Ранние сарматы. Древнее погребение у селения Комсомольское

С начала весны в районе «Эльхотовских ворот», в рамках Вахты Памяти, приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, работали несколько поисковых отрядов. В этом районе в 1942 г. шли ожесточенные бои между советскими воинами и фашистскими захватчиками. В результате деятельности по выявлению и перезахоронению останков советских солдат и офицеров, павших в районе «Эльхотовских ворот», поисковиками было выявлено погребение, относящееся к древней эпохе. О том, что оно собой представляет, корреспондент портала ИронПост беседует с известным археологом, старшим научным сотрудником Института истории и археологии РСО — Алания Хасаном Чшиевым:

— Поисковики, которые обнаружили это древнее погребение, не были профессиональными археологами. В СМИ появилась информация, что оно относится к эпохе кобанской бронзы. Так ли это?

— Надо отдать должное поисковикам, как только они поняли, что выявленное захоронение относится к археологии, сразу связались с директором ГБУ «Наследие Алании» — Еленой Руслановной Габоевой. Елена Руслановна в тот же день выехала на место находки в лесной массив у селения Комсомольского, чтобы убедиться в древности выявленного погребения. Вскоре, группа специалистов, сформированная из сотрудников «Наследия Алании» и Института истории и археологии РСО — Алания, выдвинулась к месту выявленного погребения.

— Какая задача была поставлена конкретно перед Вами?

— Передо мной руководством Института была поставлена задача оперативно и на высоком уровне провести исследование выявленного захоронения, с целью предотвращения его разрушения и утраты от неблагоприятных погодных условий (так как оно уже было вскрыто) и разграбления. Дело в том, что кто-то из поисковиков, до начала археологических раскопок на месте находки, поторопился скинуть информацию о ней в интернет и в социальные сети, что могло привлечь сюда грабителей.

Что Вы застали на месте?

— Прибыв на место, мы застали частично вскрытую, а затем присыпанную грунтовую яму. В ходе исследования выяснилось, что это грунтовое погребение, содержавшее два костяка. Ни кургана, ни каких-либо атрибутов, обозначавших бы погребение на современной дневной поверхности, не было. Вероятно, в древности, над головной частью захоронения, на древней дневной поверхности были установлены два массивных уплощенных камня. Последние были выявлены в сделанной нами прирезке. Мы зафиксировали их в опрокинутом виде, смещенными в древности, к юго-восточному углу могильной ямы, вероятно, вследствие естественного уклона склона и воздействия эрозионных процессов.

— В социальных сетях прошла информация, что в погребении были еще найдены и кости ребенка…

— На самом деле это кости мелкого рогатого скота, ягненка или козленка, выполняющие в захоронении функции «жертвенной напутственной пищи».

К какой археологической культурен можно отнести это погребение?

— По сопутствующему погребальному инвентарю и обряду захоронения погребение достаточно уверенно можно отнести к сарматской культуре, ко времени 3 — 2 вв. до н.э. С присутствием некоторых кавказских («кобанских») элементов материальной культуры. В частности, это скрученный из круглой в сечении бронзовой проволоки перстень с двумя волютками. Такие предметы не характерны для сарматской культуры, и, напротив, типичны для кобанской. В частности, в 90-е годы, мною в Эльхотовском могильнике кобанской культуры были найдены подобные экземпляры. Интересующиеся могут ознакомиться с ними в книге — альбоме «Сокровища Алании», изданной нашим институтом (стр. № 73). Кстати, эльхотовский могильник кобанской культуры находится всего в нескольких километрах от описываемого нами сарматского погребения.

— Погребение богатое?

— В целом, погребение весьма бедное по инвентарю. Он состоял из трех керамических лощеных сосудов: это миниатюрная плошка, небольшая миска и полностью разбитая кружка. Несмотря на значительные утраты кружки, форма ее устанавливается, и, могу сказать, что кружки подобного типа мне довелось раскапывать недалеко отсюда, у селения Заманкул, также в сарматских погребениях. Кроме того, в захоронении найдены стеклянные бусы — одна крупная, одна средних размеров и несколько мелких. И два круглых железных браслета.
Своеобразной, символической находкой для меня здесь явился осколок немецкой мины, залетевший в «наше» сарматское погребение во время Великой Отечественной войны.
Вот вкратце, собственно и все. Хочу выразить через ваше издание благодарность за информацию и понимание ситуации поисковикам, благодаря которым погребение было выявлено. Поблагодарить сотрудников ГБУ «Наследие Алании», оперативно отработавших в не самую лучшую погоду, и в не самой лучшей местности (поросшие густым лесом отроги Кабардино-Сунженского хребта). Особо признателен министру МВД Республики Михаилу Скокову, который с первых минут взял ситуацию под личный контроль, и оказал большое содействие нашим исследованиям. Признаюсь, был приятно удивлен, когда выяснилось, что, несмотря на занятость, Михаил Иванович держит все под контролем, и, кроме всего прочего, распорядился выделить нам охрану, что незамедлительно и было исполнено. Должен сказать, что это было весьма не лишним. Так как мы находились на месте тяжелых боев 1942 года, то надо было проявлять осторожность. Была вероятность наткнуться на неразорвавшийся снаряд, гранату, мину. Кроме того, недалеко работали саперы, время от времени подрывавшие собранные поисковиками боеприпасы.

— Последний вопрос. А куда поступят предметы, найденные Вами в захоронении?

— До окончания камеральных работ и составления научного отчета они будут находиться в фондах Института истории и археологии РСО-А. Затем — переданы в один из государственных музеев Республики.

— Удачи и новых археологических находок!
Мадина ТЕЗИЕВА
15ИронПост
http://15ironpost.ru/novosti-osetii/kultura-osetii/rannie-sarmaty-drevnee-pogrebenie-u-seleniya-komsomolskoe