Ацамаз Макоев: «С надеждой смотрим в будущее»

Закончился очередной 72-ой концертный сезон Северо-Осетинской Государственной филармонии — одного из старейших учреждений культуры не только нашей республики, но и всего Северного Кавказа. Наконец-то, осенью прошлого года, после 10 лет ожидания реконструкции и капитального ремонта, к большой радости коллектива и общественности нашей республики долгожданный ремонт уникального здания государственной филармонии начался. Обо всем этом в своем интервью рассказывает художественный руководитель и директор государственной филармонии, заслуженный деятель искусств России Ацамаз Макоев.
— Ацамаз Владимирович, завершен очередной концертный сезон государственной филармонии. Как известно, он был непростой, и в то же время очень позитивный. Каким он был на Ваш взгляд?
— После большого застойного периода в жизни нашей филармонии, нашей истории, также как и в истории нашей республики, появился Тамерлан Кимович Агузаров, и благодаря ему полным ходом идет реставрация и капитальный ремонт государственной филармонии. И мы все надеемся, что ремонт благополучно закончится к осени и, как мы планировали с Тамерланом Кимовичем Агузаровым, открытие государственной филармонии состоится 23 сентября.
— Что касается подразделений государственной филармонии, то, несмотря на все сложности, работали они все плодотворно, а два коллектива — мужской хор национальной песни и оркестр народных инструментов — участвовали в престижных конкурсах и стали лауреатами.
— Филармония, оставаясь без своей концертной площадки, никогда не сбавляла обороты. А коллективы эти, можно сказать, «титульные». Мужской хор национальной песни под управлением Ольги Георгиевны Джанаевой очень мобильный. Диапазон выступлений хора очень широк — начиная с паралимпийских игр в Сочи, до любого значимого мероприятия республики и Северного Кавказа, а также выступлений за рубежом. Хор этот всегда вызывает восхищение и восторг. Это не только концертный коллектив, но это единственный государственный хоровой коллектив, который охраняет, сберегает и передает следующим поколениям сокровищницу осетинского музыкального фольклора. Точно так же оркестр народных инструментов под управлением Олега Ходова, который стал лауреатом международного конкурса. Этот коллектив един по духу, стилю с оркестром народных инструментов Булата Газданова, хотя играют они на разных инструментах, но в будущем, я думаю, произойдет слияние этих двух коллективов. Другой наш коллектив — музыкальный лекторий, который состоит из двух подразделений — они разного направления. Один литературно-музыкальный, а второй — музыкально-литературный. Там поют солисты филармонии и театра оперы и балета. Коллективы выступают на различных площадках, начиная с детского сада и до любого большого концертного зала, приобщают детей, публику к знакомству с народными и классическими образцами. Это настоящие труженики. И главный наш коллектив — это симфонический оркестр, который был организован в 1944 году и благодаря ему, образовалась государственная филармония. К сожалению, симфонический оркестр сейчас переживает не самые лучшие времена. Коллектив, который считался много лет лучшим на Северном Кавказе, который стал стартовой площадкой для таких дирижеров мирового значения, как Валерий Гергиев и Туган Сохиев, а также Тимура Зангиева, Хетага Тедеева и Даны Муриевой, уже много лет не укомплектовывается новыми кадрами и он, если можно так сказать, «стареет». А причина очень банальна и актуальна — низкая заработная плата музыкантов. Молодые музыканты, которые заканчивают консерватории и, естественно, едут в такие коллективы, где заработная плата начинается не от 8 тысяч, как у нас, а в 10 раз больше, от 100 и до 150 тысяч. И это самый больной вопрос для нашего симфонического оркестра. И еще одна большая проблема, которую 20 лет назад озвучил наш соотечественник маэстро Валерий Гергиев, который сказал, что если каждый год 80-100 тысяч детей не будут обучаться в музыкальных школах, то через несколько лет в симфонических оркестрах некому будет играть. Вот мы к этому и пришли. Такая ситуация почти во всех регионах, результат — неукомплектованные симфонические оркестры! Вот эти две большие проблемы! И самая главная — мизерная заработная плата, А то, что профессия музыканта стала «не престижной» это еще и то, что многие не могут оплачивать обучение в высших учебных заведениях, так как на одну стипендию не проживешь, когда нужно еще и снимать квартиру и т.д. И, конечно же, удручает то, что у моих коллег позорно низкая заработная плата! А ведь образование — русская школа — во всем мире считается лучшей, не считая, конечно, Германию. Я впервые в этом году стал преподавать в колледже искусств им.Гергиева, и столкнулся с этим. Я и раньше преклонялся перед этими преподавателями, а узнав, какие «копейки» они получают, я просто удивлен их подвижническим и самоотверженным трудом. Чтобы не быть голословным, могу привести пример — за час обучения на каком-либо инструменте педагог получает 56 рублей. Дальше можно не комментировать. Это видно было и на конкурсах им. Заремы Андреевны Лолаевой и «Надежда». А в этом году, впервые за много лет, состоялся отчетный концерт колледжа искусств им.Гергиева с симфоническим оркестром, с которым ежегодно выступают городские и сельские музыкальные школы. Я думаю, надо еще и еще раз низко поклониться этим преподавателям, которые трудятся, несмотря ни на что, в этих позорных финансовых условиях.
