Десять месяцев после августа 2008. Как это было — рассказывают выжившие

Геноцид: как это происходило и происходит
Этери Валиева, 1954 г.р., жительница г. Цхинвал

Наша семья живет в общежитии сельхозтехникума в районе Шанхая. Мне тяжело вспоминать седьмое августа прошлого года. В этот день из Джавы ко мне в город приехала моя 20-летняя дочь Регина. Она замужем в Джаву и была на тот момент беременна. Свекровь просила ее уехать в Северную Осетию в целях безопасности, так как все предыдущие дни город регулярно обстреливался. Но Регина не послушала свекровь и вопреки ее словам приехала ко мне домой, она переживала за меня. Седьмого вечером начался обстрел города. Такого обстрела я не помню раньше. Ветхое здание общежития трясло как лист на ветру. Мы лежали на полу под кроватью, потому что в подвале у нас давно собралась вода и там невозможно находиться. Без конца были слышны взрывы за взрывами. Окна, зеркала, посуда-все летело на пол и разбивалось вдребезги. Нас спасала кровать. Вся постель была устлана стеклом. У дочери не прекращалась истерика. Я успокаивала ее как могла. Боялась, чтобы она не потеряла ребенка.

Восьмого к нам вбежали соседи и сказали, что в наш район ворвались грузины, и они заходят в дома осетин. Мы не знали куда бежать и где прятаться от этих извергов. Я задержалась немного в доме, собирая еду в сумку. Регина и мой муж выбежали из дому в поисках убежища. Я выбежала за ними, но уже не нашла их. От пуль я не могла выпрямиться в полный рост и осмотреться вокруг. Мы с соседскими женщинами бежали в соседний подвал. Регины не было и там. Я вышла на улицу, не помня себя от горя, и стала громко звать ее. Я почувствовала неладное. Я ходила по улицам, звала ее. Вокруг меня творилась ужасная картина. Дома горели, от взрывов меня бросало на землю. Я поднималась, и вся в ушибах шла вперед и звала ее без конца. Вдали от меня мелькали грузинские формы. Через два дня в Цхинвал приехали чеченские боевики. Я просила их, чтобы они помогли нам найти пропавшую дочь. Никогда не забуду ту ужасную минуту, когда ко мне поднесли тело убитой Регины.

Она знала в районе бомбоубежище и бежала туда, чтобы скрыться от пуль снарядов и «Град»-а там. У входа в убежище она наткнулась на грузинских солдат, у которых в заложниках были осетины. Регина пыталась убежать. Но грузинская пуля прервала ее жизнь и жизнь не родившегося малыша…

Она бежала в убежище в надежде укрыться от войны и опасности, а нашла там свою смерть. Я тяжело больной человек. Воспитывала Регину с огромным трудом. Полгода тому назад она вышла замуж, я готовилась стать бабушкой, а в итоге потеряла дочь и не родившегося внука…

Почему эта пуля не попала в мое сердце. Я же уже и не укрывалась от них, когда искала ее по всему району. Как мне жить без нее? Она была смыслом моей жизни. Пусть Бог теперь возьмет и мою жизнь, потому что оставшиеся годы будут мученическим существованием для меня
cominf.org