Легендарный летчик выполнял сложные задания в нестандартных ситуациях

15 сентября 2015 года Харитону Николаевичу Цховребову легендарному военному лётчику исполнилось бы 95 лет.
Будущий заслуженный пилот родился в Цхинвале в семье крестьянина — Николая Майоровича, мать — Лиза Васильевна вела домашнеехозяйство и занималаст воспитанием детей. В семье Цховребовых их было четверо: три мальчика и одна девочка. Самым старшим был Харитон, в 1926 родился Борис, потом Павел, а потом сестра Женя.
Работать Харитон начал в 1933 году курьером в городском суде. После окончания семи классов школы перешёл учиться в техникум. В 1936 году в Цхинвале открыли аэроклуб. В 1938 году Харитон поступил в аэроклуб. В 1939 году в конце выпуска, тех, кто хорошо учился (в их числе и Цховребова), отправили в Сталинградскую школу лётчиков-истребителей. Из школы был выпущен со свидетельствами лётчика-инструктора аэроклуба. В 1940 году был зачислен в отряд лётчиков-инструкторов, начал работать в Цхинвальском аэроклубе, затем лётчиком-инструктором в 26-й военной авиационной школе пилотов.
C началом Великой Отечественной войны попал не в боевую часть, а в Тбилисскую авиационную школу для лётчиков № 26. В октябре 1942 года Харитон Цховребов попал в действующую армию. Воевал в Черноморской группе войск, позже — на Северо-Кавказском фронте. В 1944 году он — заместитель командира авиаэскадрильи 85-го отдельного авиаполка, 2-й Украинский фронт. В 1945 году в составе 2-го Украинского фронта был в Братиславе. До конца войны воевал в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.
На его счету — 1954 боевых вылета. Перевёз 990 раненых, 529 литров консервированной крови для них, 4598 килограммов медикаментов и свыше 10000 килограммов медицинских грузов, а также 177 медработников и командиров. Харитон Цховребов налетал безаварийно 20 000 часов. За эти же годы подготовил более 150 командиров воздушных кораблей, как гражданской авиации СССР, так и других, дружественных СССР стран.
После войны Цховребов долгое время работал на международных авиалиниях. В 1950-х—1960-х годах работал в 206-м авиаотряде (Внуково), затем — в 210-м авиаотряде (Шереметьево). Харитон Николаевич был первым лётчиком на многих прямых рейсах из Москвы в страны Юго-Восточной, Центральной и Северной Америки.
29 декабря 1962 года экипаж самолёта «Ту-114», возглавляемый пилотом Х. Н. Цховребовым, совершил беспримерный перелёт из Гаваны в Москву без посадки. В те годы ни один гражданский самолёт в мире еще не совершал перелётов на такое расстояние. Воздушный лайнер преодолел без посадки 10900 километров.
Харитон Николаевич — активный участник проведения эксплуатационных испытаний и внедрения на международных авиалиниях самолётов Ту-114 и Ил-62М. Единственный командир корабля в гражданской авиации СССР, которому было доверено дважды демонстрировать новую отечественную авиатехнику на Международной авиационной выставке в Париже, Ле-Бурже (в 1959 году -самолёт Ту-104Б и в 1961 году — Ту-114). Показательные полёты на обоих типах самолётов были отмечены высокой оценкой.
Х.Н. Цховребов открывал сложнейшие международные авиалинии Москва — Гавана — Москва (через Мурманск, район Северного полюса и вдоль всего Атлантического океана) 22 декабря 1962 года; Москва — Конакри — Бразилиа — Рио-де-Жанейро 19 марта 1963 года; Москва — Конакри — Аккра (Республика Гана) 19 августа 1965 года; Москва — Токио — (без промежуточной посадки) 17 апреля 1967 года, а еще раньше, 24 апреля 1961 года, Москва — Хабаровск (без промежуточной посадки).
17 апреля 1967 года он со своим экипажем совершил первый беспосадочный перелёт по маршруту Москва—Токио—Москва.
На 1 января 1974 г. Харитон Николаевич пересёк Атлантический океан 228 раз.
Однако, больше года назад легендарный советский лётчик, майор запаса, заслуженный пилот СССР ушел из жизни. В связи с 90-летием со дня рождения Харитон Николаевич Цховребов награжден высшей наградой Республики Южная Осетия — Орденом Почета.
Уникальность личности Харитона Николаевича Цховребова в том, что он всегда выполнял очень сложные задания в нестандартных ситуациях. 12 раз в условиях высоких температур и влажности, с повышенной степенью риска для собственной жизни, он выполнял взлёты и перелёты с одним неработающим двигателем с различных континентов планеты в Москву.

http://south-ossetia.info/?p=6984