Опыт образования по гендерному принципу: «за» и «против» «вечного» эксперимента

Ведущие места во всех сферах государственной и общественной жизни до начала 20 века доставались мужчине. Женщине же в обществе отводилась роль хранительницы очага. Звание почетное, но не всегда отвечающее амбициозным стремлениям слабого пола. Ведь роль хранительницы очага или по-простому – роль домохозяйки, оказывалась привлекательна не для всех представительниц женского пола.
Получение образования во все времена было возможно, но все же оно в значительной мере было сословным, и его долгое время могли позволить себе в основном дети из состоятельных и родовитых семей. И потому понятно что, когда у женщин появилась возможность поменять свой статус в обществе благодаря образованию – это продиктовало новые правила в этой области.
Могла ли благородная девица проводить много времени в обществе одноклассника мужского пола, вопрос риторический и потому обучающихся юношей и девушек разделили. Образование стало раздельным и, соответственно, школьное образование девочек должно было отличаться по своему содержанию от подготовки мальчиков.
Например, Англия прославилась закрытыми элитными учебными заведениями. Среди них Итонский колледж, история которого неразрывно связана с британским королевским домом. Школа для мальчиков Харроуимеет также впечатляющий список выпускников. Среди них: Уинстон Черчилль, лорд Байрон и Джавахарлал Неру, иорданский король Хусейн и последний король Ирака Фейсал II бен Гази.
Однако раздельное образование прерогатива не только мужского обучения. Очень многие женщины, достигшие чего-либо в жизни, получали именно отдельное образование – например, Маргарет Тэтчер, Джейн Фонда, Мадлен Олбрайт, Хиллари Клинтон.
В свое время были элитные закрытые учебные заведения для представительниц прекрасного пола и в России. Одним из подобных символов стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году императрицей Екатериной II. В дореволюционной России по принципу раздельного обучения работали все учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях.
Совместное обучение возникло уже после Октябрьской революции на волне борьбы за равноправие. Советская власть с первых же лет своего существования продемонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. Начали говорить о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Аргументировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин. В соответствии с этим Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел 31 мая 1918 года в школах страны обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, которое просуществовало без изменения ровно четверть века – до лета 1943 года.
Что послужило причиной реформы, и до этого ли было руководству Советского Союза в годы Великой Отечественной войны не понятно, но одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 году стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии.
Приверженцами такого метода были медики, которые доказывали, что девочки и мальчики не могут учиться вместе потому, что развиваются по-разному. В биологическом и психическом развитии мальчишки отстают от своих сверстниц приблизительно на 2 года, поэтому обычно хуже учатся в начальной школе. Кроме того, у них разные интересы, игры, физические возможности, психология полового развития, что тоже необходимо учитывать во время учебного процесса.
Совет народных комиссаров СССР постановил ввести раздельное обучение мальчиков и девочек с 1 сентября 1943 года во всех неполных средних и средних общеобразовательных школах областных, краевых центров, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов. В этот список попала и Юго-Осетинская Автономная область.
В то время в Цхинвале (Сталинире) было всего четыре школы и они были сконцентрированы в центре города. В здании нынешней школы №3 была грузинская женская школа, чуть позже там же открыли русскую и их объединили. Учащихся в классах было много.
Георгий Константинович Бекоев, один из учеников школы №4 (нынешняя школа №2), где была введена учеба с раздельным образованием. Он вспоминает, что дружеской атмосферы в «однополом» классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. В «мужских» школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Когда же после окончания эксперимента в классе появились девочки, мальчики, по воспоминаниям Г.Бекоева, перестали грубить. Дисциплина существенно улучшилась.
Согласно инструкциям, каждая мужская или женская школа обязана была иметь отдельное учебное здание, все необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. В мужских, учитывалась специфика профессиональной ориентации юношей, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии. Ну и наверно не стоит упускать из вида и фактор войны. Вполне возможно это был заказ государства, которому нужны были воины, защитники Отечества. Ведь в мужских школах много часов отводилось физическому воспитанию, военной подготовке, а девочек учили быть мамами и труженицами.
Однако в 1950-1953 гг. в стране развернулась дискуссия по вопросу о судьбе раздельного обучения школьников. Сторонники раздельного обучения апеллировали к старым доводам, свято веря, что при таком порядке будет меньше «соблазнов» и «разврата».
Сторонники совместного обучения резонно указывали, что при разделении полов со школьной скамьи, мальчики и девочки впоследствии получат серьёзные проблемы в общении вследствие непривычки к противоположному полу. Неизбежно повысится уровень внутренней агрессии, возникнет благоприятная почва для развития однополых отношений. Они говорили, что предварительное разделение по будущим социальным ролям не соответствует уровню развития нынешнего общества и что для работы в таких школах придётся готовить разных учителей. А разницу между полами сильно преувеличили, а совместный подход к обучению в будущем поможет детям более уверенно чувствовать себя в социуме.
