Мобильные и digital-технологии могут изменить жизнь каждого конкретного человека, особенно если говорить о людях с особыми потребностями

Большинство людей с инвалидностью как бы «невидимы» для прочих — либо в силу того, что их расстройства не имеют внешнего проявления, либо у них просто меньше возможностей участвовать в общественной жизни.

Как вы думаете, пользуются ли смартфонами слепые люди? Играют ли они в мобильные игры? Скачивают ли приложения для знакомств? Приходилось ли вам когда — то задумываться, как слепой человек различает купюры, чтобы расплатиться ими в магазине? А как он примеряет одежду, как снимает деньги в банкомате? Вероятно, удивительным покажется также и тот факт, что в среде слабовидящих и слабослышащих людей есть программисты и разработчики, которые адаптируют привычные нам приложения, в том числе и игры, для людей с нарушениями зрения и пишут коды для сайтов, чтобы сделать из доступными?

Мобильные и digital-технологии могут изменить жизнь каждого конкретного человека, особенно если говорить о людях с особыми потребностями, для которых коммуникация с внешним миром является важнейшей базовой потребностью.
В 2014 г. ПАО «ВымпелКом» совместно с коллегами из Всероссийского общества глухих и Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых провел исследование рынка потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья на предмет пользования мобильной связью и смартфонами.
Целью исследования было понять целевую аудиторию, определить и описать ее с точки зрения образа жизни и потребностей в услугах связи, а также выявить возможности и направления для развития специализированного продукта.
В ходе исследования мы получили следующие общие результаты:
• Все чаще инвалиды получают высшее образование и работают по специальностям, которые требуют активной коммуникации и поиска информации
• Молодые и технически продвинутые специалисты много времени проводят в Интернет и пользуются основными сервисами и программами:
 Почта, социальные сети, Skype;
 Скачивание программ и мультимедиа (музыка, аудиокниги и т.д.);
 Шопппинг онлайн и обсуждение товаров и услуг;
 Обучение, получение новой информации;
• Освоив компьютерные технологии, молодые специалисты хотят получать полноценный набор возможностей и от своего телефона;

На что преимущественно тратится мобильный трафик:
Слепые и слабовидящие:
1. При использовании видео и других голосовых чатов, например,teamtalk

• При этом часто задействуется режим видео связи, например, когда нужно что-то показать зрячему родственнику или знакомому в магазине.

2. При использовании различных программ для распознавания денег, предметов, текстов, штрих кодов, цветов, лекарств, проверки режима света в комнате

• При работе таких приложений, картинка с камеры телефона пересылается на сервер, там происходит распознавание, а результат возвращается на телефон.

3. Для обучения:

• Большой популярностью пользуются обучающие аудио и видео подкасты.
• При использовании специализированной библиотеки для незрячих (например, загрузка книги с сайта или в online режиме. Объем книги звучанием 10 часов равен приблизительно 300 — 500 МБ

4. Для того, чтобы быть в курсе последних событий:

• Прослушивание интернет радиостанций, например, официальной радиостанции Всероссийского общества слепых.

5. Использование технологий распознавания речи google, которые позволяют управлять телефоном с помощью голосовых команд;

6. Мобильный Интернет очень популярен среди совершающих длинные поездки в транспорте или живущих в школах-интернатах:
• «У нас есть wi-fi, но он запаролен. Если мне надо что-то по учебе, или просто поболтать, то мне проще с телефона своего по мобильному интернет»
• «Едешь в электричке и болтаешь WhatsApp или ВКонтакте. В ухе наушник, телефон в кармане. Со стороны никто не поймет, что я делаю»
Глухие и слабослышащие:
• Глухие активно используют сервисы мгновенных сообщений, различные мессенджеры (WhatsApp, Viber и проч.);
• Активно используются видеозвонки и групповые видеочаты (например, Skype);
• Использование различных массивов справочной и новостной информации, выложенной в Интернете;
• Интернет трафик также тратится на использование технологий преобразования речи в текст;

Мировой опыт создания специализированных тарифов:
Ведущие мировые мобильные операторы используют специальные тарифные планы для людей с особыми потребностями.
• Кроме тарифных планов, ориентированных на использование исключительно текстовых сообщений, некоторые мобильные операторы предлагают тарифные планы типа «текст и данные», не предполагающие, в отличие от стандартных тарифных планов, голосовое общение по телефону.
• Компания T-Mobile в США предложила тарифный план «только данные», предполагавший возможность оплаты лишь передачи текстовых сообщений вместо повременной оплаты голосовой связи.
• AT&T; также ввела у себя тарифный план типа «доступные текстовые сообщения» (TextAccessibilityPlans (TAP)*) для смартфонов. На данный момент TAP доступен к подключению iPhone 3G, iPhone 3GS, iPhone 4, iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5C, iPhone 5S, iPhone 6 &iPhone; 6 Plus.

Подробнее: http://www.wireless.att.com/learn/articles-resources/disability-resources/text-accessibility-plan-for-iphone.jsp
iPhone 3G, iPhone 3GS, iPhone 4, iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5C, iPhone 5S, iPhone 6 & iPhone 6 Plus
Unlimited Text plus 300MB Internet, Email Unlimited Text plus 3GB Internet, Email, FaceTime Over Cellular*** Unlimited Text plus 5GB Internet, Email, FaceTime Over Cellular*** Unlimited Text plus 8GB Internet, Email, FaceTime Over Cellular***
$40.00 MonthlyCharge $50.00 MonthlyCharge $70.00 MonthlyCharge $90.00 MonthlyCharge
DataPlus 300MB Internet & Email $20 300MB Overage)** DataPro 3GB
Internet & Email
($10/GB Overage)** DataPro 5GB
Internet & Email
($10/GB Overage)** DataPro 8GB
Internet & Email
($10/GB Overage)**
UnlimitedTextMessages UnlimitedTextMessages UnlimitedTextMessages UnlimitedTextMessages
VisualVoicemail VisualVoicemail VisualVoicemail VisualVoicemail
$.40 per minute for voice calls $.40 per minute for voice calls $.40 per minute for voice calls $.40 per minute for voice calls

Примеры адаптированных мобильных приложений и сервисов:
В России:
• Приложения OsmAnd (для Android) и Ariadne (для iOS) — навигация в городе
• «Утрофон» -сервис, призванный помочь незрячим ориентироваться в городе (ходить по магазинам, читать вывески, номера транспорта и т. д.). Когда незрячему нужна помощь, он звонит в специальный call-центр, а человек на другом конце провода описывает окружающую обстановку.
• «Говорящий город» — система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения в городской среде. Система состоит из находящегося у пользователя носимого абонентского устройства «Ориентир» и оборудования, устанавливаемого на объектах транспортной и городской инфраструктуры.
• Smooth — приложение, позволяющее пользователю построить маршрут по городу на общественном транспорте или пешим ходом с учетом доступности транспорта и пешеходных зон для людей с ограниченной подвижностью.
• T-Guide — навигационное приложение для людей с проблемами слуха и зрения, которое подает пользователю навигационные команды с помощью вибрационных сигналов.
• Blind-DroidWallet — распознавание денежных купюр.
• Google Goggles — распознавание объектов, таких как картины, достопримечательности, штрих- и QR-коды, книги и упаковки товаров.
• «Дуся» — голосовой ассистент, говорящий по-русски.
• Сезам — мессенджер для людей с нарушениями речи или письма.

Пресс-служба Билайн