Темболат Гугкаев — человек мира

Владикавказец Темболат Гугкаев в третий раз принимает участие в международном художественном симпозиуме «Аланика». Первый раз Темболат участвовал в «Аланике» в 2012 году (мы хорошо помним его «визуальную поэзию» — «Портрет Коста», составленный из букв стихотворения «Додой)). В 2013 году Темболат удивил нас «Диваном из будущего» (диван из проволоки, набитый мусором), что же он готовит в этот раз?

— Темболат, 10 августа у тебя презентация, а 15 — открытие выставки по итогам работы симпозиума. Куратор девятого симпозиума «Аланика» Нав Хак предложил, на мой взгляд, очень интересную тему: «Комплекс идентичности». Как ты ее воспринял?
— Трудно, тяжело, самая сложная тема, на мой взгляд, из тех, которые когда-либо предлагались на симпозиумах… Я долго пытался понять, что это значит.
— В какой технике ты будешь работать? Ведь мы привыкли, что тебе доступно все — от ювелирки до музыки.
— В этот раз я выбрал инсталляцию.
— Ты будешь делать ее с кем-то?
— Один. (Смеется) Совсем один.
— В каком материале?
— Фанера.
— Что заставляет тебя в третий раз участвовать в «Аланике»? «Аланика» нужна Осетии? Как ты думаешь?
— Нужна. Я извлекаю из симпозиума возможность создать нечто интересное, будучи поставленным в рамки определенной темы, концепции, имея, в то же время, абсолютную свободу в этих поставленных рамках, что дает мне возможность прибегнуть к гибкости ума.
— Что тебя подпитывает кроме «Аланики»? В чем находишь вдохновение?
— В путешествиях. Я не сижу на месте: периодически уезжаю из Владикавказа, периодически возвращаюсь.
— Где тебе удалось побывать? Помню, что ты ездил в Марокко…
— Из свежих впечатлений — Узбекистан, Кыргызстан.
— Почему именно эти страны СНГ?
— А почему не они? Думаю, что любому осетину интересно побывать в Средней Азии.
— Что больше всего тебя поразило в Узбекистане?
— Архитектура. Резьба по камню, по дереву, роспись керамики… Мы с другом посетили Ташкент, Наманган, Коканд, Фергану с медресе X века, Андижан, побывали на месте древнего городища Ахсикент с остатками древней крепостной стены, посетили Самарканд с его древней площадью Регистан, с мавзолеем Амира Темура, того, что разбил алан… Были в сказочной Бухаре, в Хиве, в Ургенче…
— А в Кыргызстане?
— Были в городе Ош, в Узгене. Остановились на Талдыкском перевале, почти доехав до границы с Таджикистаном и Китаем. Впечатление от посещения города Ош осталось очень тяжелым. Вы, наверное, помните о той трагедии, которая там произошла?
— Этническая чистка?
— Да.
— Юрты в Кыргызстане видели?
— Видели. Они делаются по традиционной технологии из деревянных прутьев, войлока и кожаных ремней, а на полу — ковры ручной работы. Мне это было очень интересно.
— Успехов вам. Новых впечатлений, новых творческих находок!
Спрашивала Мадина Тезиева, «Владикавказ»
.