История одной епархии

Когда в подвал, где находился Владыка Георгий прибежал молодой парень, он радовался не тому, что остался жив, а тому, что Бог услышал его молитвы.

Аланская Епархия живет своей обычной жизнью. Люди ходят на церковные службы, ставят свечи, крестят детей. Но все понимают, что все это , впрочем как и многое другое  в нашей реальности, досталось ценой страданий, терпения и унижения.

Владыка Георгий

Когда будущий Епископ Аланский Георгий — Александр Пухаты вернулся в Цхинвал , ему было неполных 17 лет. Уже тогда все знали его, как человека, который знает, куда идти. Одноклассники рассказывают, что вместо строгих формул, на школьных  уроках Александр рисовал церкви и кресты. Сын морского офицера, рано оставшийся без матери, он, как и все мечтал получить хорошее образование. Тогда, в конце 80-х полных  надежд и пропитанных свободой, было принято мечтать о будущей профессии.

Его тетя, которая фактически воспитала его, предложила поступить на биологический факультет местного пединститута и стать, как и она, известным биологом. А сам Александр мечтал стать еще и психологом, «…чтобы изучить душу человека, лучше его понимать», как говорит он сам. Но об этой детской мечте пришлось забыть, так как начинались,  пожалуй, самые трудные годы в жизни Южной Осетии. Поэтому, поступив на психологический факультет в г. Краснодар, он вернулся, чтобы начать свою новую жизнь: «Наверно Бог сам выбирает людей любого возраста  в зависимости от того, чьё сердце готово  к его восприятию».

У жителей Южной Осетии Епископ Георгий — воплощение православия и того, каким должен быть настоящий священнослужитель. Кто- то уважает его за веру и патриотизм, кто- то восхищается его чувством юмора, для кого -то — он приятный и умный собеседник. Все едины в одном- без этого человека невозможно было бы даже представить себе возрождение осетинской православной церкви.

«Реставраторы» ломом выбивали из стен храма старые фрески, а КГБ  СССР верило в подконтрольность сект

Храмы Осетии до 90-х годов были заброшены. Даже этап «перестройки»,  когда  наступил момент переосмысления истории и  жизненных ценностей и  на территории Советского Союза стали возрождать церкви,  не коснулся Южной Осетии. Как считает Владыка Георгий , «…у нас всегда был передовой атеизм». Но и национальная политика, которая велась грузинской православной  церковью, плохо отразилась на духовном, религиозном  возрождении осетин. Если в Грузии, чьей автономией считалась Южная Осетия — повсеместно имелись приходы, храмы, монастыри, то здесь был полный духовный вакуум.

 На местные храмы, как культурные и исторические  ценности, стали обращать внимание только в конце 80-х годов. Правда, как рассказывают коренные цхинвальцы, грузинские реставраторы , приехавшие «восстанавливать» эти ценности, почему- то ломом выбивали из стен храмов старые фрески.

Но в 1989 году, когда активизировалась общественная жизнь, стало  появляться и понимание необходимости возрождения духовной жизни. Тем более, что под негласным запретом, здесь с 50-х годов подпольно существовали  такие секты, как « свидетели Иеговы», затем появились и евангельские христиане, которые стали заполнять этот вакуум . Серьезной угрозы они в те годы для общества не представляли, вели свое  нелегальное существование, и даже советские спецслужбы в лице КГБ, зная об их присутствии, верили в подконтрольность этих немногочисленных тогда религиозных объединений.

Активизация деятельности этих групп началась после первой грузинской агрессии начала 90-х годов. По мнению  многих православных прихожан,  Грузия уже тогда начала вести с Южной Осетией  не только военную , но у духовную войну. Все эти секты «пришли» сюда, при непосредственном руководстве из Тбилиси. Именно там, понимая, что сплоченный народ, который смог выстоять без оружия в 89-92 гг , необходимо расколоть изнутри.

 Церковь подпольно  находилась под Зхудерской скалой в пещерах, снаружи, для прикрытия построили дом

 В 30-40-х годах 20 века, в Поволжье, на Украине и Центральной части России  начался голод, множество людей в поисках пропитания бежало на Юг — в Грузию, на Северный Кавказ, в Среднюю Азию. Таким образом, до и сразу после Великой Отечественной войны в Южной Осетии появилась большая русскоязычная община. Среди них были  как атеисты, так и глубоко верующие. Часть этой общины, не желая «окормляться» духовно от грузинской церкви, имела в Южной Осетии полулегальный  статус. Это были так называемые «катакомбники». У них была своя «домовая» церковь, которая действовала  настолько подпольно, что несколько десятилетий о ней никто не знал. Она находилась в правобережном районе Цхинвала, под Зхудерской скалой, где были вырыты пещеры, а снаружи для прикрытия был построен обычный дом. (Сейчас все это разрушено, на месте где была эта церковь, после всех военных перипетий остался лишь строительный мусор). Мужчин среди членов общины было мало, в основном это были пожилые женщины, которые собирались по воскресным и праздничным дням.

