К юбилею Алеша Гучмазты

10 сентября Алешу Гучмазты исполнилось бы 65 лет.
Творчество талантливого осетинского писателя Алеша Гучмазты стало своеобразным экстрактом нашей повседневной жизни, через призму его творчества мы видим пережитое нами в прошлом и в настоящем. Оно помогает жить и радоваться жизни. Ему принадлежат яркие и сильные произведения, которые волнуют читателей и являются жемчужинами осетинской художественной литературы. А сам писатель является лицом осетинской словесности.
Алеш Алексеевич Гучмазты родился 10 сентября 1951 года в селе Гучмазтыкау Цхинвальского района Юго-Осетинской автономной области в семье служащего. Его отец Алексей Гучмазов, работал на разных должностях в сельсовете, а мать, как все женщины того времени, работала в колхозе.
Будущий писатель провел детство в родном селе. Рос свободолюбивым ребенком вместе со своими сестрами и братьями. Начальную школу окончил там же. Как только освоил азбуку, стал читать все, что попадалось под руку. С возрастом страсть к чтению становилась все сильнее. Это ему очень помогало в учебе. И после Ортевской восьмилетней школы Алеш Гучмазты продолжил учебу и успешно окончил Ванатскую среднюю школу в 1968 году. Литературной деятельностью он начал заниматься в те годы.
Молодой писатель печатает свои стихи, на страницах областной газеты «Советон Ирыстон». Хотел продолжить свою учебу на филологическом факультете Юго-Осетинского государственного педагогического института, но два раза «не прошел» конкурс, что и сегодня удивляет меня. Ведь он и в то время многим тем, которые конкурс «проходили», годился в педагоги. Но не было у деревенского парня никакой поддержки и невольно вспоминаешь строки из поэмы «Æфхæрдты Хæсанæ» классика осетинской литературы Александра Кубалова:
Ацы мæнг дунейы æфсымæр кæмæн нæй,
Хъомыл фырт кæмæн нæй, æрвад чи нæ зоны, —
Цæвиттон, лæппутæ, фæхæцæг кæуыл нæй,
Уыцы лæг иунæг у, уыцы лæг мæгуыр у,
Хъæды халæттæм дæр нæй уымæй иунæгдæр,
Нæй уымæй мæгуырдæр ацы мæнг дунейы.

У начинающего писателя и родители были, и братья, и сестры, и родственники, но перед устоявшимися порядками, к сожалению, они оказались бессильными.
Талантливый молодой писатель остался в Цхинвале. Работал рабочим- станочником на одном из заводов города, разнорабочим в мебельном магазине. В свободное от работы время занимался творчеством.
Но ни черная работа, ни провал в институте ему не помешали успешно пройти творческий конкурс и сдать экзамены в Литературный институт им. М. Горького в Москве в 1972 году. Исполнилась заветная мечта молодого писателя — он в столице тогдашней нашей Родины, в литературном центре народов СССР. Учись, работай, радуйся студенческой жизни. Все в твоих руках. Но по объективным и субъективным причинам не суждено было талантливому студенту окончить это престижное учебное заведение.
Через полтора года вернулся обратно в Цхинвал. Долгое время не мог найти работу. Потом устроился методистом в научно-методическом центре отдела культуры области. Талант, данный ему Богом, он, к сожалению, растрачивал «на повышение культуры верстки стенных газет» и на подшивку газет в библиотеках.
Только с 1988 года начал работать редактором отдела прозы литературного журнала «Фидиуæг». Потом стал его ответственным секретарем. Но во время грузино-осетинской войны 1991-1992 годов мечтал только об одном — о победе Южной Осетии в этой нечеловеческой войне, о том времени, когда приобретет она независимость и, наконец-то, вздохнет свободно. Не было у него ни свободных, счастливых дней и ночей. Каждую минуту был готов отдать свою жизнь за свою Родину.
Но увидеть этот радостный день, не суждено было ему, к сожалению. 25 мая 1992 года, когда с крыши пятиэтажного дома защитники города наблюдали за маневрами вражеских танков за городом, фашисты ухитрились попасть именно в него.
Казалось весь осетинский народ, провожал его в последний путь со слезами на глазах. Достаточно привести стихотворение Ахсара Кодзати «Алеш»:

Вот и Алеш ушел… Оцепенело
стоим, обрывки чувств собрав едва.
Что смерть ему теперь, былое тело,
друзья и дети, скорбная вдова,
очаг, где пламя темное горело,
правдивые и лживые слова…
Из тьмы небес он, зоркая сова,
глядит, как мы пыхтим тут неумело.
Открыт ему без глазоглядства каждый
наш нерв, он ведает, что мы за люди.
Сидеть на ангельском суде он будет,
а мы под ним — неправ ты, прав ли дважды.
… И тайно-явно — слез моих теченье…
И жжет меня, крушит меня смущенье.
(Перевод Ю. Музалькова)

Алеш Гучмазты, как мы уже сказали, поэзией увлекался со школьной скамьи. Сочинял стихи, в которых ухитрялся рисовать реальную жизнь. Мы старались и сейчас стараемся жить, но не могли и не можем расправить свои крылья как следует. Стихи он начал публиковать с 1968 года. Впоследствии мощь его таланта проявилась и в прозе.
Когда в 1971 году в журнале «Фидиуæг» Алеш Гучмазты напечатал свое первое прозаическое произведение «Земной ад» («Уæлзæххон саудзыдзыда» — хотя, «саудзыдзыда» в буквальном переводе на русский язык означает «черная слепота»), то по композиционной архитектонике рассказа, по размаху его образов и сочности языка читатели почувствовали, что в осетинскую литературу пришел мастер слова. Блеск настоящего таланта, образы отводят ему видное место не только среди молодых писателей, но и в семье мастеров художественного слова.
Молодой писатель не оставил им выбора — ознакомиться с его творчеством, а не принять его невозможно. В этом мы все убедились, когда под одной обложкой «Полуночник» («Æхсæвидар») прочли первые рассказы Алеша Гучмазты. Книга свидетельствует о его серьезной творческой работе и большой поэтической требовательности к труду мастера художественного слова и о совершенствовании мастерства уже состоявшегося писателя.
После выхода в свет его известной повести «Белые сны» о вымирающей горной деревне, о суровых даже друг к другу, но благородных, последних «из могикан» с холма Есеевых, стариков Места и Мате, никому не осталось даже мизерного шанса, чтобы сомневаться в его таланте. Все, что увидел свет, все, что вышло из-под его пера — стихотворения, рассказы, повести — свидетельствуют о таланте художника слова, о его широком, глубоком и всестороннем видении жизни.
Около четверти века жил он жизнью настоящего художника слова, творил высокохудожественные произведения словесности, но всегда талантливо ухитрялся не повторять себя. Каждое его новое произведение, становилось явлением. Так могут творить только большие таланты. Образы его произведений отличаются богатством души и глубоким психологизмом, непримиримы к недостаткам и негативным поступкам.
Талант и умение находить волнующие читателей темы, помогло Алешу Гучмазты создать свое ключевое произведение — роман «Матрона» («Дæ уды фарн»). Произведение мощное, прекрасное и по охвату жизни, и по композиции, и по описанию, и по характеру образов, и по языку. Он смог показать душу любящей осетинки-матери Матроны и создал целую плеяду прекраснейших, друг на друга не похожих литературных образов. Не зря сказал известный осетинский русскоязычный писатель и переводчик Руслан Тотров в предисловии романа (книга в его переводе на русский язык сперва была напечатана в журнале «Дарьял», потом в 2010 году была издана во Владикавказе в издательстве «Ир»): — «Не хотелось бы впадать в патетику, но и нельзя не сказать об очевидном: роман «Дæ уды фарн» или «Матрона» (в нашем переводе на русский) — это выдающееся произведение, которое без всяких скидок или преувеличений можно отнести к контексту мировой литературы. Говоря об этом, я не имею в виду всемирную известность, констатируя с грустью, что во времена делячества, раскруток и суетной телевизионной славы, роман, написанный на языке малого народа, не имеет ни малейшего шанса на большой успех. Тем более, если самого автора нет в живых».
Многое: и хорошее, и плохое, и правдивое, и лживое можно было услышать об этом романе. Некоторые считали и считают, что Матрона, главная героиня, слишком развязана и ее характер не совпадает с характером настоящей горянки-осетинки; что ее образ не типичный.
Были и такие, даже среди литераторов, которые утверждают, что писатель показал жизнь горской деревни во время Великой Отечественной войны и после нее, но и она не типична для тогдашней осетинской среды.
Когда читатель знакомится с мастерски описанными картинами послевоенного сурового времени, видя деградацию человеческих нравов, убеждается, что нищета людей толкает к пропасти, то поверить такому анализу не трудно. Но на самом деле роман — о духовном богатстве человека, о любви матери к ребенку. Об этом и говорит название произведения — «Дæ уды фарн». То есть — произведение о фарне матери, о широкой, прекрасной, счастливой, любящей душе матери.
Роман и в журнальном варианте назывался «Матрона», но автору не понадобилось много времени, чтобы понять, какое заглавие больше передает смысл произведения.
И еще. Алеш Гучмазты не вмещается в рамках одной Осетии. Он — писатель большого размаха, и его произведения насильно нельзя аккумулировать в одном месте, они — достояние всего человечества. Об этом говорит его творчество. Он смог создать художественные произведения, которые славят не только осетин и Осетию, но и все человечество, и не надо сомневаться в том, что они заслуживают того, чтобы их сопоставляли с лучшими литературными образцами мировой литературы.
Писатель плодотворно работал и в жанре детской литературы как в поэзии, так и в прозе. Для детей дошкольного возраста и младших классов писал прекрасные стихи, рассказы и сказки.
При жизни он смог издать только один сборник рассказов «Как Чиби свою корову продавал» («Чиби куыд уæй кодта йæ хъуджы»). Книга имела успех среди маленьких читателей. Это сподвигло писателя создать новые произведения. После его смерти в Северной Осетии в издательстве «Ир» были изданы еще две книги «Рохсана» («Рохсанæ») и «Дочь Узунага Уруза» («Уызынæджы чызг Уырызæ»).
Талантливый писатель в последние годы своей жизни начал заниматься художественным переводом, но грузино-осетинская война как на этом поприще, так и в литературе в целом, не дала ему, к сожалению, раскрыться, а ведь он был рождён для того, чтобы воспевать, благословить слово.
О творчестве Алеша Гучмазты народ должен говорить и говорить. Но чтобы понять это творчество, надо хотя бы раз войти в прекрасный, цветущий, многосторонний мир писателя с распахнутой душой, как влюбленный человек входит в сердце любимого или любимой. Неужели, не всем это дано?..

Мелитон Казиты, Председатель Союза писателей РЮО

Источник: http://south-ossetia.info/k-yubileyu-alesha-guchmazty/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия