокоева (она принимает участие в «Алнике» впервые).
Вход на все лекции «Аланики», которые будут проходить в залах Национальной научной библиотеки, свободный. Симпозиум организован Северо-Кавказским филиалом Государственного Центра Современного Искусства (ГЦСИ) в партнерстве с некоммерческим Фондом поддержки культуры, искусств и архитектуры «АРТ КАВКАЗ» при поддержке Министерства культуры РФ.
Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»