В 1988-89 годах, перед началом национал — истерии, которая началась в Грузии, Грузинской православной церковью была предпринята попытка открытия в ЮОАО своего прихода. Приход был открыт в храме Рождества Пресвятой Богородицы в старом районе Цхинвала.

Священник отец Роман, которого сюда прислало грузинское духовенство, сразу же проявил активность.  Из храма всеми правдами и неправдами стали вытесняться все прихожане не грузинской национальности, создавались условия, при которых эти прихожане чувствовали себя в нем дискомфортно. Все  службы велись исключительно на грузинском языке. О том, что на самом деле происходило в храме, цхинвальцы узнали в январе 1990 года. В ночь на 7 января, в Цхинвал вошли подразделения грузинской армии, состоящей из амнистированных по этому случаю зеков.

После  того как город был очищен от этих подразделений, вскрыли храм, где к великому ужасу многих обнаружили склад боеприпасов. Соседи рассказывали, что незадолго до этих событий, к храму по ночам подъезжали машины, из которых что-то разгружали.

Владыка Георгий рассказывает, как проходя  мимо храма 24 декабря 1989 года он увидел, что в нем собираются люди. Дверь храма была закрыта и пропускали внутрь  только «своих». «Я спросил женщину на входе- что за праздник они отмечают? Она ответила — Рождество , хотя православный мир отмечает этот день 7 января. Откуда мне было знать, что, оказывается, там проводили собрания, которые распределяли полномочия тех грузин, которые должны были принимать участие в варварском нападение на город 7 января?!»

Уже в 1992 году храм передали местной православной общине, костяк которой и составили «катакомбники» . На  Александра Пухаты обратила внимание Суворина  Анисия Филипповна, которая  тогда руководила общиной. Она и поставила вопрос о том, чтобы иметь своего, рукоположенного священнослужителя.

В Московской Патриархии посоветовали обратиться к грузинскому Каталикосу Илье II

С начала 90-х годов начинаются попытки югоосетинской православной общины выхода на контакт с Московской Патриархией. После нападения Грузии на Южную Осетию в 89-году, после всего, что здесь произошло, и самое главное- того, что некоторые грузинские иерархи благословляли грузин на уничтожение осетинской нации, ни о каком  подчинении Грузинской патриархии не могло быть и речи. 

« Естественно, — рассказывает Епископ Георгий, — мы начали искать поддержки у ближайшей нам Русской православной церкви. Мы съездили пока во Владикавказ, но были приняты холодно. Единственный священник, который  проникся к нам, был настоятель храма Покрова Божьей матери на улице Августовских событий — отец Виталий. Он старался помочь, ездил с нами к Митрополиту Ставропольскому Гедеону. Тот, также внимательно нас выслушав , стал оказывать нам поддержку, снабжая духовной литературой и церковной утварью».

 Но и Гедеон понимал, что кроме этого, он ничем помочь не сможет. Он предлагал даже ехать  к Митрополиту Кириллу, который уже тогда занимался внешними связями Московской Патриархии. Таких попыток было несколько, но секретарь этого Комитета — Епископ Климент (один из кандидатов на патриарший всероссийский престол)- выслушал нас, а потом дал понять, что мы- грузинская территория и каноническая часть её церкви и адресовал нас грузинскому Каталикосу Илье II, “пусть, мол, они делают с вами все что хотят».

Эта фраза удивила югоосетинскую делегацию, поскольку никто не имел права советовать подчиняться духовенству, благословлявшему свой народ на убийства осетин.

Потом было еще несколько неудачных поездок в Москву. Видя все эти мытарства, некоторые проявлявшие сочувствие священнослужители  МП посоветовали обратиться к Русской Православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

К тому времени на территории России находился один из её епископов- Лазарь Журбенко, который перенес впоследствии свою кафедру в Одессу. Первые контакты с представителями РПЦЗ начались в конце 91- начале 92 года.  Александр Пухаты получил её благословение и был рукоположен в дьяконы. А впоследствии в иереи.

