Я рад, что вернулся в Цхинвал. — Вадим Джиоев

30 сентября во Владикавказе в выставочном зале Союза художников РСО-А на пр.Коста состоялась церемония закрытия молодежной выставки и награждения победителей республиканского конкурса «Осетия — наш горный край» памяти Заурбека Абоева. Лауреатов и дипломантов конкурса поздравили председатель Союза художников РСО-А Таймураз Маргиев, член жюри конкурса художник Мурат Джикаев, инициатор проведения конкурса Алета Абоева. Предлагаем вашему вниманию интервью с лауреатом третьей премии Вадимом Джиоевым:

— От кого ты узнал об этом конкурсе?
— От своего друга — художника Магреза Джиоева. Мы с ним вместе учились. Я рад, что он стал лауреатом второй премии. Сейчас Магрез поступил в Петербургскую академию художеств, которую недавно окончил наш земляк Вадим Каджаев.
— Несмотря на твою молодость, тебя хорошо знают как талантливого пейзажиста. Когда ты понял, что жанр пейзажа — это твое?
— Это заметил мой учитель — Шалва Евгеньевич Бедоев. Он посоветовал мне стать пейзажистом. Я показал ему одну работу, чтобы узнать его мнение, и он мне сказал: «А ты, оказывается, пейзажист».
— Ты пишешь пейзажи с натуры или по воображению?
— Больше люблю писать по воображению. Люблю домысливать. Меня интересуют особые, пограничные состояния природы: люблю рассвет, закат. Люблю писать старые села, которые говорят об отсутствии людей. Или, вернее, об их былом присутствии.
— Ты — единственный из моих знакомых, кто имеет дипломы двух факультетов искусств: факультета искусств Юго-Осетинского университета имени Тибилова и Северо-Осетинского университета имени Хетагурова. Что тебе дала Цхинвальская школа живописи и что — Владикавказская?
— В 2000 году я окончил школу. Вопрос выбора профессии передо мной не стоял. Я всегда знал, что хочу быть только художником. Рисовал с детства. Сразу после школы поступил в ЮОГУ, на факультет искусств. Нас было всего четыре человека на отделении живописи. С одной стороны, это хорошо. Есть время уделить внимание каждому. С другой стороны, я чувствовал, что мне чего-то не хватает. Это как человек чувствует, что ему не хватает каких-то витаминов. Мне не хватало воздуха…Нельзя говорить отдельно о цхинвальской школе живописи и владикавказской: это единая осетинская школа живописи. Но есть нюансы. В Цхинвале — старая школа. Во Владикавказе — современная, более динамичная, более открытая мировым художественным процессам. Владикавказ, по любому, — интеллектуальный центр Осетии. В 2005 году, после окончания ЮОГУ, я поступил на первый курс факультета искусств СОГУ, к Шалве Бедоеву. Окончил в 2010 году.
— Кто с тобой учился в СОГУ?
— Марина Хасиева, Тома Себетова, Элеонора Эсинжарова… Талантливые художники. Каждый со своим лицом.
— После окончания СОГУ ты вернулся в Цхинвал. Не жалеешь?
— Нет! Я рад, что вернулся в Цхинвал. Меня тянуло домой очень сильно. Культурная жизнь в Цхинвале интересная, насыщенная. Я работаю в Юго-Осетинском драматическом театре заведующим бутафорского цеха. В Северной Осетии — перепроизводство кадров, а в Южной — рады молодым специалистам. Это вдохновляет. Хотел, чтобы сестра тоже вернулась со мной в Цхинвал, но она вышла замуж за владикавказца… Осталась на севере.
— Здание театра было разрушено?
— Да. Мы обитаем в здании облсовпрофа.
— Станковая живопись — это одно, а художник-бутафор — это совсем другое. Тебя не тяготит театральная специфика? То, что ты зависишь от большого количества людей?
— Мне это как раз нравится. Получаешь опыт общения с людьми самых разных специальностей: швеями, плотниками, электриками, режиссером, главным художником, художником-станковистом… Мы ставим спектакль все вместе. В театре особая атмосфера: учишься слушать и слышать. Из последних постановок — интересная трактовка «Гамлета». Спектакль ставил режиссер из Петербурга.
— Успехов вам! Новых творческих удач.
Вопросы: Мадина ТЕЗИЕВА