Интервью с архиепископом ЗОСИМОЙ

В феврале 2015 года в Москве в храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание Русской Православной Церкви. Для участия в совещании прибыли 259 архиереев, из них 215 являлись управляющими епархиями, а 38 — викарными архиереями. Также присутствовали 6 архиереев, находящихся на покое.

В начале совещания Патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором были затронуты основные темы внутрицерковной жизни. В ходе заседания был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», разработанный Межсоборным присутствием, обсужден проект «Положения о монастырях и монашествующих». Об этом и других вопросах, поднятых на совещании, — в интервью с правящим архиереем Владикавказской и Аланской епархии — архиепископом ЗОСИМОЙ.

— Владыка святый, какие темы прошедшего совещания вы считаете наиболее важными?

— Архиерейское совещание собиралось, чтобы обсудить важные темы церковной повестки дня, основные проблемы, стоящие перед православными христианами сегодня. Особую обеспокоенность совещание выразило по отношению к событиям на Украине и Ближнем Востоке. Наш Патриарх выступил с серьезным докладом, в котором коснулся таких злободневных тем, как активизация приходской жизни, реформирование богословского образования, положение о монастырях и монашествующих, в частности, понимание иночества в системе русского монашества, популяризация памяти новомучеников и других.

В частности, Святейший попросил архиереев так строить епархиальную информационную политику, чтобы светским журналистам была интересной церковная повестка дня.

В каждой епархии должен появиться древлехранитель, который будет отвечать за сохранение памятников истории и культуры, а также — за профессиональное взаимодействие с музейным сообществом и организациями культуры. И тогда можно надеяться, что совместные усилия церковных и светских хранителей древности позволят в будущем избегнуть случаев самовольного и непочтительного обращения с церковным наследием, что нам, к сожалению, приходилось наблюдать и в нашей епархии.

— В Постановлении Архиерейского совещания решено одобрить документ «Об участии верных в Евхаристии». Что это значит для каждого верующего Северной Осетии? Как это решение отразится на них? Ведь известно, что Священному Синоду поручено в самое ближайшее время принять решение, придающее этому важнейшему документу каноническую силу…

— Этот документ — «Об участии верных в Евхаристии», безусловно, касается самого существа жизни Церкви, потому что главное в Церкви — это Евхаристия. Поэтому оттого, как мы относимся и правильно ли подходим к этому таинству, зависит, в том числе, наше спасение.

В целом ряде случаев документ показывает, что все определяется и церковными правилами, и духовником, и самим верующим. Но одно понятно совершенно точно — человек, который собирается быть с Богом и со всей Церковью, к таинству Евхаристии должен относиться очень серьезно. Понятно и то, что подготовка к причащению своей целью имеет не формальную вычитку определенных канонов, акафистов и молитв, а то, чтобы человек пришел в соответствующее духовное состояние, покаялся перед Богом, осознал необходимость примириться с ближними.

Архиерейское совещание напоминает, что не следует абсолютизировать обязательность трехдневного поста перед причащением. По благословению духовника можно причащаться и еженедельно — при этом тот, кто соблюдает предписанные Церковью многодневные и однодневные посты, приступает к Чаше без дополнительного поста либо сохраняя однодневный пост или пост вечером накануне причащения. Замечательно, что Совещание подтвердило право всех верующих, соблюдавших Великий и Рождественский пост, причащаться в течение Светлой седмицы и Святок. Главное — благоговейное и совестливое отношение и приготовление к таинству.

— Святейший Патриарх Кирилл, выступая на открытии Архиерейского совещания, призвал создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения, чтобы каждый вошедший в церковную ограду чувствовал себя нужным. Прокомментируйте, пожалуйста, эти слова Патриарха: что, в вашем понимании, это за среда? Насколько сложна задача — менять образ поведения тех, кто встречает прихожан в храме? Как с этим вопросом обстоят дела в приходах нашей епархии?

— Слова Святейшего Патриарха очень точно определяют цель существования Церкви как благовестницы Царства Небесного. Если ты христианин, то это благо должно стать не только твоим, но и тех, кто рядом. Задача духовенства и работников храма не стать барьером на пути приходящих к Богу.

Понятно, что менять образ поведения тех, кто встречает пришедших в храме, — процесс небыстрый. С церковнослужителями мы проводим беседы и по возникающим вопросам находим решения. В каждом храме, помимо этого, ежедневно присутствует дежурный священник, готовый выслушать человека, нуждающегося в душевной поддержке, помочь сориентироваться в храме и ответить на имеющиеся вопросы в пределах своей компетенции. В особо трудных ситуациях прихожане могут обращаться к настоятелю или напрямую ко мне.

Я абсолютно уверен в том, что основным принципом взаимоотношений между любыми людьми в церкви, вне зависимости от стороны участия — священнослужитель, работник, прихожанин или впервые пришедший в храм человек — должна быть любовь. На мой взгляд, это — единственная безбарьерная среда. К этому нас призывает Господь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Благоприятная среда формируется среди здоровой общины, воспитанной в любви и послушании Богу и Его установлениям в Церкви. Когда община несет миру весть любви, тогда и внешние засвидетельствуют нашу силу, истинность, верность нашим чаяниям и, будем надеяться, примкнут к Богу, как это и происходило во все времена.

— Следующий вопрос тесно связан с предыдущим. Ваше Высокопреосвященство, как вы относитесь к утверждению, что в настоящий момент важнейшее значение имеет тема развития приходской жизни как жизни общины? И еще несколько слов, пожалуйста, о привлечении мирян к активному и ответственному участию в епархиальной жизни.

— Абсолютно согласен: истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Для него является нормой утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями пока еще не обладает. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как место для молитвы, но и как важную часть своей жизни. Мы должны быть единой духовной семьей! И тогда все у нас получится.

Помощников, слава Богу, у нас немало. Это и духовное училище, и наша православная гимназия, и духовно-просветительский центр «Покров». Вы посмотрите, как люди до сих пор вспоминают о рождественских праздниках, которые были подготовлены с помощью наших прихожан-помощников, как благодарят, к примеру, Марину Константиновну Балаеву, руководителя «Покрова»…

Кстати, во время Великого поста каждую среду я буду проводить уже ставшие традиционными беседы как раз в стенах «Покрова», приходите, пожалуйста, все желающие.

— Не так давно весь мир обсуждал и сопереживал гибели французских карикатуристов, покусившихся на святыни. Известно, что участники Архиерейского совещания выразили глубокую озабоченность участившимися случаями кощунства и оскорбления того, что свято для последователей различных религий. Как вы относитесь к мерам правовой защиты религиозных чувств верующих в нашей стране?

— Богохульство — тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно поддерживать. Мы ведь уже проходили испытания и воинствующим безбожием, и фашистской агрессией. Этот трагический урок сформировал у нас особую чувствительность к оскорблению религиозных и национальных чувств. Богохульник «не понимает», что значит для верующего человека святыня. Для любого верующего человека. Это же его душа, и ей больно! Поэтому нельзя осквернять святыни любых людей, будь это храм, мечеть, синагога или могила Неизвестного Солдата.

В Евангелии сказано, виноват более не тот, кто согрешил, а тот, кто соблазнил, и поэтому ни один здравомыслящий человек не согласится с французскими художниками, которые, кстати, не только на пророка Мухаммеда рисовали карикатуры, но и на Святую Троицу. И наказание за такие деяния необходимо, но, конечно, не такое, которое вместе с Францией потрясло весь мир, а законное, от имени государства.

— Священноначалие Русской Православной Церкви молилось Богу с просьбой ниспослать справедливый мир на землю Украины. Что, на ваш взгляд, могут сделать верующие люди для того, чтобы приблизить этот долгожданный час?

— Мы можем только молиться и призывать общественные организации и всех здравомыслящих людей прекратить это безобразие. Не дело Церкви давать политическую оценку какой-либо из сторон вооруженного конфликта, но указывать на необходимость продолжения переговорного процесса, обращая внимание на катастрофическое положение мирного населения в зоне военных действий, никто нам запретить не может. Но могу высказать личную точку зрения. Добиться мира возможно, только устранив основания для проявления несправедливости и дискриминации по языковому, национальному или религиозному принципам.

— Ну и личный вопрос, если позволите. Расскажите, пожалуйста, о своем отношении к Великой Отечественной войне, к чудовищным спекуляциям на этой теме в год 70-летия Великой Победы…

— Я — дитя послевоенного времени. Но чувство войны, того страшного голода и разрухи коснулось каждого моего ровесника. Помню, маленькими детьми мы играли «в войнушку» — так никто не хотел быть фашистом, все, независимо от национальности, хотели быть «русскими солдатами». Вот какой был патриотизм!

Помню, как старшие молились о том, чтобы вернулись непришедшие с войны солдаты… И рассказы вернувшихся героев. Поэтому, говоря о Дне Победы, я переживаю особое чувство, торжество Божией правды. Великая Победа — это пример того, как народ может объединиться вокруг общих ценностей и совершить то, что кажется несовершимым.

— Спасибо за откровенность, Ваше Высокопреосвященство.

Вопросы задавала Елена КОККОНЕН