А теперь о главном

Однажды в одной маленькой республике глава решил «подмять» под себя все местные СМИ. То есть искоренить вольнодумие, запретить собственный взгляд на события, да и просто установить тотальный контроль. Всеми правдами и неправдами сделать это, конечно, удалось. Спустя несколько лет информационное поле этой республики выглядит отсталым и просто убогим. Речь идёт о Кабардино-Балкарии.
Если вы раньше не сталкивались с журналистикой (точнее ее отсутствием) в КБР, то сейчас вы удивлены точно так же, как была удивлена я. Год назад знакомый обратился к нам с просьбой поработать над созданием нового независимого интернет-портала в Кабардино-Балкарии. Сперва я никак не могла взять в толк зачем искать редактора в соседней республике. Затем стала изучать имеющиеся там ресурсы и обомлела.
Если кто-то говорит, что подача материала в газете «Северная Осетия» остается на уровне 70-х годов, то «Кабардино-Балкарская правда» осталась где-то в 30-х. Ну а контент ведущего информационного сайта отличается крайне низким качеством. Вы вполне можете открыть новость с заголовком «Юрий Коков провел прием граждан» и увидеть, что новость этим и ограничивается, — под заголовком просто одна строка дублирующая его содержание.
На тот момент мне казалось, что информационное поле Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — это небо и земля. Но в последнее время я всё отчетливее вижу, как небо падает на землю.
На сегодняшний день в Северной Осетии подконтрольными оказались редакции всех, за одним исключением, изданий. Однако страх мой заключен не в том, что «завтра придут за нами». Страх мой основан на опыте соседней республики и последствиях, к которым тотальный контроль СМИ привел. Ведь власть в КБР с тех пор сменилась, а подход к освещению деятельности руководства республики — нет. Сложно даже предположить сколько лет потребуется, чтобы сдвинуть этот вопрос с мёртвой точки, и сколько еще — нивелировать последствия «информационного вакуума».
С первой проблемой мы столкнулись сразу же как только дали согласие работать над новым сайтом в КБР. Журналисты. Способные мыслить, имеющие точку зрения, интересующиеся происходящим, в частности политикой, неравнодушные, не ведающие страха — эти люди перестали существовать в республике как класс. Был случай, когда девушка отказалась публиковаться на сайте только потому, что на этом же сайте появился материал о закрытости власти в КБР. Найти подходящих людей было сложно, но с этой задачей мы справились — ребята у нас сейчас отличные, не боящиеся высказывать свое мнение. Но проблема помасштабнее ожидала нас дальше.
Обществу стали совершенно безразличны все политики и политические события, происходящие в республике. Можно написать что угодно, любое разоблачение, указать на любые грехи власть имущих — людям просто все равно. Годы отсутствия критического взгляда превратили чиновников в полубогов. Мы столкнулись с ситуацией, когда читатели даже стали защищать их от нас.
И это при том, что проблем очень много и практически во всех сферах. В частности, в социальной. Даже жалуясь на поборы в детских садах (до 30 тысяч за ребенка), люди готовы говорить только анонимно. Ибо никто не станет рисковать собой во имя справедливости. Все знают, что никто не встанет рядом. Люди боятся высказываться даже в соцсетях, не ставят «лайки» под такими сообщениями и не делают репосты. Никто не хочет портить отношения с теми, кто «наверху». Ну а для последних такие настроения «низов» лучшее из всего, что может быть. Делай свои дела, и никто тебе мешать не станет.
В Северной Осетии уже сегодня можно наблюдать как кадровый голод, так и апатию вкупе со склонностью обожествлять руководство республики. Не в таких масштабах, конечно. Но, возможно, это дело времени. Есть еще один симптом, указывающий на убийство журналистики в республике — повышенный интерес изданий к спорту. Если полистать ведущие информпорталы Северной Осетии можно заметить: зачастую из 10 сообщений — 5 про спорт. То же самое вы увидите на сайтах КБР.
Руководство нашей республики не устраивает, что 95% информации о его деятельности будет позитивным. Оно хочет все 100. В обычной жизни мы называем это юношеским максимализмом. Применительно к нашей ситуации я назвала бы это «синдромом незрелого политика».
Экс-главный редактор портала «15 Регион» Вадим Тохсыров рассказал, что «тревожные сигналы звучат, и с каждым разом все громче и громче». «С одной стороны — это вопрос смелости, принципиальности и профессионализма коллег. Если брату-журналисту «предложат» молчать и он замолчит, значит, такая ему цена, а вместе с тем и всему нашему обществу. Но есть совсем другая сторона: это адекватное понимание и восприятие критики. В моем понимании критики может бояться только нерадивый чиновник, которому есть чего стыдиться. Профессионал всегда будет работать добротно и на совесть. Если же так получится, что свободе слова в обозримом будущем в республике станет неуютно и некомфортно, то, наверное, это и будет своего рода оценка деятельности республиканских властей. Правды не надо бояться, какой бы горькой она не была», — сказал он.
В то же время, один из основателей портала «Градус.Про» Алан Диамбеков не склонен драматизировать сложившуюся ситуацию. Он уверен, что свобода слова обеспечивается не независимостью СМИ, а их разнозависимостью. «Печатные издания «Свободный взглад», «Пульс Осетии» и интернет-порталы «Градус Осетии», «Абон» имеют совершенно разные «центры принятия решений» и, пусть в разной степени, но мало зависят от действующих властей республики. Другое дело, что на данном отрезке времени часть негосударственных СМИ будет стараться ограничивать себя в критике власти, ориентируясь на ее дальнейшие шаги, но это явление временное, а в условиях Осетии даже кратковременное», заявил господин Диамбеков. При этом он не исключил, что «власть продолжит попытки каким-то образом, прямо или косвенно, влиять на редакционную политику изданий», хотя выразил недоумение, как это можно делать законными способами, учитывая «поголовную интернетизацию и наличие социальных сетей». «Я не вижу иного принципа взаимодействия власти и негосударственных СМИ, кроме как выраженного словами — «терпеть и выстраивать отношения». В конце концов, умение спокойно воспринимать критику, иногда даже необоснованную, это одно из необходимых качеств для человека, решившего стать чиновником и политиком», — заключил он.
От себя могу добавить, я очень надеюсь, что в Северной Осетии общество не станет молчаливым и безропотным. Ибо если уступить позиции сейчас, обратно вернуть их, возможно, не удастся уже никогда.
Элина Сугарова
http://abon-news.ru/posts/society/a-teper-o-glavnom