Есть уникальная возможность быть полезным обществу посредством архитектуры, — Карина Дзигоева

Выпускница цхинвальского Лицея искусств имени Аксо Колиева Карина Дзигоева обучалась професии на архитектурном факультете СК ГМИ. После окончания вуза Дзигоева вернулась на родину и занялась любимым делом. Сегодня молодой архитектор задействована в Министерстве культуры Южной Осетии. Среди ее проектов и дом-музей Васо Абаева. В интервью ИА «Рес» Карина Дзигоева рассказала в целом об облике Цхинвала и о проектах, над которыми сегодня трудится.

— Карина, ты занималась вокалом, танцами, но выбрала профессию архитектора. Как так получилось? Повлиял ли кто-то на твое решение?

— На очередном концерте, после выступления, за кулисами ко мне подошел молодой человек, он стал интересоваться, чем занимаюсь и где учусь. В ходе диалога выяснилось, что он по профессии архитектор. На тот момент я мечтала связать жизнь с режиссурой. Молодой человек рассказал, что и сам хотел поступить на режиссёрский, но в итоге выбрал архитектурный факультет в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте во Владикавказе. Когда он узнал, что я еще и рисую, посоветовал мне поступить на тот же факультет, отметив, что это мне поможет и в творческом плане. Тогда я была в девятом классе и, примерно, через год я вернулась к этой мысли – вспомнила слова молодого человека, решив, что это был знак свыше, стала изучать суть профессии. Эта сфера для меня оказалась близка по духу, та как есть уникальная возможность быть полезным обществу посредством архитектуры.

— Какими основными проектами ты занимаешься сегодня?

— В процессе творения проект Дома-музея Васо Абаева. Эскиз выполнен в классическом стиле. Есть определенные претензии у людей, которые видели его, им хочется видеть что-то национальное. Я понимаю, что в доме такого гениального ученного, как Васо Абаев должно быть что-то особенное, но я понимаю и другое — разрабатывая проект, нужно учитывать свои возможности. Хочется и художественные стороны учесть и соотнести их и с экономической частью, и с возможностями строителей, которые будут работать по проекту. Когда начинаешь все эти факторы взвешивать, то понимаешь, что ты в чем-то должен ограничить себя. Касательно этого объекта, возможности для импровизации не было.
Что касается других задумок, то их много, не мало и концептуальных проектов, но все это в процессе подготовки. О них я пока не буду рассказывать…

— Что ты думаешь об облике Цхинвала в целом?

— Конечно, облик нашего города изменился после войны августа 2008 года и по сей день продолжает меняться. Я со своей стороны могу сказать, что перемены происходят реже в лучшую сторону. Я не думаю, что большинство новых зданий, которые появляются в столице, привносят что-то гармоничное в общую композицию. Строится чаще для того, чтобы что-то построить и не учитывается то, как то или иное здание будет смотреться в «организме» города, и ориентиров как таковых нет. Этот хаос в стройке переносится в жизнь людей, ведь окружающая среда действует на психологию и настроение горожан.

— Наблюдается ли в местной архитектуре какая — то новая волна или мы в процессе переработки готовых, давно известных идей?

— Есть определенные нормы и правила в строительстве, и мы никуда от них не денемся. У нас в городе в основном опираются в основном на старые художественные стили, есть здания, которые с намеком на новое, но не в лучшем исполнении. Вводить новшества — очень большой риск, создавать что-то новое очень сложно – надо гармонично организовать все, чтобы новое здание вписать в городскую среду, где все опирается на старые стили.

— Если человек видит красивые предметы, изображения, архитектуру, то гармония проникает в душу, оказывает лечебное действие на покой человека. Ты чувствуешь какую-то свою задачу в этом процессе?

— Любой художник, композитор, музыкант создает свои произведения не для единоразового восторга. Произведения искусства оказывают большое влияние на психологию, на жизненные процессы, на настроение и мысли народа. Человека может произведение искусства вдохновить, воодушевить, побудить на определенные действия. Даже от архитектуры дизайна зависит многое – ведь если среда благоприятная, то и бодрость духа будет присутствовать.

— Какое соотношение сегодня в твоей жизни “рутины” и творчества?

— Я бы не разделила эти понятия. Рбота для меня не что — то отдельное от повседневной жизни. В процессе рисования, скажем, я увлечена также сильно как во время работы. Даже во время отдыха в голове постоянно крутятся идеи, проекты, да и отдыхом для меня может стать само создание проектов.

— В Цхинвале проходила выставка твоих работ, экспозиция под названием «С любовью к Цхинвалу». Ожидать ли нам новых выставок в ближайшем будущем?

— Безусловно, будут новые выставки. У меня сейчас немного другое направление, я нашла для себя нечто новое в графике. Но выставки будут приобретать новый вид, появится то, чего раньше не было. Даст Бог, и в скором времени состоится новая выставка.

Элина Габараева,
Иа «Рес»