Трагедия Южной Осетии. Свидетельства очевидцев: Козаева Марина Павловна

Козаева Марина Павловна, 1965 г.р.

Г.Цхинвал, ул. Гафеза, 6/31, заведующая отделом Полиграфического объединения РЮО

Два моих сына вместе с другими мужчинами воюют, они в отряде ополчения, сейчас тоже там. А мы с соседями почти все время сидели в подвале нашего корпуса. Он находится на самой окраине города, дальше за ним – уже Грузия. Всего в подвале нас было десять человек.

Всю первую ночь бомбежек мы провели в подвале, выйти было нельзя, так сильно стреляли. Утром прошли слухи, что грузины контролируют Знаурский район и что села, расположенные близко к городу, они тоже взяли. Мы не верили. Потом вдруг в город с юга вошли танки и поехали по нашей улице. Мы им очень обрадовались, думали, что наконец–то подошли русские… Мы даже выбежали им навстречу. От колонны отошли два танка и направились прямо к нашему корпусу, и мы вдруг увидели на них грузинские надписи. Мы сразу развернулись и побежали обратно в подвал, а танки обошли вокруг нашего корпуса, остановились и начали по нему стрелять. Потом они поехали по нашей улице к постам. Один из этих двух танков наши ребята подбили, а второй упал в оросительный канал. Этим ребятам, которые подбили танк, было где-то от 18 до 24 лет, и из оружия у них были только автоматы, один пулемет и один АГС.

Потом стало потише… В ночь с пятницы на субботу кто-то сказал, что танки опять в городе, прошли через Шанхай… Нам сказали уходить из этого района, и утром, когда часов в 5 наступило небольшое затишье, мы перебрались в северную часть города. Там мы прятались в подвале до утра десятого числа. В то утро группа наших соседей уехала через Тбет, мы тоже думали так выехать, но потом нам сказали, что через Тбет нельзя. Мы на УАЗе поехали через Квернет. В одном месте нам навстречу из-под кустов выскочили четверо, Цховребова Элина с матерью и еще муж с женой. Они вместе были в одной машине, их обстреляли и попали в двухлетнего сына этой супружеской пары, он сразу умер… Они просили нас подвезти, но в нашей машине уже не было места, нам пришлось их оставить там, на дороге. Не знаю, что с ними сейчас.

По дороге нас остановили какие-то парни, они сказали, что их легковая машина заглохла, и попросили подтянуть ее на прицепе. Нам они показались подозрительными, но мы все равно подтянули их немного. Потом от них отцепились, они еще чуть-чуть сами проехали и нас обстреляли. Мы выскочили из машины сразу и бросились в кусты вдоль дороги. Потом, когда эти парни уехали, мы снова залезли в машину и продолжили дорогу. Когда доехали до Джавы, там было очень много людей. Дальше по трассе ехали медленно, пропускали колонну техники.

Мои сыновья остались в городе… Где моя невестка – не знаю. Соседи говорили, что утром восьмого числа грузины спускались в подвалы и забирали молодых женщин. Еще сказали, что они выводили мужчин и расстреливали… Очень много мужчин они убили.

Все те, кто проехал через Тбет, много говорят об одной сожженной машине, в которой нашли пять детских черепов…

Группа по документированию свидетельств очевидцев военных действий в Южной Осетии. Владикавказ.