В монастыре Алагира детей из Южной Осетии перекрещивали, считая, что Греческий Синод- сектантская церковь

Когда в 2000 году проводился Собор РПЗЦ, на котором  рассматривался вопрос о сближении с Московской Патриархией, некоторые епископы были настроены против. Между Московской Патриархией и РПЗЦ всегда были разногласия. Русская зарубежная  церковь считается  более консервативной. Кроме того, до настоящего времени ею осуждается идея экуменизма,  согласно которой будет происходить объединение всех религий и церквей под одну экуменическую церковь. Большинство священнослужителей называет эту идею Антихристовой, так как об этом говорится в Священном писании.

 В 2000 году среди тех епископов, которые не пошли на сближение с МП был и Епископ Краснодарский Вениамин, в ведение которого находились церкви Южной Осетии. С несколькими другими епископами он ушел в раскол и создал Истинную Православную русскую церковь ,которая  ушла в сектантскую экзальтацию.

Учитывая сложную политическую ситуацию, у югоосетинских священнослужителей возникла дилемма — или остаться в одиночестве и изоляции от всего православного мира и вырождаться в секту, или искать возможности общения с другими православными церквями . Начались новые проблемы.

Неоднократные попытки связаться с Синодом РПЗЦ в Нью-Йорке оказывались безрезультатными. Почти год духовенство и миряне находились в подвешенном состоянии. На собрании духовенства с народом было решено обратиться к ближайшему Синоду, который имел тесные контакты с РПЦЗ. Этим Синодом оказался Синод Греческой Старостильной церкви  Митрополита Киприана в Афинах. Его называют еще Синодом Противостоящих, (так как он также противостоит идее экуменизма).

Митрополит Киприан изучил все факты, сообщил в Нью- Йорк, что целые общины после раскола остались без духовного «окормления»  и взял под свой контроль Юго-Осетинскую  церковь. Как считает духовенство Южной Осетии, «более максимально оправданных действий  тогда просто не было. Русская православная церковь, даже учитывая сложившиеся обстоятельства,  по- прежнему не хотела разговаривать на эту тему».

Что касается последовавших заявлений в СМИ некоторых журналистов о том, что Греческая церковь по сути своей тоже является сектантской, не является мнением православия. «Нас называют раскольниками, — говорит Епископ Георгий,- но и русскую церковь называли раскольнической, потому что любую церковь, которая защищает чистоту своей религиозной доктрины называют именно так. Духовная значимость таких церквей не уменьшилась, а наоборот возросла. Когда Христос проповедовал Евангелие и Царствие Божье, то для этого не требовалось разрешения и соизволения первосвященников иерусалимских».

У прихожан Аланской Епархии постоянно возникаю проблемы, связанные с этим мнением. В некоторых церквях Владикавказа их отказывались причащать. Когда во время военной агрессии Грузии в августе 2008 года тысячи беженцев потянулись в Северную Осетию, то по дороге многие из них заходили в женский монастырь в с.Алагир, где некоторых детей, по рассказам очевидцев , заново перекрещивали, считая, что Аланская Епархия «не настоящая церковь» , а все таинства которые в ней проводились- в том числе обряд крещения- обман. «Неужели мы молимся иному Богу? Или читаем не те молитвы? А может у нас разные святые? Почему эти монахини так поступали с нашими детьми?,- возмущается одна из жительниц Цхинвала. Неужели эти священнослужители не знали, что нельзя крестить детей по два раза?!»

« Мы до сих пор находимся под крылом Греческой Старостильной церкви, которая изучила ситуацию и рассудила, что если здесь имеет место воссоздание государственности, то ради исторической справедливости  следует вернуть народу то, что он имел, в том числе восстановить Аланскую Епархию».

 

Возрождение Аланской  Епархии

Любые шаги, предпринимаемые Юго- Осетинской православной церковью, сразу же начинали осуждаться и отрицаться как представителями Русской православной церкви, так и с  редким с ней единодушием- Грузинской патриархией. После «скандала» с Греческим Синодом, когда по их мнению, духовенство Южной Осетии приняло покровительство от «раскольнической» церкви, югоосетинские священнослужители подготовили «новый коварный план».

 Стараниями Греческой Православной Старостильной Церкви в 2005 году в Южной Осетии была возрождена Аланская Епархия и наместник Аланской Епархии священноархимандрит Георгий (Пухатэ) был рукоположен в сан епископа.

Как сказал в одном из своих интервью священник Аланской Епархии Отец Георгий (Урузмаг Джиоев): «Божьей милостью, возродилась уничтоженная в XVI веке Аланская митрополия, которая в перечне Византийских кафедр, состоявших из нескольких сот кафедр, была шестьдесят первой… Территория, на которой расположена Аланская епархия сейчас – эта часть канонической территории аланской митрополии».

