У нас роман с вашим городом — Кирилл Крок

«У нас роман с вашим городом», — с этих слов начинается интервью с директором театра им.Евг.Вахтангова Кириллом Кроком.

— Два года назад во Владикавказе на открытии памятника Евгению Багратионовичу Вахтангову прозвучала идея: открыть во Владикавказе дом-музей великого режиссера. Насколько это реально?

— Мы говорили об этом с представителями городских властей Владикавказа. Они «за». Но все упирается в финансы. Дом надо расселить, людям надо дать квартиры. Само здание «родового гнезда» Евгения Багратионовича в аварийном состоянии. Особняк надо «привести в чувство», реконструировать его, создать экспозицию и так далее. Мы готовы к этому. Сразу после наших гастролей во Владикавказе я пойду на прием к министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Буду просить его поддержать эту идею, оказать содействие. Долг театра Вахтангова — возродить этот чудный дом, в котором прошло детство, отрочество, ранняя юность Евгения Багратионовича. Многое сохранилось: печь, камин, стены… Меня поразила открытость людей, живущих в этом доме, их гостеприимство. Они пустили нас в свои квартиры. Все они в один голос говорили о том, что будут только рады, если память великого режиссера будет увековечена открытием дома-музея в его родном городе.

— В Москве есть мемориальная квартира-музей Вахтангова в Денежном переулке,12. Как вы с этим музеем сотрудничаете?

— Это филиал нашего театра. Это квартира, в которой последние четыре года своей жизни жил Евгений Багратионович. Здесь он умер. Сохранилась его личная библиотека. В мемориальной квартире в Денежном переулке проходят «Исполнительные вечера» как при жизни самого Вахтангова. У нас там большая образовательная программа: лекции театроведов, вечера чтецов, экскурсии и так далее.

— Как запустить финансовый механизм по превращению владикавказского дома Вахтангова, что рядом с Армянской церковью, в дом-музей?

— Если особняк переведут на уровень федеральной собственности, то мы выкупим этот дом. Для этого надо согласие городских властей Владикавказа, которое получено на «устном» уровне. Если дом-музей будет филиалом нашего театра, то мы обещаем его отреставрировать, восполнить обстановку, сделать экспозицию, сделать малую сцену, чтобы один раз в месяц приезжали с выступлениями наши артисты: Маковецкий, Рутберг, Аронова, Лановой… Я думаю, это будет красивый образовательный и культурный проект. Ваш мэр Сергей Дзантиев поддерживает эту идею и будет нам помогать. Тем более, что во Владикавказе у нас уже есть брат-«близнец» — Русский театр им.Е.Вахтангова.

— Что вы можете сказать о технической оснащенности брата-«близнеца» — Русского театра им.Е.Вахтангова во Владикавказе?

— Ваши театра — и Русский, и Осетинский — слабо оснащены современным световым и звуковым оборудованием. Чтобы наши спектакли владикавказский зритель смог увидеть так, как они идут в Москве, мы взяли в аренду (чтобы не оголять свой стационар) только светового и звукового оборудования на два миллиона рублей. Пришло пять фур с декорациями и оборудованием.
Одних только авиабилетов для актеров было куплено 150 штук. Мы хотели, чтобы вы увидели всех наших актеров.

— Обидно, что вы не привезли во Владикавказе «Евгения Онегина» Туминаса… Как формировалась афиша для владикавказских гастролей?

— Мы учитывали геометрию площадок, архитектурные возможности ваших театров и многое другое. Не все наши декорации могут «влезть» в коробку ваших сцен. Например, «Евгений Онегин» не помещается.

— Если все будет идти как задумано, насколько быстро реализуется проект по превращению родового дома Вахтангова в его дом-музей?

— Это процесс небыстрый. Думаю, что он займет полтора года.

Какой еще из городов Кавказа удостоился чести принимать к себе большие гастроли театра им.Вахтангова?

— Два года назад мы были в Пятигорске. Вот, пожалуй, и все. Мы очень много работаем. За год у нас 502 спектаклей на стационаре и свыше 555 на гастролях. И это при том, что в году — 365 дней. Огромный прокат у нас. Но мы — не цирк-шапито. Мы относимся к театру как к своему дому. Поэтому гастроли для нас — большая ответственность. Тем более во Владикавказе — на родине Евгения Багратионовича.


Кирилл Крок —
с 2010 года директор Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Путь в театр начинался с брошенного юрфака, работы бутафором, осветителем, монтировщиком сцены в московском ТЮЗе, работы в Детском центр-театре «На Полянке», в Московском театре иллюзий и так далее. В 2000 году пришел на должность директора-распорядителя в театр «Модернъ». Одновременно был заместителем ректора Школы-студии МХАТ и директором ее Учебного театра. Из финансируемой организации ему удалось превратить Вахтанговский театр в высокоприбыльный. Его принцип работы — создавать новое на прочном фундаменте старого.
Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»