Наблюдения за природой в помощь хозяйственной деятельности народа

В 30-х годах Советская власть была озабочена модернизацией сельского хозяйства. И это было не только колхозное обобществление, но и пропаганда современных агротехнических знаний среди сельского населения. Поэтому на село для привития аграрной мысли направлялись представители науки. В 1931 году в Знаурский район из Тифлиса прибыла группа научных работников. Приехав в селение Гвиргвина Велитской зоны, два грузинских профессора и их ассистенты выступили перед колхозниками с лекцией о том, когда и как надо сеять, как понять созрела ли пшеница и картофель, одним словом, обо всех премудростях сельхознауки. Лекция и, особенно научная степенность гостей, оказали большое впечатление на селян. По окончании выступления и ответов на вопросы, гостей пригласили отужинать. После обильного ужина ученые устроились на ночлег. При этом они отказались от приглашения переночевать в доме, а попросили постелить им во дворе под раскидистым орехом. Хозяин начал отговаривать их, сказав, что ночью обязательно будет дождь. «Поросята уж очень сильно хрюкают, а это к дождю», – пояснил сельчанин. Тогда один из профессоров, взглянув на усыпанное звездами ночное небо, воскликнул с патетикой, обращаясь к своему коллеге: «Да уж, надо было обязательно приехать просветить этих темных людей, которые определяют погоду по визгу своих поросят!». Хозяину не оставалось ничего другого как разостлать перины во дворе.
Ближе к утру набежали тучи, и пошел ливень. Промокнув до нитки, ученые мужи быстро собрали свои пожитки и даже не побеспокоив хозяев, уселись в свое авто и укатили обратно в Тифлис. «Кого мы здесь чему научим, если даже их поросята знают больше, чем наши научные познания!», – с грустью думали профессора, трясясь по сельским ухабам. Эта история, по всей видимости, из разряда народных баек, тем не менее, она отражает действенность наблюдений человека за природными явлениями.
Трудовые процессы в традиционном земледелии осетин во многом зависели от определения сроков начала и окончания того или иного цикла, и, конечно же, от погодных условий. Поэтому метеорологические познания занимали большое место в повседневной хозяйственной деятельности горцев.
За весь исторический период своего развития осетинский народ накопил много ценных и практических познаний в области ведения сельскохозяйственного производства (определение сроков начала пахоты и сева, прополки, жатвы и т.д.). В основе этих понятий – многолетние наблюдения и обобщение природных явлений, поведения зверей и птиц. Ведь сущность фенологии, как совокупности сведений о явлениях природы, состоит в изучении сезонных проявлений в природе, а техника этих наблюдений заключается в своевременном и объективно точном распознании и установлении начала того или иного явления в природе.
Фенологические и метеорологические знания народа складывались в процессе наблюдения за сезонными явлениями природы, прилетом и отлетом птиц, цветением различных растений, повадками животных и т.п. При этом первым делом в начале годового цикла полевых работ надо было определить оптимальные сроки начала пахоты. В каждом ущелье были свои «точки отсчета», на которые ориентировались жители других селений. Например, когда начиналась пахота в селении Уанел Южной Осетии, то через неделю начинали пахать в селении Нижний Рук, еще через неделю в селении Средний Рук. В верхней части ущелья пахота начиналась еще неделей позже. Поэтому было важно, чтобы первые сроки были определены по возможности точнее. Такое же положение было и в Стур-Дигорском ущелье, где точкой отсчета было начало вспашки в селении Мацута.
Начало полевых работ в горной полосе Осетии приурочивалось к наступлению весеннего равноденствия (уалдзыгон хурхæтæн). Одним из результатов наблюдений был прилет трясогузки дзывылдар (от наименования раладзывыр). По народному поверью полагалось начинать пахоту только после прилета этой птицы. Данное правило настолько укоренилось в народном сознании, что некоторые горцы следовали ему безоговорочно. При этом порой, не принимая во внимание фактические перемены в природе. Шутливая поговорка, как нельзя лучше отражает это положение: «Нæ сыхæгтæ найкæнын фесты, мах та дзывылдары æртахтмæ æнхъæлмæ кæсæм!» – «Соседи уж обмолот закончили, а мы все ждем, когда прилетит трясогузка!».
Земледелец в деле определения сроков начала весны обращал внимание и на растительный мир. Так, начало весеннего периода связывалось с появлением подснежников (малусæг), почек и молодых побегов ивы (хæрис). Считалось, что с этого периода уже можно было устанавливать день начала первой пахоты.
Пахоту производили так же до определенного срока. Это было важно, так как в противном случае посевы могли вообще не прорасти. И здесь земледелец полагался не только на знание состояния почвы и календарные сроки, но и на свои наблюдения за природой. Окончание дозволенных природой сроков пахоты определяли по прилету кукушки (Дзауский район), соловья (Куртатинское ущелье).