Это событие имело определенный международный резонанс- Епархия была признана старостильными юрисдикциями Греции, Румынии, Болгарии и другими кафедрами, которые находятся в Европе, Северной и Южной Америке и Австралии, с которыми она имеет общую платформу.

А благочинный Церквей РСО -Алании, протоиерей Владимир Самойленко, поспешил тут же заметить: «Аланской Епархии нет!»

 

 Священник с «распальцовкой», или пиарщик Феофан

Нельзя сказать  том, что представители РПЦ полностью игнорировали и не приезжали в Южную Осетию. Правда не всегда эти приезды приятно заканчивались для самих гостей . Как-то приезд духовенства из Северной Осетии во время руководства республикой Людвигом Чибировым закончился тем, что их просто выгнали. Причина проста- Благочинный Владимир Самойленко заявил, что « всех «зарубежников» отсюда надо убрать,заменить их грузинскими священниками, и что Южная Осетия была и остается частью Грузии».

Но неожиданно для всех повел себя епископ Ставропольский и Владикавказский Владыка Феофан. Его лично пригласил на празднование 15- летия независимости республики в 2005 году Эдуард Кокойты. Никто и не подозревал, что разразится скандал. На торжества приехал и Епископ Амвросий Мефонский. Все это время Феофан вел себя вызывающе, с «распальцовкой» нувориша ,как рассказывают очевидцы. На трибуне для членов Правительства и гостей РЮО, когда Епископ Амвросий пригласил Феофана посетить храм, последний громогласно заявил, что «вы тут никто, это все мое, я- здесь хозяин, я- русский архиерей, и храмы все здесь мои и вообще скоро вас всех здесь не будет». С чего это вдруг  Феофан решил наделить себя такими полномочиями, осталось тайной.

«Нас спасло просто то, — отметил Владыка Георгий, что Феофан приехал первый раз сюда считая нас неразумными папуасами, дикарями. И это было его большой ошибкой, потому что здесь, несмотря на все лишения и трудности имеются люди, молодежь, которая может  работать над собой, учиться , аргументировано защищать свои интересы».

Тем не менее, визиты Феофана сюда продолжались, причем уже по его личной инициативе. Был он здесь и после военных действий августа прошлого  года- приезжал с гуманитарной миссией по личному указанию покойного Патриарха Алексия II. «Он обычный популист, любящий приписывать все себе, считает Аланский Епископ.- Но больше всего меня удивило то, как цинично Владыка Феофан может солгать. Он лгал, что во время обстрелов  8 августа 2008 г он был в Цхинвале. Никто его здесь не видел. Видели его в Джаве, и уже после окончания военных действий он появился в столице РЮО. Таким образом, имея доступ к информационному полю, он создает себе имидж ратоборца».

По поводу поведения в Южной Осетии Владыки Феофана, от имени церкви и общественности  было написано письмо в Московскую Патриархию, однако она до сих пор молчит.

Мы догадывались, что МП активно общается с Грузинской Патриархией 

Еще одно имя, которое уже несколько месяцев на слуху у жителей Южной Осетии- один из сподвижников покойного Алексия II- Митрополит Кирилл. В своем интервью телеканалу «Вести 24» он в частности заявил, что русская армия принесла свободу Южной Осетии от террора и уничтожения и теперь она обязана подчиниться Русской православной церкви. У многих в Южной Осетии тогда возник вопрос: неужели российские солдаты являются личной гвардией Московского Патриархата? И имела ли право РПЦ на костях русских солдат говорить о том, что теперь она имеет все права занять здесь господствующее положение?! А тысячи погибших граждан  самой Южной Осетии в расчет церкви видимо никак не принимались! И где была все предыдущие 20 лет Русская православная церковь, когда южные осетины просились к ней?

В ноябре 2008 года Московская Патриархия стала проводить активные встречи с грузинским духовенством. В российских СМИ появились сообщения о дружеских контактах двух патриархий. Интересно и то, что параллельно начались активные контакты и с югоосетинским духовенством. Причем независимые и скрытые друг от друга. «Мы догадывались, что МП активно общается с ними. Она зондировала почву , чтобы уже осмысленно начать вести свою политику».

А результатом этих переговоров стало «неуместное» по мнению югоосетинского духовенства и общественности телевыступление Митрополита Кирилла, и еще одно его странное заявление,где он предлагает  аннулировать Аланскую Епархию, принять тот факт, что Южная Осетия- каноническая территория Грузии и открыть в Южной Осетии Подворье Московской Патриархии в Грузии(?!). 

Все это было заявлено на встрече с югоосетинской делегацией  в устной форме, но МП обещала прислать это предложение в Аланскую Епархию в письменном виде. После выступлений Митрополита Кирилла в СМИ, которое получило общественный резонанс, что- то видимо изменилось, потому что письменного предложения в Аланской Епархии не получили до сих пор.

