Олег СКРИПНИКОВ: Уровень преступности снизился

9 декабря во всем мире отмечают Международный день борьбы с коррупцией. Корреспондент газеты «Владикавказ» встретилась накануне этой даты с подполковником юстиции, заместителем руководителя отдела процессуального контроля СУСК РФ по РСО-А Олегом Анатольевичем Скрипниковым:

— Олег Анатольевич, какие основные тенденции Вы можете отметить за последний год, за последние пять лет в сфере борьбы с коррупцией?

— Основная тенденция по всей стране за последние пять лет, за исключением нескольких регионов России, заключается в том, что наблюдается постепенное снижение количества сообщений со стороны граждан о коррупционных преступлениях.

— О чем это говорит? О том, что люди научились «обходить» закон, более умело заниматься коррупцией?

— Уровень преступности снизился в целом по стране. Это касается не только коррупции. Есть поквартальная отчетность. Например, за 9 месяцев 2015 года к нам поступило 284 сообщения о преступлениях, а за тот же период 2014 года — 415. Из 284 сообщений о преступлениях с коррупционной составляющей 174 поступили к нам из органов внутренних дел. От граждан — 30-50 сообщений, не более. В этом году — 30, а в том году — 50.

— А каков процент возбужденных уголовных дел по этим обращением граждан?

— Очень маленький процент.

— Почему?

— Основная часть подобных обращений поступает от водителей в отношении сотрудников ГИБДД. Большая часть подобных обращений — от тех водителей, которые следуют транзитом через нашу республику. Например, водитель уже уехал в Московскую область и присылает оттуда свое обращение по поводу взятки. Если нет видеосъемки, то доказать факт совершения преступления очень трудно, ведь в нашей системе судопроизводства во главе угла — права подозреваемого. Если есть сомнения в виновности лица, то они должны толковаться в пользу этого лица.

— В США, в Европе процент оправдательных приговоров от общего числа составляет 20-30%, а у нас от 1% до 5%. Почему?

— У них нет такого понятия (либо, как правильно говорят в юридической науке, «института») «предварительное следствие», а у нас оно есть. В этой связи в суде собираются и представляются доказательства, публично допрашиваются участники уголовного процесса и суд, исходя из установленных данных, принимает решение.

— Сколько уголовных дел с коррупционной составляющей возбуждено в этом году и сколько из них направлено в суд?

— 173 дела возбуждено, из них 32 направлено в суд.

— А почему такой большой «разрыв» между количеством возбужденных дел и дел, направленных в суд?

— Потому что очень часто встречаются «многоэпизодные» дела. По одному делу может быть 50 эпизодов. В прошлом году у нас был случай, когда по одному делу было порядка 150 эпизодов!

— Расскажите о наиболее ярких многоэпизодных делах.

— Следственным управлением СК России по РСО-Алания расследовалось уголовное дело по обвинению главы АМС Красноходского сельского поселения А.К Найфоновой. в совершении двух эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и двух эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). По результатам расследования уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Приговором Алагирского районного суда РСО-Алания от 11 марта 2015 Найфонова А.К. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 292 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления РФ, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на срок 4 года. В соответствии со ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы, назначенное Найфоновой А.К., является условным, установлен испытательный срок 4 года.
Следственным управлением СК России по РСО-Алания расследовалось уголовное дело по обвинению начальника отдела архитектуры и строительной политики АМС Ирафского района Баликоева И.С. в совершении 15 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и 15 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). По результатам расследования уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. 12 августа 2015 года Ирафским районным судом РСО-Алания Баликоев И.С., обвиняемый в совершении указанных преступлений, признан виновным, но уголовное дело и дальнейшее уголовное преследование в соответствии с требованиями п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (то есть в связи с истечением установленных уголовным законом сроков давности) прекращено.

— А какая у нас самая распространенная статья, по которой возбуждаются уголовные дела с коррупционной составляющей?

— Служебный подлог — наиболее часто совершаемое коррупционное преступление (статья 292 УК РФ).

— А какие статьи предусмотрены для очень модных в нашей стране «откатов»? Есть даже такая шутка: в прежние времена мы любовались закатами, а теперь — откатами…

— Это целый комплекс статей УК. Ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 290 (получение взяток), ст. 159 (мошенничество), ст. 160 (растрата) и так далее. Серьезных дел по «откатам» у нас нет. У нас нет своей оперативной службы. Мы работаем только с тем, что к нам поступило от 4 правоохранительных организаций: ФСБ, ФКСН, МВД и Прокуратуры. У нас по штатному расписанию 39 своих следователей, из них постоянно работают 35.

— Каковы в основном размеры взяток, по которым были возбуждены уголовные дела?

— Это различные суммы. Минимально это может быть тысяча, пять тысяч рублей. Максимальные — от ста до двухсот тысяч. На первый план выходит сам факт получения взятки, а не ее сумма. О серьезности наказания говорит сам факт получения денег. В таких делах обычно сгруппированы статьи, защищающие интересы государства, службы.

Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»