Сколько бы лет ни прошло…

Начиная с 1987 года, в средствах массовой информации Грузии, выступлениях неофашиста З.Гамсахурдия на митингах по всей Грузии и особенно грузинских селах вокруг города Цхинвал, постепенно создавался образ врага в лице осетин и Осетии в целом.
10 ноября 1989 года состоялась XII чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской области, на которой было принято решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузинской ССР. В ответ З.Гамсахурдия призвал к походу на Цхинвал.
23 ноября 1989 года стало началом открытой агрессии фашиствующей Грузии против Южной Осетии.
В тот день колонна идеологов грузинского национализма в лице Звиада Гамсахурдия и его последователей в количестве 40 тыс. человек двинулась на Цхинвал под предлогом проведения мирного митинга, имеющего цель подавления самосознания народа Южной Осетии и лишения его всех прав на своей исторической родине, земле своих предков.
Однако злому замыслу врага не суждено было осуществиться, — на подступах к Цхинвалу, возле Згудерской возвышенности путь колонне непрошеных гостей преградила группа молодых осетинских парней, которые, взявшись за руки, встали живой стеной, не пропустив их в родной город.
М. Тедеев: — Накануне этого дня по городу пронесся тревожный слух о том, что на нас из Тбилиси выдвигается колонна из сотен автобусов и легковых автомашин, забитых неофашистами, под предлогом проведения в Цхинвале так называемого «мирного митинга». Но мы-то прекрасно понимали, что на самом деле кроется под этим названием. Созвонившись с ребятами, мы стали потихоньку подтягиваться к зданию городского суда.
Людское море разрасталось с каждой минутой. Нельзя сказать, что мы осознавали всю серьезность происходящего, иначе мы бы не вооружались для устрашения палками и тем, что нашлось под рукой, ведь серьезного оружия тогда практически ни у кого не было. Да мы и не думали тогда, что оно нам пригодится. Так, постращаем друг друга, и снова будем жить как жили.
Знакомые весело здоровались, громко шутили, перебрасывались крепкими словечками с теми, кто находился по ту сторону «баррикад», они отвечали тем же… Мы просто знали, что надо держать оборону и не дать пройти в город новоявленным оголтелым националистам, при том, что в самом городе оставалось все грузинское население, и никто их не трогал.
Сегодня, оглядываясь назад, понимаю, что многие из моих тогдашних товарищей отдали свои жизни за то, чтобы мы, наши дети и внуки жили в свободной стране. Низкий им за это поклон и светлая память!
Н. Габараева: — До сих пор перед моими глазами стоит четкая картина того, как 23 ноября 1989 года практически весь город собрался у Згудерской возвышенности, чтобы уберечь родной город от «нашествия» тогда еще просто недоброжелателей в лице неофашиста Звиада Гамсахурдия и его приспешников. В силу своего юного возраста я тогда еще не понимала всю серьезность происходящего и воспринимала все как некое приключение. В те годы понятие «грузин» еще не олицетворяло собой образ врага, ведь они жили тут рядом с нами, мы общались, дружили, ходили друг к другу в гости, заводили семьи, и никого это не удивляло и не напрягало. Однако, как я поняла позже, именно с этой противоправной акции и начались многолетние страдания нашего народа. Сегодня я с гордостью вспоминаю, как весь осетинский народ перед лицом грозящей беды превратился в единый организм. Да, потом было много всего, как хорошего, так и горестного, но мне запомнилось именно то, с каким приподнятым настроением, верой в свою правоту и победу мы стояли тогда у въезда в город. Отрадно сознавать, что все это было не зря. Не зря погибло столько наших сограждан, не зря мы терпели столько лишений и бед, — Южная Осетия ценой неимоверных усилий и потерь сегодня существует как независимое государство, и с уверенностью в завтрашнем дне строит свое будущее, где мы сами себе хозяева, а не «пришлые гости» на своей земле, как нам пытались внушить наши южные соседи. Желаю нашей молодой Республике мира и процветания!
З. Бекоев: — Даже не верится, что прошло уже 25 лет с того рокового ноября 1989 года, когда фашиствующее руководство Грузии, намереваясь подавить нашу волю, отбить всякую охоту к борьбе за право проживания на исконно исторической родине, двинуло на Цхинвал многотысячную толпу своих националистов, а попросту — неофашистов. За минувшие годы было собрано немало материалов по тем событиям. Скажу лишь, что когда наш народ встал грудью перед неприятелем и, спустя какое-то время, подступы к Цхинвалу были очищены от «нечисти», мы, осетины, еще больше утвердились в своих намерениях продолжить борьбу за выход из состава недружественной Грузии, поскольку прекрасно понимали, что нам с ними уже не по пути. И как же здорово, что сегодня Республика Южная Осетия как независимое правовое государство самостоятельно строит свою жизнь. И сколько бы лет ни прошло, мы будем свято чтить своих героев, сложивших свои горячие головы за наше мирное сегодня. Вечная им память, а живым — успехов и новых свершений на благо Отчизны!

Д. УАНЕТЫ,
газета «Южная Осетия»