При этом нужно учесть тот факт, что если Грузинская Патриархия давно  имеет в России свое Подворье, то Русская православная церковь своего Подворья в Грузии не имеет. Её туда просто никто не допускает: Тбилиси под разными предлогами не дает на это своего согласия!

Если результатом переговоров и встреч с Грузинской Патриархией стало именно это решение, то с точки зрения последней это довольно выгодное предложение. Потеряв Южную Осетию территориально, они попытаются удержать её хотя бы «духовно». Тем более, что РПЦ признает территориально-религиозную целостность Грузии.

Чем объяснить такое внезапно проявившееся внимание к Южной Осетии со стороны РПЦ? Епископ Аланский Георгий считает, что «В действиях МП- простой человеческий прагматизм.

Еще одной причиной Епископ Георгий считает возросший  за все эти годы авторитет Греческой Старостильной церкви в обществе. Кроме того, какие- то отголоски понимания начинают возникать в Северной Осетии именно к «старостильникам» на Юге. Для Патриархий Грузии и России неконтролируемая ими территория является уже большой проблемой. В том, что она была потеряна виноваты сами патриархии- одна чуть ли не благословила убийство населения Южной Осетии, другая- просто закрыла на это глаза.  

В подвал дошла весть о том, что возле сожженной грузинскими военными машины с детьми видели Пресвятую Богородицу

Все дни вторжения грузинской армии на территорию Южной  Осетии и активной бомбежки города, Соборный Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале, был полон людей. Они бежали туда за спасением и не переставая молились Богу о помощи. Несколько снарядов прямым попаданием разрушили внутренние  постройки при храме, однако никто не собирался уходить.

Так как не было связи, Епископ Георгий метался между храмом и домами свои прихожан, куда под обстрелами бежал, чтобы убедиться в том, что все нормально, помочь с раненными.

В одном из цхинвальских подвалов, где прятались жители одной из многоэтажок на улице Таболова, вместе с ним находился и иерей Ияков Хетагуров, у которого только что сгорел дом. Он успел захватить с собой лишь уцелевшую старую икону, Евангелие и свой подрясник с священническим крестом. Узнав, что в подвале Епископ Георгий и иерей Ияков, мужчины и женщины самого разного возраста шли туда, чтобы получить крещение. Очень много в тот день крестилось молодых парней, которые отложив оружие, просили Бога о прощении.

Всем запомнился один из них, который чудом выжил, когда грузинские танки во второй раз вошли в Цхинвал и устроили настоящее побоище. Он добежал до этого подвала и сказал, что так часто сегодня просил Бога о помощи, что тот видимо это услышал и оставил ему жизнь.

И еще в подвал дошла весть о том, что возле сожженной грузинскими военными легковой машины с детьми на улице Героев и на центральной площади Цхинвала видели явление Пресвятой Богородицы. Это  успокоило людей и еще раз убедило их в том, что Бог любит их и не оставит в их горе.

Если перестанет существовать Епархия, перестанет существовать  и Республика Южная Осетия

Для Южной Осетии, которая уже около 20 лет живет самостоятельной жизнью, Аланская Епархия не только символ веры, но и символ независимости, государственности. Не раз можно услышать высказывание о том, что если перестанет существовать Епархия, перестанет существовать  и республика Южная Осетия.

Служители Епархии пока официально молчат относительно высказываний, сделанных представителями РПЦ, хотя мирская власть, в том числе в лице президента Кокойты, уже высказалась по этому поводу. Странным образом молчит пока только Парламент РЮО, который никак не может заручиться подписью Спикера под своим обращением .

«Мы молчим по деликатным соображениям. Во- первых недавно скончался Патриарх Всея Руси Алексий II,во–вторых только избрали нового Патриарха и пока неизвестно как изменится политика РПЦ в этой связи. Если политика останется той же, то ничего хорошего мы не ждем! К моему великому стыду Московская Патриархия до сих пор не осудила  деяния грузинской православной церкви, которая довела собственный народ до крови и национализма. И если все это будет молчаливо поощряться, если это останется безнаказанным в Грузии, то это зло может перекинуться со временем дальше  в Россию, на Северный Кавказ ,где Русская церковь по сути своей многонациональна. Об этом в МП никто видимо не думает.

Нельзя, чтобы в угоду большой общины могла быть уничтожаема и уничижаема малая община. Аланская Епархия вымучена нашим народом, это должны понимать все те, кто пытается принять участие  в судьбе Южной Осетии».

Ирина Келехсаева.

(Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции)