Трагедия Южной Осетии. Свидетельства очевидцев: Хубулов Сармат Емзарович

Хубулов Сармат Емзарович, 1990 г.р., художник.

7 августа был в Цхинвале. нас было 7 человек -бабушка,дедушка,  тетя, две маленькие сестры и племянник. Мы все пошли спать, ведь Саакашвили сказал, что прекращают стрельбу.  Мы спали, вдруг начались  взрывы.  
Один из минометных снарядов попал в наш балкон.  Мы сразу побежали в подвал,  я взял документы, что потеплее из одежды. Часа через два стрельба прекртилась,  я поднялся и лег спать. Мы ведь привыкли, что обычно стрельба быстро прекращается, я спал, когд начали стрелять из Града,  я вернулся в подвал — уже на целых 4 дня.

Улица Ленина горела. Утром около 9 часов  в городуже вошли грузинские танки. На нашей улице, по Таболова, было 4 танка, и они стреляли прямо в наш корпус. Ну, пока они разворачивались, мы думали, что это русские, выглянули из подвалов, а они нас заметили и стали ро подъезду бить.  Потом они вышли из танков и взломалм соседний магазин, кафе «Асель», достали пиво, расселись на танках и стали петь по-грузински. Потом они заглянули  в подвал, но спускаться не стали,  и ушли. А потом люди говорили (наш сосед с улицы героев, Александр), что некоторые из них говорили по-осетински, они сказали : «не бойтесь, мы осетины.» Возле пекарни в соседнем подвале сидели женщины и дети. Там женщина какая-то выглянула на осетинскую речь, они сразу в подвал  гранату запустили.  

Вечером того же дня по нашей улице машина проезжала, отец ребенка хотел увезти. Они почему-то притормозили на перекрестке Исака и Героев, и сзади в них выстрелил танк.  Причем они знали, что в машине ребенок. это видели соседи, этот случай почти весь город знает.   А еще я негров видел своими глазами. Вот как это было: я в затишье побежал к матери на вокзал, она там рядом живет. А потом снова стрелять начали, пришлось там остаться, потому что туда уже приближались танки. Мы были в подвале — несколько военных, друг, сосед, еще 4 парней. Когда танки достаточно приблизились,  мой друг, Славик,  подбил их из гранатомета, оба!

Из одного танка вылезли двое, они почти горели, и забежали в подъезд.  Увидев нас, они  стали стрелять. Наши ребята в них выстрелили и убили их. Мой сосед был ранен в ногу. Эти убитые были корейцы.

А еще один засел под танком и оттуда  стрелял в нас. Потом мой друг снова из гранатомета выстрелил и убил его. И мы все увидели, что это был негр. Я видел его своими глазами. Тела остались там. Обгорели не сильно, определить можно, что негр.

Танки были перед Пожарной части, развернули пушки к гостинице и стреляли — знали, что там в подвалах люди есть.нас они не видели. мой друг Славик вышел и подбил оба танка. вообще, Славик  добровольцем приехал в первый же день войны.  

Еще один танк был перед шестой школой, его подбил один парень, которого, как говорят, выпустили из тюрьмы: не бросать же их на произвол судьбы. Того парня спецназовцы выпустили из тюрьмы, дали гранатомет, которым он хорошо воспользовался. Он, в принципе,  хороший парень, сидел за ДТП. Потом, возле гостиницы сильные бои были, и тогда ребята его по рации позвали. он туда побежал, и там его расстреляли из грузинского танка.

Потом когда стало потише, русские уже на Зарской дороге были, я сбегал домой, поднялся наверх в дом за водой и понес нашим.  Нашел своих родных и дозвонился до дяди, который, оказывается, остался в подвале ГОВД. Он пришел на 4 день, голодный, без воды.

Он сказал, что на работе у него есть машина, и он нас заберет. Повез нас на «Ниве» к гостинице, 7 человек.  Потом в Тбете мы подсадили еще одну женщину. Людям до этого сказали, что будет эвакуация, но ничего не было, полная паника. Некоторые через Тбет ехали, другие — через Квернет, а мы поехали через Тбет.

Когда добрались до Зарской дороги, нас начали обстреливать. Те машины, что выехали  до нас, «Волга» и «УАЗ»,  обе стояли на дороге сожженные. Дядя заглянул в УАЗ, сказал, что там никого нет. Тогда я осмотрел  Волгу — у нее крыша была разорвана, а те, кто в ней сидели, полностью сгорели, только кое-где кровь еще была. Потом мы вернулись в машину и как-то объехали это все и проехали дальше.  Сзади машина ехала с включенными фарами, и по ней стреляли.

Потом дядя выскочил и крикнул тому водителю, чтобы он фары выключил, и нас сразу перестали обстреливать.

Мы доехали до Джавы, а оттуда  к тете во Владик. Завтра, 15 августа,  я вернусь в город,  дедушка там остался. Наш дом почти полностью разнесли, но остаться здесь я не могу.

И вообще, я думаю, многие вернутся в Цхинвал, а если город отстроят, то вообще все вернутся.

«Группа по документированию свидетельств очевидцев военных действий в Южной Осетии.Август 2008 г.» Владикавказ.

Паспортные данные интервьюируемых находятся у группы по докуменированию свидетельств.

Координатор в Цхинвале:

Инга Кочиева, Газета «Республика», Аналитик

тел: 8 9284850156,

e-mail: [email protected]

 

Координаторы в Москве:

Олег Кудухов, Интернет-издание «Осетинское радио», Главный редактор

website:/тел: 8 925 64 23 553,

e-mail: [email protected]

Елина Бестаева, website: www.iriston.ru

тел: 8 926 194 50 29

e-mail: [email protected]