«Свобода слова» и осетинские СМИ

На днях в прессе появилась информация о неформальном запрете со стороны дагестанского Минпечати на выражение журналистами неугодного для власти республики мнения в социальных сетях. Такие тенденции наблюдаются и в других субъектах СКФО.
Дагестанских коллег, представляющих государственные СМИ, обязали предоставить данные об аккаунтах в социальных сетях. Реакция последовала незамедлительно. Глава СПЧ, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов осудил подобные действия, указав на то, что они ограничивают свободу средств массовой информации, тем самым нарушая действующее законодательство. Социальные сети стали неким убежищем для журналистов, где они под вымышленными никами могли поделиться с народом реальным положением дел, покритиковать действия власти. За что некоторые из них поплатились своими местами — их вынудили написать заявления об уходе.
После прочтения новости сам собой возник немой вопрос: чего же ждать нам, осетинским журналистам и блоггерам? Со стороны нынешнего руководителя Северной Осетии уже были попытки «приструнить» журналистов. Хотя последние чаще всего с не меньшим рвением делятся и хорошими новостями, освещают достижения и важные для Северной Осетии мероприятия. Так почему же нельзя так же открыто писать о промахах, ошибках и проблемах? Если закрывать на них глаза, они ведь не исчезнут?
Из песни слов не выкинешь, и чаще всего «акулы» пера опираются на диктафонные записи, а значит, на озвученные чиновниками данные. Не у всех же есть выработанный годами «внутренний стопкран», как у представителей прессы республиканской и городской власти, чтобы сразу придавать полученной информации приемлемый вид. А если и проскользнет у них какая-то авторская вольность, есть редакторы, которые заботливо все отредактируют.
Но все не так просто. При желании и на бесспорные доказательства правдивости материала можно найти аргументы. Например, что журналист не так понял сказанные слова. Простите, чтение между строк не входит в наши обязанности, хотя и этим мастерством представители СМИ неплохо владеют. Но, тем не менее, официальные речи должны быть доступными для понимания, четкими, лаконичными. А если чиновники не владеют ораторским искусством, то это большой пробел, требующий незамедлительного восполнения.
Если все-таки кто-то из представителей осетинских СМИ посмеет осквернить полученную информацию, то он рискует попасть в черный список неугодных. То есть на ключевые официальные мероприятия, особенно в белый дом, приглашать и пускать не будут. Нет скандального СМИ — нет проблем. Так-то!
Тогда, может, термин «свобода слова» вовсе не применим к СМИ нашей республики? К счастью, в Северной Осетии не практикуется подобного абсурда, слежки за личными аккаунтами «подвластных» журналистов не ведется и вроде как не намечается. Хотя кто знает. А авторам с острым пером информация зачастую просто недоступна. Вдобавок в РСО-Алания появилась другая порочная практика.

В последнее время обсуждение особо важных вопросов, в том числе с большими начальниками из столицы нашей страны, ведется за закрытыми дверями. Что можно знать народу, озвучивается открыто, на камеру, а то, что и самих-то властителей ввергает в ужас, лучше никому не слышать. Как говорится: меньше знают, крепче спят. Выходит, по сути, не всегда в нашей республике имеется само «слово», поэтому его свободе ничего не угрожает! Даже и не знаешь: радоваться по этому поводу или грустить…

 

Эльвира Грушева
15 IronPost