Что делать, чтобы снимать?

Первым руководителем «Объединения структурных подразделений Союза кинематографистов РФ, входящих в состав СКФО», избран председатель Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов РФ Вячеслав ГУЛУЕВ. Это произошло в столице РИ — городе Магасе — на выездном Совещании Союза кинематографистов РФ. О значимости этого факта размышляет член Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов РФ, киновед Индира Черджиева:

— Перед участниками выездного совещания в Магасе выступил Юнус-Бек Евкуров. Что Вам запомнилось из его выступления больше всего?

— Глава РИ Юнус-Бек Евкуров огласил принятое парламентом и правительством РИ решение о выделении двух процентов республиканского бюджета на развитие кинематографа Ингушетии. Это принципиальное решение. Очень важное для развития кино. Решение, достойное подражания.

— На что пойдут эти деньги?

— На подготовку профессиональных кадров Ингушетии в профильных вузах нашей страны и мира.

— Ситуация в Осетии несколько иная: у нас очень много людей, получивших высшее профессиональное образование в сфере кино. Это и сценаристы, и режиссеры, и художники кино и так далее, и так далее. Но работы для них нет. Шла ли речь о фильмопроизводстве на совещании в Магасе?

— Да, осетинская сторона предложила совместные проекты. В частности, мы предложили совместное производство игрового фильма. Не буду пока говорить какого, чтобы не сглазить. Наше предложение было принято. Председатель правительства Ингушетии Мусса Чилиев сказал: «Начинаю переговоры с Сергеем Такоевым».
Кстати, о том, что профессионалы сидят без работы, говорил и председатель Дагестанского отделения Союза кинематографистов России Магомед Сулейманов. Думаю, что Дагестан также готов к совместным проектам.

— Возрождение кинематографа немыслимо без возрождения системы кинопроката. Есть ли на Юге России положительный опыт в этой сфере?

— Вячеслав Гулуев привел на совещании в Магасе в пример Краснодарский край. Там в селах работают кинотеатры. Современное оборудование выделяет правительство края, а местная власть берет на себя расходы по ремонту кинозалов. Думаю, что этот опыт Министерства культуры Краснодарского края следовало бы взять на вооружение и в Северной Осетии.

— Главным вопросов в повестке дня значилось создание единого фильмопроизводящего центра на Северном Кавказе. Но ведь в Осетии с 1945 года существует Северо-Кавказская студия кинохроники, а с 1967 года — Северо-Осетинская студия телевидения (кинокомплекс). Вместо того, чтобы создавать единый фильмопроизводящий центр с нуля, не разумнее ли было бы возродить те, которые есть?

— Об этом говорил Вячеслав Гулуев в своем выступлении. Он напомнил, что Северо-Кавказская студия кинохроники, расположенная во Владикавказе, более 70 лет охватывает своей деятельностью весь регион. 48 номеров киножурнала «Северный Кавказ», 4 серьезных документальных фильма, 4 научно-популярных фильма ежегодно. Эта студия была нашей общей кавказской студией. Такой же общей для всех наших республик стала Северо-Осетинская студия телевидения, на базе которой с 1967 года выпускалось по два игровых фильма ежегодно. Документальные и игровые картины, созданные на этих двух киностудиях, демонстрировались на центральных каналах страны.

— Тогда был госзаказ. Но ведь и сейчас существует система экспертных советов в Минкульте России? Что же мешает?

— Эта система, в том виде, в каком она сейчас существует, — это, по меньшей мере, преступление против отечественного кино, так как снимают в основном те, кто является членом очередного экспертного совета. Об этом прямо сказал Вячеслав Гулуев.

— Кино — искусство молодых. Наш владикавказский фестиваль короткометражного кино «Дирижабль» продемонстрировал это очень ярко. Залы ломились от молодежи, которая хотела смотреть фильмы, сделанные молодежью. Есть ли в регионе, кроме «Дирижабля» положительный опыт работы с молодежью?

— Суламбек Мамилов рассказал о своем опыте: «Лично я собрал группу молодых талантливых энтузиастов, дал им базовую профессиональную подготовку и теперь они снимают короткометражное кино», — сказал он.

— Почему этих фильмов не было на «Дирижабле»? Может, есть смысл сделать осетинский «Дирижабль» «плавающим» по региону? В этом году — фестиваль во Владикавказе, на следующий год — в Магасе, на следующий — в Нальчике, потом — в Махачкале?…

— Думаю, что этой идеей вам следует поделиться с организаторами «Дирижабля». То, что молодежью надо заниматься, — ясно, как день. Об этом очень убедительно говорил председатель правительства РИ Муса Чилиев. Он говорил о том, что идет речь о будущем наших народов, о сохранении уникальности культурного кода каждого из наших народов, потому что идеологи фундаментализма проповедуют унификацию. Есть угроза потерять свое лицо в многообразии мира.

— Вячеслав Гулуев свыше 60 лет возглавляет наше отделение Союза кинематографистов. Сейчас его избрали первым руководителем «Объединения структурных подразделений Союза кинематографистов РФ, входящих в состав СКФО». Какие задачи стоят перед ним?

— На совещании в Магасе за него проголосовали единогласно. Перед ним стоит задача за два года подготовить себе преемника, который будет работать на весь регион. Ему также поручено руководить созданием стратегического плана развития кино на Северном Кавказе.

— Успехов в этой нужной работе!
Мадина ТЕЗИЕВА, Владикавказ