«IRON VANDEE». Фильм о геноциде, созданный югоосетинской молодежью

Презентация художественно-документального фильма «IRON VANDEE» о геноциде южных осетин в 1920-ом году, прошедшая накануне в государственном киноконцертном зале «Чермен» можно сказать потрясла зрителей в зале.
В основе фильма, снятого на базе Государственной телерадиокомпании «Ир», исторический документ – дневник руководителя карательной операции против южных осетин Валико Джугели «Тяжелый крест». Те события являются одной из самых тяжелых страниц в истории осетинского народа – действия властей Грузии принесли горе практически в каждую осетинскую семью и поэтому, создатели фильма, взявшись за кинокартину, возложили на себя большую ответственность.
Проект, реализованный талантливой творческой группой: Григорием Мамиевым (здесь он выступил в новом для себя амплуа в качестве режиссера), продюсером Юлией Бестаевой, оператором-монтажером Михаилом Хасиевым и Сергеем Цховребовым, вовлек в творческий процесс профессиональных актеров Сослана Бибилова (Джугели), Натию Чохели, Романа Козаева и других любимцев театральной публики. К чести современной молодежи стоит отметить, что в фильме сыграли школьники, совершенно далекие от актерского дела. Актерами фильма (очень неожиданно для них поступило предложение от режиссера) стали жители сел Дменис, Цунар, Бекмар, Прис, Квайса, Дзау, Цинагар и города Цхинвал.
Потрясающая музыка, захватывающая кинематографика с удивительно тонко скомпонованными выверенными кадрами, которые зритель смог увидеть благодаря талантливой работе оператора Михаила Хасиева.
Голос Григория Мамиева за кадром, историческая хроника, снятые сегодня, но с помощью спецэффектов «состаренные» кадры, искусно сочетались и перекликались, плавно перетекая друг в друга с игровыми сценами и удивительно гармоничным, четко сформулированным повествованием о тех трагических событиях рассказом историка Константина Пухаева. Константин Пухаев в этом фильме был неподражаем, в таком амплуа историка мы еще не видели, но с этой важной миссией он справился более чем достойно. Непередаваемая манера интересного повествования обоснованных, грамотно подаваемых исторических фактов очень приятно удивила зрителя.
Фильм рассказывал о сложных политических процессах, происходящих в царской, а потом уже советской России и влияние на соседние страны, в том числе Грузию, Армению, Азербайджан, и непосредственно на Южную Осетию. Фильм постепенно, как будто раскрывая страницу за страницей, рассказывал о том, как некогда единая Осетия, была административно разделена на две части, как меньшевистской Грузии не понравилось, что народ юга Осетии стал ратовать за независимость, и как на нее была обрушена вся ненависть, взросшенная фашистской идеологией, пропагандируемой в Грузии во все времена. По южной части Осетии тогда прошлись мечом и огнем, уничтожая его народ. И все действия грузинских военных, несомненно, попадают под определение «геноцид», что было доказано в фильме.
При этом картина акцентировала внимание на отношение грузинского народа к осетинскому на протяжении многих лет и вырисовывала одну четко сформированную модель поведения.
Много параллелей авторами фильма было проведено с событиями 90-х годов уже в современной Южной Осетии.
Публика была настолько впечатлена, что после завершения фильма в зале какое-то время царила абсолютная тишина, и потом сменилась овациями.
Григорий Мамиев выступая после показа фильма, рассказал о том, как появилась идея его создания. Молодые ребята случайно в одном из архивов нашли книгу «Тяжелый крест».
Со всей ответственностью, подойдя к сохранению исторического документа, они скрупулезно рассмотрели и запечатлели на фотокамеру каждую страницу книги – “в случае если она потеряется”, а потом всю ночь сидели и читали ее.
Идея создать фильм, появившаяся у молодежи была поддержана сначала Юлией Бестаевой, потом и директором ГТРК «Ир» Радой Дзагоевой.
Два месяца работы над сценарием, четыре месяца съемок и фильм был готов.
Константин Пухаев, в одночасье ставший героем молодежи, признался, что ему впервые довелось побывать в роли “актера-консультанта” и “было очень нелегко”.
«Каждый из нас, давая ту или иную оценку кинокартине, должен осознавать, что это первый опыт и его сделали молодые люди, большинство из которых не профессионалы. Я вижу проявление высокого патриотизма всех, кто делал этот фильм», — отметил он.
Зоя Битарты, по традиции осталась верна себе и выступила с небольшими критическими замечаниями, но при этом она подчеркнула важность создания киноленты.
«Низкий поклон всем кто работал над созданием фильма», — сказала она.
С очень искренним обращением к создателям фильма и зрителям выступил актер, режиссер Федор Харебов.
«После просмотра этого фильма я еще раз убедился в том, что осетинский народ очень талантлив, храбр и силен. Я поверил каждому кадру, каждому действию и каждому слову профессиональных и непрофессиональных актеров».
Большую поддержку в создании фильма оказала директор ГТРК «Ир» Рада Дзагоева.
«Идею о том чтобы создать на базе ГТРК такую кинокартину я восприняла с некоторыми противоречивыми чувствами, – призналась она зрителям. — Была неуверенность, справимся ли мы с подобным сложным материалом. Но уже первые шаги показали, что мы на правильном пути».
Через четыре года, добавила она, Южная Осетия будет отмечать столетие со дня геноцида осетинского народа.
«И к этому времени надо снять хороший документальный фильм о событиях тех дней, и сегодняшний фильм может стать прекрасной основой для большой масштабной картины», — подчеркнула Дзагоева.
Она вручила почетные грамоты ГТРК «Ир» представителям школ, учащиеся которых приняли участие в съемках фильма и жителям села Дменис.
Слова искренней благодарности всем, кто принял участие в создании картины, в этот вечер были произнесены всеми выступающими со сцены.
Рассказали и о смешных ситуациях, которые возникали. Несомненно, реакция главы Водоканала, у которого продюсер просила технику «чтобы вырыть могилу для 13 человек» должна была быть очень бурной.
В завершении стоит сказать, что фильм был снят при мизерном бюджете. Можно сказать, что кинокартина была создана благодаря энтузиазму, и не побоюсь этого слова, патриотизму нашей молодежи.

Иа «Рес»