Сроки сельскохозяйственных работ определялись и по теням скал, по движению солнца по небосводу. В селении Едыс Урс-Туалта смотрели на выступ скалы над селом. Если солнце начинало заходить в этом месте справа от скалы, то начинали пахоту, если с левой стороны – сроки пахоты заканчивались. У селения Стур-Дигора (на противоположном берегу реки Ираф) есть небольшая поляна. Когда на этой поляне в верхней части сходит снег, то можно приступать к весенней пахоте.
Была необходимость и в определении того будет ли дождь. Осадки активно влияли на разные стороны жизни горца, поэтому попыткам предсказать их характер и сроки придавалось большое значение. Иногда по причине затяжных дождей начало сельскохозяйственных работ затягивалось на неопределенное время. При этом общепринятая народная практика советовала обращать внимание на разные явления: состояние атмосферы, гигроскопичность предметов, изменения в жизни флоры и фауны, ощущения самого человека.
В этом деле помогали наблюдения за фазой луны: в зависимости от ее конфигурации определялось, будет ли месяц дождливым или сухим. Многое земледельцу могло подсказать и поведение птиц и животных. Так, к дождю было, если ласточки начинают низко летать, если мухи начинают роиться вокруг лица, осы и пчелы залетают в жилище, козы начинают мотать головами, соль в солонке отсырела. Можно было определить период дождей и заранее. Например, в селении Згубир считали, что если утром в ложбине соседней горы лежит плотный туман – вечером быть дождю. В селении Челиат полагали, что если ледник над селом с утра закрыт облаками, то весь день будет идти дождь, жители селения Архон были уверены в дожде, если утром ярко-красная заря (сырх сауæхсид), а в предыдущий день солнце село в тучу.
Существовала и твердая убежденность в том, что если в понедельник пошел дождь, то вся неделя будет дождливой и, наоборот, солнечный день в начале недели – ясная погода обеспечена на все последующие дни. Отдельные люди предсказывали погоду по болям в суставах и мышцах. Дождь ожидался, если луна «размыта», если вокруг солнца образовался круг, яркое свечение звезд на небосклоне и др.
Наблюдения за погодой зачастую столь точны потому, что являются наследием многолетней, передаваемой из поколения в поколение информации о наблюдениях. Ведь как доказывают современные исследования, изменения погоды напрямую отражаются на природном и животном мире. Так, приближение циклонов сопровождается понижением атмосферного давления и повышенной влажностью.
На повышение влажности реагируют и гигроскопические вещества: соль, сахар. С набухшими от влажности крыльями насекомые начинают летать ниже, к земле в поисках мошкары спускаются и ласточки. В зависимости от содержания в атмосфере водяного пара, пыли лучи света от солнца, луны, звезд по-разному преломляются, проходя через газовую оболочку планеты. Красный цвет зари при восходе солнца объективно свидетельствует о высокой влажности воздуха, предшествующей осадкам, ореол вокруг солнца связан с образованием кристаллов льда на большой высоте, размытые очертания луны, результат появления перистых облаков, предвестников дождя. Повышение или понижение атмосферного давления также отражается на физическом состоянии человека, давая ему возможность проследить определенную связь с погодными условиями.
Земледелец, наблюдавший за явлениями природы, конечно же, не имел понятия о законах атмосферной физики. Однако он сумел эмпирическим путем уловить действующие в природе закономерности и явления, указывающие на изменения погоды.
Среди множества примет, связывающих предсказания предстоящих метеорологических изменений с состоянием погоды в определенные дни, немало таких, которые апеллируют к «первому дню» календарного года или месяца. На новогоднюю ночь жители селения Коз поднимались к святилищу «Уацилла», и по тому, откуда дул ветер по направлению к святилищу, определяли характер погоды на весь год: если ветер дул с севера – будет дождливый год, если с юга – быть засухе. Жители селения Згубир были уверены, что если в начале июня на склоне горы перед выходом из ущелья лежит дымка, то лето будет засушливым. Эта традиция прослеживается и у других народов: португальцы, немцы, народы Испании по погоде первого дня Нового года предсказывали характер погоды в январе, азербайджанцы определяли погоду предстоящей весны по первому дню Новруза.
Долгосрочный прогноз погоды делали и по гаданию на лопатке жертвенного животного. При этом для гадания годилась лопатка животного возрастом не менее года. Прорицатель, обычно человек в возрасте, держал лопатку против света, пытаясь различить знаки. Таковыми могли быть темные прожилки в кости, пятна и разводы. Опытные прорицатели могли по этим признакам определить, будет ли год урожайным, дождливым или засушливым.
Таким образом, специфическая особенность фенологических и метеорологических наблюдений выражается в том, что предсказывается не абстрактный характер предстоящей погоды, а в взаимосвязи с влиянием на хозяйственную жизнь земледельца. Ориентация на наблюдения за погодными явлениями, влияющими на жизнедеятельность в целом, определила специфику всего массива метеорологических предсказаний горцев в области прогнозов, как долгосрочных (на весь годовой цикл, месяц, неделю), так и краткосрочных (на текущий день-два).

Р.Кулумбегов
кандидат исторических наук
Газета «Республика»