Одним словом, подавляющее большинство дискутирующих выступило за полный возврат к совместной модели средней школы. И в итоге Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах и по всем предметам. Исключение составляли лишь уроки труда.
В СССР образование оставалось совместным до конца его существования. Так продолжалось вплоть до 90-х годов прошлого века. Этот период ознаменовался рядом смелых экспериментов в сфере образования. Открывались авторские школы, апробировались инновационные методики, появились первые частные школы и вузы.
В это время стала пользоваться популярностью методика профессора В. Базарного. По его мнению, в условиях совместного обучения мальчики постоянно чувствуют себя недостаточно умными, сильными в сравнении с девочками, что приводит к ряду негативных последствий для их психики. Раздельное обучение позволяет мальчику развиваться более гармонично, без стрессов. По модели Базарного, мальчики и девочки должны заниматься в отдельных классах, но в стенах одной школы, и встречаться на переменах, на внеклассных мероприятиях. Однако гендерный аспект снова не прижился. Правда, в России в последнее время этот вопрос снова несколько актуализировался. Поэтому, возможно, предвосхищая события, мы решили взглянуть на проблему глазами наших педагогов.
Алена Сиукаева педагог-психолог, зав.кафедрой психологии ЮОГУ им. А. Тибилова:
– По-моему, гендерное разделение сегодня уже неактуально, потому что уже не существует чисто женских или мужских профессий: мужчины могут быть талантливыми поварами и дизайнерами, а женщины военными и архитекторами.
Исследования показывают, что базисных различий в познавательном развитии девочек и мальчиков не существует. Есть индивидуальные особенности, которые перекрывают половые. Есть мальчики, склонные к занятиям гуманитарными предметами, и есть девочки, которые увлекаются точными науками. Поэтому способности людей и предрасположенность к тем или иным видам деятельности зависят не от биологических особенностей, а от совершенно других факторов, в том числе от среды, в которой рос ребенок, от того, кто им занимался, чем его сумели заинтересовать.
Женские и мужские школы могут создаваться в порядке исключения с определенной целью, как например, суворовские, кадетские корпуса, но в условиях массовой школы это нецелесообразно.
Можно было бы сказать, что раздельное обучение не имеет перспектив, но, как показывает практика, интерес к нему время от времени возобновляется, но к счастью ненадолго, потому что никаких убедительных научных оснований ни физиологических, ни психологических, ни социальных, для этого не существует.
Лолита Бедоева заслуженный педагог Южной Осетии:
– В прошлом году у меня был класс, который состоял исключительно из мальчиков. Мне было трудно работать в этом классе, потому что все их помыслы были направлены на спорт. Учились плохо. Способные мальчики не хотели думать о получении хороших отметок. Я относилась к этому отрицательно. Нет никаких реальных научных исследований, которые бы показали, что раздельное обучение приводит к улучшению результатов школьников. Да, мы знаем пример, допустим, Итона в Англии, но в подобные учреждения отбирают через сложные конкурсы детей наиболее одаренных и из обеспеченных семей. А в случае неуспеваемости их просто отчисляют. Соответственно уровень образования в таких школах будет высоким.
Конечно же, я по-разному преподаю в классах, где большая часть мальчиков и в классах, где преобладают девочки. Однако тут же хочу обратить внимание, что человек индивидуален, и учитель в современной школе должен работать на развитие индивидуума, а разделение по гендерному признаку заведет нас слишком далеко.
И еще. Я бы никогда не лишила моих детей, допустим, мою дочь той дружбы с мальчиками-одноклассниками, которая у нее есть. У нас в Цхинвале сложились такие межполовые взаимоотношения, которые формируются в школе, что их трудно наблюдать в других городах и странах. И не хочется лишать своих детей этого чувства братства, которое рождается в школе. Ведь ребенок идет по жизни с чувством защищенности, потому что кроме родителей и брата у нее есть еще и надежные друзья-одноклассники. Не уверена, что будет целесообразно лишать этого чувства наших детей.
Мы живем в такое время и в таком месте, что женщины должны быть у нас сильными. И если мы вырастим поколение изнеженных «кисейных барышень» это будет не очень хорошо для нашего государства.
Ко всему вышеизложенному хочется добавить, что всегда найдется человек, который скажет, что если есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть классам с девочками или мальчиками. При этом существование в прошлом и настоящем раздельного образования говорит о том, что общество все еще не закончило эксперименты с образованием своих членов… А пора бы поставить точку.

Дина Плиева,
газета «Республика»