Когда жил «старик» Мараба Мцуринский или Мар Аба Катина и появление болгаров Вында в Армении

Кто такие Мараба Мцуринский и Мар Аба Катина?

Один   из   важных и, думаю, фундаментальных вопросов, который требует уточнения в армянских источниках о болгарской истории  — когда жил «старик» Мар Аба Катина – главный информатор  Мовсеса Хоренаци о переселении болгар Вында в Армению, во время мифического царя Вагаршака.

О нём писал и епископ Себеос (VІІ в.), и назвал Марабу Мцуринским , указывая на то, что он жил или родился в городе Мцурина. Себеос (История Армении) сообщает что он лично читал книгу Марабы Мцуринского: “я заглянул в книгу Марабы, Философа Мцурнийского, где написано, что в городе Мцбине (Низибине) во дворце царя Санатрука, напротив двери царской  палаты была поставлена каменная плита,на которой были начертаны по- гречески имена пяти армянских и парфянских царей. Со временем дворец разрушился и руины покрыли надпись на камне.Спустя некоторое время колонны потребовал  персидский царь.Когда раскопали развалины наткнулись на каменную плиту с надписью о днях и годах пяти армянских и парфянских царей»

Город Мцурин (Мцурн) (Мцурн  / Мцурк  ) был старым ассирийским селением, его имя означает «граница» из асир. msur – граница, предел (иврит misger   m`sg`r – ограничить) .
Мцурин был объявлен столицей Армении после 62 г., когда Гней Домиций Корбулон  разрушил Арташат, столицу Трдата І. В II в. Мцурин пострадал от землетрясения, но был  восстановлен и расширен царем  Санатруком (88–110 г.), вероятным  наследником Трдата I, а в IV в. город был разрушен персами во время похода шаха Шапура ІІ в 363 г. Так что дворец Санатрука был в Мцурине, а не в Мцбине ( ). И Мар Аба Катина жил в том периоде, когда Мцурин был столицей Армении. Но более точную информацию по данному вопросу дает исследование А. А. Саакяна. Он доказывает, что сведения Мовсеса Хоренация о г. Мцбине  относились к Мцурину. Причиной  ошибки М. Хоренаци была народная этимология названия города . Согл. ее имя Мцбин произходило из арм. mtsuin / mtsuen – мелкая монета, потому-что, легенда гласит, что царь Санатрук пожервовал все свое имущество на строительство города и по окончании  у него осталась только одна мелкая монета.

И поэтому Саакян считает, что г. Мцурин в области Тарон, был реальной столицей Армении, после его построения царем Санатруком, и все сведения о Мцбине, надо относить к Мцурину .О  связи между Мцбином и Мцурином, ясно указывается в „Истории” епископа Себеоса. Себеос тоже путает Мцбин и Мцурк (Мцурин), напр. в выражении: „Тогда Аршак поставил царем Армении своего брата Аршака Младшего в городе Мцбине” …  После  описания армянских  гранниц, Себеос уточняет, что Аршак послал Аршака Младшего на запад от Мрцуна (Мцурина)…”. И в тоже время, через несколько предложений, вступает в противоречие: И так, на  129 году царствования своего отца (вполне библейский срок) Аршака (Великого, парфского царя), в городе Мцурине, над Армянской землей восцарился Аршак, названный Младшего, вместе с своего брата Вагаршака, который правил Арменией  42 года”. Из этого логически следует что столицей был город Мцурин. Себеос использовал разные источники, что и объясняет эти противоречия — М. Хоренация, который был источником для Степаноса Таронеци (Асохик) (Asoghik или Asolik)  (Х-ХІ в.), который тоже указал армянской столицей  Мецбин (Мцбин).

Вопреки своей ошибке, М. Хоренаци тоже косвенно показал, что центром государства во время первых Аршакидов был Тарон, а главным городом этой области —Мцурин. В повествовании о мифическом Вагаршаке, Хоренаци сообщает, что он учредил институт наследования трона от  отца к старшему сыну и поэтому других своих сыновей царь отослал за пределы столицы: „И потому-что он (Вагаршак) имел много сыновей, он решил что неуместно, чтобы все они жили у него в Мцбине (Мцурине – А. Саакян). И поетому он послал их жить в области Хаштеанк и прилежюащую долину, вне Тарона … И только его первородного сына … оставил у себе … и его сына (т.е. внука Вагаршака)… С тех пор и навсегда у Аршакидов установился такой порядок– один из сыновей оставался жить у царя, и наследовал  трон… . (1)  Из этого следует что столица была в границах области Тарон, т.е. Мцурин.

В армянском народном эпосе „Сасунские безумцы“ (Сасна Црер /  ), тоже упоменается г. Мцурин, но в искаженном виде как Мыср / Мсыр, где было седалище одного из героев (Мсыр Мелик – букв., царь Мысра). По инерции много исследователей в прошлом, связали это имя с городом Масыр (Кайро) или Мосул (Ирак), но пропускали маленький, но очень важный факт, что в эпосе говорится о области Сасун, которая граничила Мысрой (т.е. Тароном). Например, в эпосе рассказывается, что когда государь Сасуна, Санасар умер, то этим решил воспользоваться Мсыр-Мелик, „владетель соседного государства Мсыр“, чтобы завладеть Сасуном и обложить его данью. Некогда Сасун был частью  Великой Армении, но потом захватили его арабы и он стал полунезависимым владением до прихода турков.  В конкретном случае Мыср / Мсыр – арабская передача армянского Мцурин и не имеет ничего общего с египетским Кайро.

Интересующий нас Мараба или Мар Аба Катина жил в Мцурине, и был автором первой “Армянской истории”, которая  написана по заказу Вагарша (Вагаршака) IІ (186 – 198 г.). Прозвище “Катина” как сообщает Саакян, происходит от сирийского слова katipa – писец, секретарь, книжевник, респ. в иврит katvan / katfan (k`tf`nj / katfanj)   – писец. Саакян отмечает что Себеос передал имя как Мараба, а Хоренаци – как Мар Аба, и на самом деле, Себеос был более правым, Хоренаци думал что первое слово имени означает «господин» (ассир. mar). Так как писец Мараба знал ассирийский и греческий языки, Хоренаци считал его ассирийцем. Саакян предполагает, что вполне возможно имя Мараба армянского или парфского происхождения, а имя Мараб, Марабас, можно объяснить как греческий вариант иран. имени  Мехраб( Махраб, Мараб (Меhr+ab = солнце + вода, солнечны блеск). У Ухтанеса Себастаци (935-1000 г.), имя написано как Мариба Катина. Но Иованес (Ованес) Драхсанакертци уточняет, что Мар Аба(с) Катина, был сириец, знавший халдейский (вавилонский) и греческий языки и письмо. Таким образом, сирийское происхождение  вполне возможно.

Саакян тоже считает, что имя мифического Вагаршака (к которому  пришли болгары Вында), является результатом  исторической логики, до которого достиг сам Хоренаци. Так как Вагаршак ІІ, поставил задачу писцу и книжнику  Марабу, собрать сведения о прошлом армянских царей, и вероятно Мараба отметил имя царя по чьей воле  написал свою книгу, она не сохранилась до наших дней, логично, что Хоренаци предположил, что именно этот Вагаршак является и первым Аршакидом на армянском троне, интересовавшимся  теми кто правил страной до него. Так по пути исторической логики, имя Вагаршака прочно закрепилось как первого правителя Аршакидской династии. (2)
И на самом деле, литературный Вагаршак, совпадает с реальным Трдатом І, поставленным на армянском троне своим братом – царем Парфии Вологезом (Вагаршаком), который не был хронологически первым  Аршакидом, но был первым великим  владетелем с которого началась династия на армянском троне.
 
Себеос представляет первого Аршакида и как брата, и как сына парфского царя, и он правил совместно с  братом (Вагаршаком), т.е. вполне возможно что с его воцарением, связаны некоторые неясности воспоминаний об Аршаке І, который был поставлен на трон своим отцом Артабаном ІІІ, и был вторым Аршакидом (после Вонона) который управлял Арменией, а после него  короткое время царствовал его брат Ород. У Хоренаци, как и у Степаноса Таронеци и Ухтанеса Себастаци, Вагаршак был поставлен на троне своим братом Аршаком Великим (парфским царем), а у Вардана Великого (Аревелци) – Вагаршак был сыном Аршака Великого.

Логический вывод которого достиг А. Саакян, это то, что Мараб (Мар Аба Катина или Мараба Мцуринский философ) жил в Мцурине, столице Армении во второй половине ІІ в., как секретарь и писарь (о котором ясно говорит прозвище “катина”), или книжник  в окружении Вагаршака ІІ (186 – 198 г.). (3)

Во время Вагаршака ІІ, если точнее сказать, во время его предшественика Сохемоса, построенный римлянами город Вагаршапат (Эчмиадзин), стал столицей Армении, а это предполагает, что до того времени, столицей был Мцурин. В литературе есть мнения что Вагаршак І (117–138 г.), построил  г. Вагаршапат, но римские свидетельства (Стасий Приск, Дион Касий) ясно показывают, что город основали римляне в 165 г., в районе маленького селения Вардгеса или Вардкесавана, и римский гарнизон пребывал здесь до 185 г. (4)  После того как римляне основали гарнизон, здесь установился римский ставленник Сохемос, который завершил строительные работы по превращению римского селения в столицу.  Потом Вагаршак ІІ тоже остановился здесь и утвердил этот город как столицу Армении. Также Вагаршак ІІ построил Вагаршаван в гаваре Бассеан, у горного  течения р. Аркса (в близость совр. с. Хасанкала и Ерзурум, теперь в Турции), но этот город не был столицей.

Интересен вопрос о миссии Марабы Мцуринского или Мара Абы Катины. М. Хоренаци рассказывает, что он был послан царем Вагаршаком в Ниневию, бывшую тогда столицей Ассирии, для изучения царских архивов. Ниневия давно не существовала, даже и в хронологические границы поставленные Хоренацием (ІІ в. до н.э.), город был разрушен еще в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами. Это является основным доводом ученых, которые отвергают существование  самого Мара Абы Катины, или поставляют его в более поздний период (ІІІ – ІV вв.) и отсюда, обвиняют Мовсеса Хоренация в анахронизме, для респ. сообщения о Вында, они поставляли хронологическую границу не раньше ІV в. И отсюда возникло  полностью неправильное мнение о связях болгар с гуннами Аттилы и «ранними тюркскими кочевниками», которые появились в степях Северного Кавказа !?

Но и это имеет своего логическое объяснение. Вардан Великий в своей “Истории” приводит любопытную подробность: “Абгар построил г. Урха (Урфа в совр. Турции, или Эдесса), куда он перенес столицу из Мцбина (т.е. Мцурина) трон и (государственный) архив…”.  Город Эдесса  был построен очень давно до воцарения Абгара, еще в ассирийскую эпоху (VІІ в. до н.э.), и тогда назывался Руху (Ruhu), по- сирийски Urhoi, откуда и его армянское имя, а Абгар сделал этот город своей столицей. М. Хоренаци также сообщает что Мар Аба Катина познакомился со всеми документами относящимися к армянским царям, в архиве Эдессы, который Абгар перенес из Мцбина (т.е. Мцурина), даже Хоренаци утверждает что он лично был в этом архиве. Т.е. получается противоречие, с одной стороны Мар Аба изучал архив в Ниневии (библиотека ассирийского царя Ашурбанипала), которой давно не существовало, и с другой стороны – реальный архив в Эдессе, о которого и сам Хоренаци знал. Все это показывает, что исторический Мараба Мцуринский был послан царем Вагаршаком ІІ из  старая столицы  Мцурин, куда ее снова вернул царь Санатрук, в Эдессу (Урха) для изучения царского архива, который сюда перенес царь Абгар, с заданием написать историю царства Армянского. Так реальное события ІІ в., было поставлено в гораздо более древний контекст, с воображаемой миссией в древнюю Ниневию, для подчеркивания большей древности Армянского царство и его владетелей!

Существует и еще один источник  “Первая история Армении, или история предков” Это труд неизвестного автора, и считается что была написан не ранше VІІ в., но оригинал был потерян, и он стал известен по изданию Т. Михрадатяна в 1851 г. в г. Константинополе. Михрадатян получил документ от епископа Иованнеса Шахкхатуняна, который нашел его в библиотеке Эчмидзина в 1842 г. В основу этой истории, была исследования Мовсеса Хоренация и в основном Себеоса, хотя есть и расхождения с ними, что предлагает компилятивность труда. Несмотря на споры вокруг подлинности источника, который приписывается епископу Себеосу, или скорее всего отрывки его трудов, здесь ясно сказано что древней столице Армении был город Мцурин (Mtsurin). Первое сведение  о  каменной колонне с надписью из дворца Санатрука: “За это [т.е., самая древная история] мы [надо] посмотрели к труды философа Maра Абаса из Мцурна (Mtsurn), [где сказано], что он нашел надпись  на одном памятнике в городе Мцурне (Mtsurn), во дворца царя Санатрука, поставленного напротив двери дворца, похороненного под руинами здания …” Колоннуа заказал персидский царь, и на ней была греческая надпись: “Я, Агафангел писец, написал собственноручно годы правления первых армянских царей, по заказу  [царя] Трдата Храбраго (Трдат І), для [сведения] царского дивана ”.

Второе сведение связанно с воцарением Аршакидов: “В это время, Аршак поставил своего сына, названного Аршаком Младшим царем Армянской земли в города Мцурне (Mtsurn).” после того “[царь Аршак Великий] послал [своего сына] из Мцурна (Mtsurn) на запад с большим  воиском из 70 000 хорошо вооруженных мужчин, и много знатнхе благородников и нахараров, так что никто не мог противостоять ему во время войны.”

И третье сведение относится к Вагаршаку, брату Аршака Младшего: “Аршак Младший, на 129 году  царствования своего отца Аршака [Великого], начал управлять Арменией в городе Мцурне (Mtsurn), совместно с своим братом Вагаршаком, когорого был царем Армении 42 года. После его управлял Аршак 13 лет, а затем Арташес 25 лет.”. (5)

Как видим, ясно сказано, что город Мцурн или Мцурин был столицей, и это показывает, что автор короткой “Анонимной Истории” избежал ошибки других летописцев, которые путают столицу с Мцбин (Mtsbin)! Более того, если вы посмотрите на географическое положение города Мцбина, увидите что он находится за пределами Армении, между областями Кордуены (в арм. Кордук, сир. Bet Qardu (древный Курдистан, курдская прародина, имя произходить от народа кардухи — курды) и Адиабены (сир.  , Hady’ab,), столицей г. Арбела (теперь Ербил в Иракский Курдистан). Во время Трдата І, Адиабена была независимым государством, и это ясно говорит, что Мцбин находился временно в границах Армении, только во время Тиграна II Великого (95-55 до н.э.), но он был пограничным городом, вовсе непригодным для столицы. А в I — III в. н.э., город Мцбин или Нисибия, определенно, не были в пределах Армении. (См. выше сноска 2 ниже линии)

Следует  уточнить что два переселения болгар (в Верхный Бассеан и Кол / Kol, совр. произн. Kogh), которые Мараба Мцуринский отметил в своей «Истории» просходили на 150 лет ранше, во время правления первых представителей Арашакидской династии на армянском троне.

Стоит отметить и еще один вполне косвенный факт. Себеос который читал книгу Мараба Мцуринского, ясно сказал, что во дворце Санатрука была надпись на каменной плите с именам пяти предходных армянских и парфских царей, которые управляли Арменией поочередно. Если считаем их с Санатрука вкл., были точно пять Аршакидов, связанные с Парфии: Санатрук (88–110 г.), Трдат І (52–58/62–88 г.), Ород (35/37-42 г., сын Артабана ІІІ), Аршак І (34-35 г., тоже сын Артабана III) и Вонон (12–16).

Себеос косвенно указывает еще один факт, Мараба Мцуринский жил после царя Санатрука, и после писца Агафангела, потому что лично посетил его дворец, который в это  время был руинах, и прочитал надпись Агафангела. Агафангел был секретарем Трдата I, а Санатрук управлял после него, т.е. Мараба Мцуринский или Мар Аба Катина жил в годы после управлению Санатрука, но не намного позже, так что воспоминания об этом царе были еще очень яркие.Во время Вагаршака I (117-138 г.), столица, вероятно, еще была в Мцурине, так что Мараба, не мог быть секретарем  этого царя, потому что сам Мараба, был в Мцурине, когда дворец армянских царей, был необитаемый и в руинах. Во время Вагаршака II (186-198 г.) столица уже была в Вагаршапате (Эчмиадзине), и вполне логично Саакян считает, что при этом правителе жил Мараба и был его секретарем, и написал по царскому приказу свою «Историю», которая ,к большому сожалению, не дошла до нашего времени, и мы знаем о ней, только из трудов «армянского Геродота» — Мовсеса Хоранация!

В периоде между Санатруком и Вагаршаком I, было краткое правление парфских  представителей Аршакидов, Ашхадара (Шидар) (110-113 г.) и Партамасира (113-114 г.). Ашхадар был сыном парфянского царя Пакора II, но управлял как вассал Рима. Без согласия Рима его заменили на брата Партамасира. И этот акт был поводом для императора Траяна чтобы оккупировать Армению и превратить  ее в римскую провинцию. Но после смерти Траяна в 117 г., новый император Адриан отказался от новых провинции на востоке, и Вагаршак I, восстановил армянскую государственность. После его правления в Армении наступил период нестабильности и император Антонин Пий, поставил на троне своего вассала Сохемоса .  После смерти Антонина Пия в 161 г., Парфия напала и поставила на армянском троне Пакора из Парфских Аршакидов. И этот акт был поводом очередной римо-парфянской войны. Полководец Стаций Приск, в 163 г. взял старую столицу Арташат и потом свергнул Пакора. После этого успеха император Марк Аврелий снова вернул Сохемоса, который начал управлять в Вагаршапате (Вардгесе), городе который построили римляне из маленкого армянского селения. При царствовании Сохемоса продолжили строительные работы и военное римское селение превратилось в новую столицу Вагаршапат. В городе была построена цитадель, оборонительные сооружения и укрепления, дворцовый комплекс, и несколько языческих храмов. Сохемос был воспитан в духе эллинистической  культуры, и в его дворе нашел прием греческий поэт и историк Ямвлих (?????????), который здесь написал свой известный роман «Вавилоника».

Вагаршак II (186 – 198 г.) был внуком Вагаршака I, и после ослабления римского присуствия, отверг римское вассальство, свергнул Сохемоса и продолжил  династию армянских Аршакидов. Вагаршак II был мудрым и успешным владетелем, стабилизировал Армению и восстановил независимость государства, но погиб после ранения в сражении с северными нашественниками, которые Мовсес Хоренаций называет басилы (барсилы) и хазиры, а Вардан Аревелтци (Великий) определяет как булгхары и хазиры, или болгары и хазары!

Ж. Войников. (Продолжение следует)