Немецкая премьера фильма Вадима Цаликова «Прощай, Асуан!»

1 июня в столице Германии , в Русском Центре науки и культуры состоялся показ документальной картины известного кинорежиссера, лауреата отечественных и международных кинофестивалей Вадима Цаликова. Это уже четвертый европейский показ фильма , предыдущие — в 2003 году на МКФ в венгерском Дьере, где картина вошла в число лучших документальных европейских фильмов фестиваля, в бельгийском Антверпене в 2011 году и в королевстве Люксембург , в 2015-ом. Теперь картину смогли увидеть и жители Берлина. Мы попросили режиссера поделиться впечатлениями о прошедшем с большим успехом показе фильма.

— Прежде всего, хочу поздравить Вас с успешной премьерой в Берлине и поделиться интересным наблюдением — в этом году, если я не ошибаюсь, Вашему фильму исполняется 15 лет. Удивительно, что по прошествии солидного времени , фильм смотрится на одном дыхании и вызывает очень сильные эмоциональные переживания. Об этом мне говорили и наши соотечественники, и живущие сейчас здесь и немцы. Конечно, здесь и высокое мастерство, с которым сделан фильм, но видимо, еще есть что-то, что вновь и вновь заставляет зрителей не быть равнодушным к происходящему на экране ?

— Думаю, что когда в картине есть подлинная человеческая история с философским подтекстом она не может не волновать тех, кто смотрит фильм. И эта история понятна не только для нас, но и для французов, бельгийцев, немцев, она интернациональна. Один из немецких зрителей , по окончании фильмасказал мне, что подобное кино очень необходимо, поскольку оно затрагивает душу , а не только расчетливый мозг …

— Да, я кстати, заметила, как внимательно смотрели этот фильм немцы. Но на показе были и осетины и русские, уже давно живущие в Германии. Видела, как после показа они подходили к Вам…
— Да, делились своими впечатлениями. Очень приятно было то, что многие из наших бывших соотечественников помнят прославленную труппу Кантемировых. Многие из них, будучи еще детьми, вспоминали гастрольные выступления Ирбека, его отца, Алибека. Были и те, кто видели его выступления именно здесь, в Германии и хорошо помнят, с каким восторгом принимали наших артистов. Это лишний раз говорит о том вкладе, который внесли в искусство наши великие артисты .И этим надо гордиться…
— В Вашем фильме, как Вы сами отметили, есть определенный философский подтекст и он хорошо читается, а какие выводы из этой истории Вы делаете для зрителя?
— А выводы очень простые, знаете, как говорят — простые истины . Я не раз говорил о том, что для меня ,ИрбекАлибекович Кантемиров — это образец человеческой порядочности, скромности, эталон отношения к своему труду, не к профессии, а именно труду, очень нелегкому , но благородному, которому он посвятил всю свою жизнь. А еще он был человек очень высокого достоинства, о котором иногда забывают наши современные соотечественники…
— Вопрос, который меня, как и многих зрителей интересует — что стало с Асуаном ?
— К сожалению, после съемок фильма, мне больше не довелось побывать на ростовском конзаводе. Созваниваясь с сыном Ирбека, нынешним руководителем труппы МаирбекомКантемировым, узнал от него, что три года тому назад Асуана не стало. Но по человеческим меркам, его все равно можно былобы отнести к долгожителям . И в этом , я считаю, основная заслуга Ирбека , который и после ухода с цирковой арены продолжал держать его в форме, продолжая ежедневные тренировки…

 

— Я знаю, что в Германии Вы не первый раз. Каковы Ваши впечатления от этой поездки ?
— Два раза, еще в 1997 — 1998 годах я был в Баварии , в старинном красивом городке Аугсбурге. Тогда, кстати, я представлял там свою дипломную работу «Ирбек и Асуан» на Международном кинофестивале «Дни кино » , в 2014-ом, в Кельне, снимал эпизод для своего документального фильма «Беслан. Память». А вот в Берлин я приехал спустя 22 года. В 1994 -ом, будучи студентом ВГИКа, я участвовал в международном проекте среди студентов европейских киношкол «Vizions». Скажу честно, тогда на меня Берлин произвел более сильное впечатление чем теперь. Не буду вдаваться в подробности, но сейчас он мне показался слегка запущенным. И тем не менее, есть по-прежнему знакомые места, в которых мы снимали свои проектные работы и это вызывает приятные воспоминания. Хочу отметить важность нынешней поездки. Вместе с берлинской премьерой «Прощай, Асуан», международная Ассоциация «Renaissance-Sandidzan» при поддержке Россотрудничестваорганизовала Дни осетинской культуры , которые проводились в этом году во Франции, Бельгии, Люксембурге и закончились здесь, в Берлине. Надо еще раз отметить в первую очередь большой организаторский вклад Радиона Пухаеваи помощь в подготовке Вадима Пухаева и очень высокий уровень представленных работ наших осетинских художников . Все мероприятия прошли на очень высоком уровне и можно говорить, что уже шестой год идет успешное культурное покорение Европы…
— Я знаю, что у Вас очень насыщенный график работы, это связано и с участием Вас в экспертных комиссиях по документальному кино и отборочной комиссии одного из международных кинофестивалей и все же,традиционно, над чем сейчас работаете и что, возможно, в следующем году мы сможем увидеть в нашем культурном центре ?
— Завершена работа над новым документальным фильмом « Кермен», посвященному одному из наших выдающихся тренеров , воспитавших многих чемпионов по вольной борьбе — Кермену Николаевичу Суменову. Осенью мы покажем его в Москве , Осетии и надеюсь, в следующем году его увидят европейские зрители…
— Большое Вам спасибо и будем ждать новой встречи с Вами !
Беседовала Анет Гаус
Берлин.