— Не зря говорят, что пока есть такие избранные, которые отдают во благо нашей культуры и искусства все свое мастерство и талант, пока есть симфонические оркестры и звучат классическая и народная музыка — мир вечен! Когда несколько лет назад был создан мужской хор национальный песни, это, конечно же, было продиктовано временем. И если бы не этот коллектив — ушел бы в небытие целый пласт хорового искусства. А ведь это закладывали такие корифеи хорового искусства, как Алибек Магомедович Бериев, Аркадий Тарасович Ачеев. А благодаря такому тонкому музыканту, как Ольга Георгиевна Джанаева, это сохранилось, и мы сегодня имеем возможность слушать и наслаждаться этим искусством.
— Это все надо, конечно же, беречь и всячески помогать этому коллективу. И все это наводит на мысль, что в общеобразовательных школах нужно больше внимания уделять хоровым коллективам, чтобы дети больше пели и знакомились с этими образцами хорового искусства.
Хочется еще сказать о том, что все мы — музыканты — проходим одну и ту же образовательную школу: это музыкальная школа, училище, консерватория, ну и аспирантура. Я, например, с Валерием Гергиевым учился у одних и тех же преподавателей, только в консерватории в Питере были разные педагоги — он, как известно, учился у Мусина, а я у Натана Перельмана. Но дело в том, что у каждого какое-то свое предназначение — один остается в России, или для того, чтобы прославить свою республику, возвращается на малую Родину. Я очень часто обращаюсь к министрам культуры и к правительству, чтобы как-то поощряли музыкантов, деятелей культуры званиями, чтобы был стимул у этих людей, которые получают 8-9 тысяч. Мужчина, которому 60-70 лет, не может прокормить семью на эту мизерную зарплату, так хоть этим можно его поощрить! Но за 20 лет своей работы в филармонии, мне не удается пробить эту «стену», это как взятие Бастилии. Это же нужно понимать! И чтобы не получилось, как, например, с нашими талантливыми композиторами Феликсом Алборовым и Резваном Цорионти, когда встал вопрос о том, чтобы похоронить их на Аллее Славы, оказалось, что у них нет званий, а по реестру, этого делать нельзя.
Это просто парадокс! Руководят этим отделом люди, которых я никогда не видел ни на одном концерте или спектакле, значит, они должны доверять тем людям, которые в этом понимают и разбираются! Я думал, что с приходом Тамерлана Кимовича Агузарова этот «битлам» закончится. Он лично всегда советовался по тому или иному вопросу со мной. Я понимаю, что сейчас все мы ждем сентября, но не должны забывать о том, что было обещано у могилы Тамерлана Кимовича Агузарова, а именно — реконструкция и капитальный ремонт государственной филармонии будет закончен к 23 сентября. А еще обидно, что годами сложившиеся традиции ломаются. Из-за того, что не находятся средства, чтобы симфонический оркестр играл в парке на летней площадке и все слушали симфоническую музыку. А сейчас опять упирается все в финансы. За все надо «биться»! За то, чтобы закончить капитальный ремонт, за то, чтобы укомплектовать оркестр и т.д.
— Две организации — государственная филармония и Союз композиторов нашей республики — тесно взаимосвязаны в творчестве и очень символично, что сейчас административный корпус филармонии базируется в здании Союза композиторов.
— После моей работы в осетинском театре Бимболат Заурбекович Ватаев, будучи министром культуры нашей республики, назначил меня художественным руководителем государственной филармонии, и в том же году я был избран председателем Союза композиторов. И вот, двадцатый год я возглавляю эти две организации. Они, конечно же, как единый организм во всех смыслах. Я хочу воспользоваться случаем и поблагодарить национальную библиотеку, которая приютила оркестр народных инструментов под управлением Олега Ходова, Республиканский лицей искусств за то, что приютил мужской хор национальной песни под управлением Ольги Джанаевой и симфонический оркестр, последнее время почти все концерты проходят там, а также в театре оперы и балета и в колледже искусств им.Гергиева. Мы очень благодарны руководителям этих учреждений, которые не на словах, а на деле нам помогают. И благодаря этому, мы пережили все эти неудобства. Я надеюсь, в следующий раз мы встретимся в канун сентября и нам будет, о чем поговорить, тем более что этот год юбилейный для Булата Гаппоевича Газданова. Также исполняется 95 лет со дня рождения Дудара Соломоновича Хаханова и 100 лет со дня рождения нашей великой Вероники Борисовны Дударовой. И все это, я надеюсь, мы достойно отметим в нашей государственной филармонии. Я хочу пожелать всем здоровья, удачи, а нашей республике — процветания!
— Спасибо. С надеждой будем ждать нового концертного сезона филармонии, в новом отремонтированном здании.
Фатима Цомаева
http://free-view.org/2016/07/16/acamaz-makoev-s-nadezhdoy-smotrim-v-bu/