Культура > Владикавказ стал центром высокого оперного искусства

Владикавказ стал центром высокого оперного искусства


10 ноября 2008. Разместил: admin

С художественным руководителем Северо-Осетинского театра оперы и балета Ларисой Абисаловной Гергиевой мы встретились по поводу, мягко говоря, не совсем красивому. Те коллизии, которые предшествовали открытию очередного театрального сезона, взволновали городскую общественность и породили различные слухи и домыслы. Разобраться в ситуации, получить информацию из первых уст, а, главное, поговорить о репертуарном плане на предстоящий год, который будет юбилейным для театра – вот главные задачи, которые поставил перед собой журналист Тамара Бунтури. Поблагодарив Ларису Абисаловну от имени многочисленных театралов республики за огромное наслаждение, полученное от проведения грандиозного международного фестиваля, собравшего звезд мирового уровня, я первым делом спросила художественного руководителя большого творческого коллектива о планах на предстоящий сезон. Лариса Абисаловна рассказала о жизни театра, его проблемах и достижениях:

– Этот год особенный для театра оперы и балета. Мы будем праздновать пятидесятилетний юбилей. Позволю себе небольшое лирическое отступление. В 1958 году появились первые музыкальные постановки. Это и оперы, и оперетты. С них и началось летоисчисление театра. На сцене блистали Таисия Тогоева, Сергей Харебов, Аза Галуева, Хахжумар Абаев – великий осетинский бас. Я думаю, Осетия помнит их имена. Это первые ласточки. В начале 70-х годов произошло разделение двух театральных направлений: драматического и музыкального. В этом здании осталась труппа Музыкального театра, и вот уже три года он носит другое название: театр оперы и балета.

Перед нами в юбилейный сезон стоят очень важные задачи. Он должен быть ярким и запоминающимся. В творческих планах – опера П. Чайковского «Иоланта», оперетта Милютина «Поцелуй Чаниты», оперы Д. Верди «Трубадур» и «Аттила», Бизе «Кармен», Доницетти «Колокольчик». Особо отмечу произведение самобытного и талантливого композитора Ацамаза Макоева «Аланы». По непонятным мне причинам опера так и не была поставлена, хотя написана 18 лет назад. Интересный сюжет, замечательная музыка – она станет украшением юбилейных дней в январе 2009 года. (В связи с трагическими событиями в Южной Осетии юбилей театра будет отмечаться в самом начале года, а не в октябре, как предполагалось).

В этот сезон мы вступили с новым руководителем театра Анатолием Галаовым, председателем СТД республики. У предыдущего руководителя Сергея Крохина закончился контракт, и, учитывая, что это юбилейный год, что у коллектива очень много проблем и задач, считаю, что назначение случилось вовремя и полностью отвечает ситуации. Анатолий Галаов - очень творческий человек, профессионал своего дела, энергичен, обладает большим опытом. Он прекрасно показал себя в постановке «Иоланты» Чайковского, которую мы сделали в Тулузе вместе с дирижером Туганом Сохиевым. Недавно эта сценическая версия прошла с успехом на старейшем оперном фестивале в Сан-Себастьяне (Испания). Кроме того, я считаю, что директор не должен ждать, когда ему что-то дадут, а сам берется за хозяйственные дела, засучив рукава. Его работа заметна с первых дней. Когда собралась труппа, уже были готовы списки распределения ролей в пяти спектаклях на весь сезон. Артист имеет возможность работать над партией. Открытие сезона связано с приездом нового главного дирижера Сабрие Бекировой. Она – представительница хорошей дирижерской школы и обладает большой энергией и работоспособностью. По приезду сразу включилась в процесс постановки «Манон Леско», которой мы открылись. Далее – «Фауст», «Евгений Онегин»… Сабрие Бекирова молода, амбициозна, требовательна и к себе, и к сослуживцам. Думаю, она впишется в коллектив театра и оправдает наши надежды. Павел Францевич Панасян и Казбек Баскаев остаются дирижерами. Павел Францевич – один из основателей театра, человек большой эрудиции и благородной души, имеющий огромный опыт, владеющий ситуацией, получил назначение и заведующего музыкальной частью театра. Он мне очень помогает, и без него я не представляю своей работы здесь. Кроме того, открытие сезона связано с приглашением меццо-сопрано из Москвы Елены Скалдиной. Это дефицитный голос для нашей труппы, но пригласить ее было непросто. Прежде всего Елену привлекли наши творческие планы и, естественно, Кармен. Какая меццо-сопрано не мечтает спеть Кармен! Я полностью согласна с мнением Владимира Путина, что важно давать дорогу молодым. Мариинский театр это понял давно и заботится о своем будущем, организовав Академию молодых певцов. Многие выпускники сделали блестящую карьеру и украшают престижные сцены мира. Для конкретной ситуации я стараюсь приглашать певцов, которые как-то связаны с Осетией, ведь с приглашением возникает много проблем, особенно с жильем. Ректор СОГУ Олег Хацаев сразу положительно ответил мне на предложение открыть музыкальную кафедру на базе факультета искусств. Не секрет, что многие «посланцы» республики в творческие вузы Москвы и Петербурга сюда не возвращаются. Здесь же мы будем сами готовить кадры для своего театра. В республике достаточно мастеров высокого класса, таких как Юрий Бацазов, Эмилия Цаллагова, Анатолий Хугаев, которым необходимо передавать свой бесценный опыт. Надеюсь, вырастим достойную смену. У них будет возможность в процессе учебы «вариться» в театральной гуще и узнавать все тонкости и эстетику театра. Весной предполагается открыть кафедру вокального искусства. Последующий набор – балет, потом – инструменталисты. Это огромной важности шаг как для театра, так и для осетинского искусства в целом, и спасибо Олегу Хацаеву за понимание и поддержку.

Не будем забывать и действующий репертуар. Его надо постоянно совершенствовать. Хочу заметить, что за те три года, когда я пришла в коллектив, наблюдается положительная динамика, заметно вырос темп, а театр к этому не привык. Он не привык работать интенсивно. За три года мы поставили около 20 спектаклей. Возобновляли старые, работали над новыми. Это нелегко. Труппа немолода, средний возраст 64 года. Некоторые певцы обижаются и неправильно реагируют на требования времени. К сожалению, наступает время, когда нужно уйти, уступить дорогу молодым. Это опера, здесь нужно петь. Если нет голоса, надо набраться мужества и уйти вовремя. Это не драма, где можно играть в очень зрелом возрасте, и этому есть замечательные образцы. Если говорить о компании, которую развернули господин Дауров и госпожа Билаонова, объясню ситуацию, если такой момент настал. Я не думаю, что при моем положении стоит оправдываться перед этими господами. Дни, проведенные мной в Осетии, наполнены до предела. Моя линия, которую я отстаиваю, такова: человек, работающий в государственном учреждении, должен работать и получать за это зарплату. Мы не имеем право платить одинаковую зарплату тем, кто трудится, и тем, кто ничего не делает. Мы обязаны брать молодых певцов, и это мнение и Анатолия Галаова. Средний возраст труппы – 64 года, повторяю еще раз, как мы должны работать? Наш театр – единственный оперный театр на Северном Кавказе, и в этом и моя заслуга тоже, и я этим горжусь. Это элитарное искусство, и в театре не место людям, которые растрачивают свой голос по халтурам. Петь партию Ленского, наездившись по халтурам, невозможно! Я не против эстрадного искусства, но совмещение не приветствую. Если вы скажете, что это вызвано малыми зарплатами, то господин Дауров – один из тех людей, которым я резко подняла зарплату. На данный момент зарплата в коллективе больше, чем в других театрах. Я нашла возможность поднять зарплату более чем шестидесяти членам коллектива. Эту проблему знаю хорошо и убеждена в том, что актер не может получать копейки. Но надо понять одно: актер приходит на работу, он должен распеваться, хорошо выглядеть… Сейчас такие времена, что актриса, поющая Татьяну, не может быть старше своей героини на 40 лет. В случае господина Даурова по решению аттестационной комиссии, а не по моему мнению, и об этом свидетельствуют протоколы, он не выдержал экзамена. Тем не менее я предложила ему остаться в театре и попытаться вернуть былую форму, не ущемив его ни в одном рубле. Кстати, аттестационную комиссию придумала не Лариса Гергиева. Она была проведена во всех культурных учреждениях республики. В нашей комиссии присутствовали эксперты из Москвы, дирижеры. С их мнением нельзя не считаться.

Скажу с гордостью, у нас замечательный коллектив. Фанаты своего дела. Коллектив, окрыленный успехами фестиваля, постановками, премьерами, понял, что он может и хочет работать. Это очень важно. Эдуарду Даурову была предложена партия высшего мастерства для тенора Манрико… И он ушел, хотя я на его месте попыталась бы вернуть былую вокальную форму. Актеры на первое место должны ставить театр, вот главная мысль. Что касается Долорес Билаоновой, то она – совместитель. Ее основная работа – училище искусств, преподавательская деятельность, что правильно. Мы предложили ей с директором театра ставку репетитора хора, может, она найдет себя в этой ипостаси. Но… Театру нужны молодые певцы, поймите правильно, и от этого никуда не денешься. Хотя приведу пример Эмилии Цаллаговой, которая тоже представляет старшее поколение театра. Она прекрасно выглядит, поет, спела премьеру «Манон Леско» на итальянском языке. Она солировала с Ахмедом Агади, на премьере в этом сезоне – с Александром Уртаевым. Для себя, в своем творчестве Эмилия сделала большой качественный скачок. Хочу сказать, что, работая с мариинцами, наши актеры многое почерпнули и приобрели стимул к развитию: ведь можем и хорошо. Эмилия Цаллагова нужна театру и как певец, и как наставник для молодых. Юрий Бацазов, интеллигент, профессионал, как он работает! Очень дорожит своим голосом и трезво относится к своему репертуару. Честь и хвала, что вы что-то первым исполнили на сцене и заслужили звание «легенда». Мы будем помнить это, но надо иметь мужество взглянуть на себя со стороны. Склоки и скандалы всегда были присущи этому театру, и это мешает творчеству. Сама я работаю много и хорошо и буду требовать то же самое от других. Очень прошу, напишите: певица, народная артистка заглядывает в окно, обзывает и проклинает художественного руководителя. Я отвечаю за эти слова. При чем здесь моя прописка, которая беспокоит господина Даурова? Валерий Абисалович Гергиев имеет петербургскую прописку, а работает в «Метрополитен опера»! Я дала пять сольных концертов в «Ла Скала» и выступала на самых престижных сценах мира. Мой график расписан до 2014 года. Не дело мне оправдываться. Я работаю для людей, которые болеют сердцем за наш театр, которые приходят на спектакли и получают наслаждение от прекрасной музыки. Я понимаю, что не у всех есть возможность выезжать в Москву или Питер и слушать оперу. Я работаю для них. Скажу так, везде много неадекватных людей, и, к сожалению, некоторые из них поют.

Практика всего мира говорит о том, что необходимо приглашать певцов и исполнителей других театров. Это показал фестиваль, этого хочет зритель. И мы не будем от этого отказываться. Плодотворное сотрудничество разных школ дает отличные результаты. В театре грядет юбилей. Его надо приводить в порядок и не только подбором репертуара и певцов. Здание разъедает грибок. Нужно изыскивать средства на ремонт. Сейчас приезжают ученики Светланы Адырхаевой танцевать. Я за свои средства, понимая непростую ситуацию в республике, купила линолеум для сцены, который стоит 90 тыс. руб. У нас нет инструмента. Те два инструмента фирмы «Зайлер», которые я привезла, проблемы не решат. Надо минимум 10. У актеров ужасные гримерки. Ищу деньги на постановки, на повышение зарплаты. За прошлый фестиваль мы заработали сумму, которая обеспечит постановку «Кармен». В театр стали приходить люди, а ведь совсем недавно зал сдавали для проведения поминок.

Теперь о хорошем, о юбилее. Мы хотим, чтобы приехали гости. Будет премьера «Аланов», наши лучшие оперные спектакли. Хочу отметить людей, которые столько лет работают в театре и не имеют ни наград, ни званий. Совершим экскурс в прошлое, скажем о том, что будет. Надеюсь, что нам поможет и руководство республики. Подключаю знакомых, друзей, родственников. Нам надо реконструировать сцену и сделать ей новую «одежду». Обращаюсь к бизнесменам, фирмам с просьбой помочь, внести посильную лепту. Обращаюсь лично к уважаемым Георгию Борисовичу Лакути, Михаилу Михайловичу Шаталову. Они любят наш театр, приходят к нам и, надеюсь, что откликнутся. Мир спасет красота, и ее надо беречь, помогать ей. Мы затеваем пристройку, чтобы разгрузить здание. Нет репетиционного зала, негде остановиться приезжим артистам.

Артисты после отпусков вышли на работу. Они хотят трудиться. У них есть роли, есть над чем работать. Нам надо чуть технически помочь. У нас не хватает средств. Хотелось бы провести четвертый фестиваль. Это очень дорого, но я буду стараться. Ради зрителей, которым не устаю говорить спасибо. Они очень тепло относятся к актерам: что-то дарят, приглашают к себе домой. Это смягчает, но не решает проблемы. Республика финансирует только четвертую часть, остальные средства я изыскиваю сама. Надо подумать: нужны ли республике много незначительных мероприятий, которые не дают резонанса. Наш фестиваль посетило 19 тысяч человек. Мы приглашаем жителей районов, детей Беслана, детских домов – бесплатно.

Я буду делать все ради людей, ради театра, который обожаю. Я люблю своих коллег, хочу, чтобы они восполнили хотя бы сейчас ту часть творческой жизни, когда ничего не ставилось. У меня нет желания никого обижать и всем предлагаю попробовать себя в новом ракурсе, если нет возможности петь. Но надо уважать себя и свой коллектив, соблюдать этику поведения. Можно махнуть рукой, но кто, если не я? Когда я пришла сюда, заработок театра за год был 100 тысяч рублей. Сейчас за год мы заработали два миллиона. Пусть не обижаются мои друзья, но у нас есть менталитет: не брать билеты. Я объясняю, что постановка спектакля – большой труд многих людей, и он должен оплачиваться. Театр показывает самую лучшую динамику развития в республике среди творческих коллективов.

Хочу сказать и о проекте Валерия Гергиева. Республике нужен зал, дети получат возможность заниматься в нормальных студиях, но находятся и здесь критикующие, недовольные. Наверно, это зависть, и о ней пора говорить. Если бы все осетины, имеющие возможность помочь своей малой Родине, делали то, что наша семья, тут была бы другая ситуация.

Я хочу, чтобы опера прижилась в Осетии. Это процесс не мгновенный, но он нужен. Я хочу, чтобы приходили всегда. А критики, ну что ж? Критиковали Бизе, Чайковского, без этого невозможно.

Согласитесь, разговор непростой, но честный и прямолинейный. Анатолий Ильич Галаов, директор театра, присутствовавший при интервью, счел необходимым добавить несколько слов о своем новом назначении и о тех первых шагах, которые он сделал на новом поприще:

– Я работаю уже месяц, и для меня очень важно, чтобы в этот коллектив, а он состоит из 261 человека, я вписался не как диктатор, которому вменено навести порядок. Здесь непросто руководить, а поэтому поиск точек соприкосновения необходим. Для себя очень важно определить генеральную линию. Вернее, ее уже определила художественный руководитель, а мы должны определить к ней свое отношение. Пока театром руководит Лариса Гергиева, имеющая огромный авторитет и в России, и на Западе, театр будет развиваться. У театра есть будущее, это несомненно. Приобщение к высокому оперному и балетному искусству – процесс сложный. У нас есть национальный театр, Русский театр, но искусство оперы – элитное, и надо к нему прививать вкус у различных слоев населения республики. И проведение фестивалей, и наши репертуарные спектакли показали, что у нас немало меломанов, и среди них и молодежь, что особенно отрадно. Свою главную задачу, как администратора, как директора театра, я вижу в том, чтобы создать максимальные условия для выпуска спектаклей на высоком художественном уровне, чтобы мы имели возможность делать шедевры, не побоюсь этого слова.

В театре у меня интерес многогранный: надо заниматься реконструкцией здания, надо устанавливать и контакт с труппой… Буду работать и как режиссер. Вроде у меня что-то получается. Могу сказать, что атмосфера в театре улучшилась. Я сторонник порядка, а не анархии, и артистам это нравится. В свое время здесь была такая разруха, что Ларисе Абисаловне стоило немалых усилий собрать коллектив и научить его работать заново. Годами выпускали один спектакль, растеряли всю зрительскую аудиторию, сейчас идет возрождение и очень интенсивно. Этому способствует и проведение фестивалей по стратегической линии мудрого художественного руководителя, и улучшение качества спектаклей нашего коллектива. Мы воспитываем вкус к высокому вокальному искусству, привлекаем зрителя… За месяц фестиваля театр посетило 19 тысяч зрителей, это больше, чем за целый год, например, 2000 г., 2001 г. Благодаря грамотному построению репертуарной политики, намного выросли и доходы, полученные от продажи билетов. Фестиваль в свою орбиту включил и руководство республики, и творческую интеллигенцию, и районы, а в центре – музыкальное искусство. Мы выражаем большую благодарность Виталию Сергеевичу Караеву, который нам очень помог по первому же нашему обращению. Благодарим и прессу, которая поддержала нас. Закончим мечтой: быть одним из ведущих оперных театров в России. Потенциал прекрасный. Будем заниматься кадрами, учить молодежь (создается кафедра в СОГУ, активизируется процесс обучения в Училище искусств), прививать высокий художественный вкус зрителю. Наступает эпоха ренессанса Музыкального театра, это здорово. Очень надеемся, что руководство республики поддержит нас в этом вопросе.

Подготовил Мурат Макиев