Страсти по «Мегафону»

На прошедшем недавно у Президента Л.Тибилова расширенном совещании с участием руководителей министерств и ведомств был поднят вопрос состояния сотовой связи в Республике. Было отмечено, что со стороны населения звучат постоянные нарекания на высокую стоимость и недостаточно качественный уровень предоставляемых оператором мобильной связи «Остелеком» услуг. Не успело в коридорах Белого дома смолкнуть эхо критики в адрес компании, как уже Парламент решил поговорить более конкретно на застарелую тему и вызвал на ковер руководителя «МегаФон» Южная Осетия (ООО «Остелеком») Олега Шевчука. Одним словом, вторая половина января отметилась страстями по «Мегафону». Хотя этот вопрос в обществе «гудит» давно.
Прежде всего, отметим, что «Остелеком» является дочерней компанией «МегаФон» – первого серьезного инвестора в Республике. Понятно, что это были политические инвестиции, которые изначально не предполагали получение существенных дивидендов. Однако факт остается фактом. Еще аналогия – открытие магазина мобильной связи «Евросеть» Е.Чичваркина в Цхинвале. Сам Е.Чичваркин и не скрывал, что это было сделано исключительно в качестве демонстрации поддержки Республики.
Компания «МегаФон» Южная Осетия – один из наиболее крупных налогоплательщиков. Совокупная сумма налоговых платежей в госбюджет, по словам руководства компании, составляет порядка 40 миллионов рублей в год. Общая численность абонентов компании – 65 тысяч, активными из которых являются около 55 тысяч абонентов. В настоящее время сеть на территории Южной Осетии насчитывает 64 станции 2-го поколения, 44 – третьего и 21 станция 4-го поколения. Фактически вся территория Республики покрыта мобильной связью. И это большое достижение.
Сегодня «Остелеком» (читай «Мегафон») является монополистом мобильной связи в Южной Осетии. И эта монополия естественна, так как другие операторы мобильной связи не рвутся в Республику. Разговоры о конкуренте операторе связи «SkyLink» больше напоминают сказку про белого бычка, бесконечную и безрезультативную. Да и вряд ли она решит проблему. Ожидание инициаторов этого проекта софинансирования государства делают перспективы утверждения этого оператора связи в РЮО туманными. Кроме того, технические возможности самого «SkyLink» не впечатляют. Даже в Южной Осетии предел в 3G уже никого не прельщает. К тому же среди лидеров мобильной связи, даже в соседней РСО-Алания, «SkyLink» не значится.
История «Мегафон» в Республике Южная Осетия начинается в 2004 году. До этого времени население Республики пользовалось услугами грузинских операторов связи. Однако после грузинского вторжения в августе 2004 года стало понятно, что необходимо скорейшее избавление от грузинской телефонной «зависимости». Тогда-то «Мегафон» и начал первые шаги по налаживанию в РЮО независимой от Грузии мобильной связи. Замена грузинских операторов сотовой связи на российского для пользователей прошла безболезненно, более того, обрадовала, так как давала возможность более дешевого общения с жителями Северного Кавказа, в частности, Северной Осетии, где проживают друзья и родственники южных осетин. Много радости было и у российских миротворцев, которые стали активными пользователями услуг нового оператора, ведь российский телефонный код был «928» и полностью соответствовал функционирующему на территории Северного Кавказа.
На недавней встрече руководства «МегаФон» Южная Осетия со студентами, было рассказано об истории становления компании в РЮО: «В2004году, когда запускали мобильную связь, возник вопрос о юридической основе, так как Республика была в неопределенном юридическом статусе. Миротворцы, которые находились в это время в Южной Осетии и обеспечивали порядок на территории Республики, нуждались в устойчивой связи с РФ. Для них в Южной Осетии были установлены свои базовые станции. Республика воспользовалась данной ситуацией и обеспечила себя российской связью. В то время поставщиком услуг на территории Южной Осетии была компания Мобиком-Кавказ, которая впоследствии была преобразована в Кавказский филиал «МегаФона». В 2008 году завершилась миссия миротворцев в Южной Осетии, и снова встал вопрос, как юридически правильно, не нарушая закона, оказывать услуги мобильной связи на территории Южной Осетии, так как «МегаФон» дальше не мог работать в РЮО без какого-либо юридического оформления. «МегаФон» пошел нам навстречу и выделил для нас код +7929, с помощью которого мы сегодня можем общаться».
Здесь бы хотелось сделать несколько замечаний. Действительно, если российские миротворцы нуждались в устойчивой связи, то почему военнослужащие российской военной базы, которых численностью в разы больше чем миротворцев, не имеют право иметь устойчивую и дешевую связь. Нестыковочка. И если в 2004 году «МегаФон» был вынужден, опасаясь протестов Грузии, «маскироваться» под «Остелеком» и вводить дубль-префикс, то теперь-то необходимость прикрытия отпала. Ведь после признания РФ независимости РЮО собственно сам «МегаФон» может действовать на территории Республики также, какдругие российские операторы в Армении или в той же Грузии. Не говоря уже о подписанном «широкомасштабном» межгосударственном договоре о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО. Или связь не является обязательным элементом в союзничестве и интеграции?
Долгое время качество связи оставляло желать лучшего. Помнится, чтобы поймать сигнал порой даже в Цхинвале приходилось после нажатия на кнопку вызова подбрасывать мобильный телефон в воздух. Считалось, что на высоте более двух метров можно легче произвести соединение с абонентом. Согласен, смешно. Но я сам проделывал это не раз, и как ни странно – действовало. Впрочем, тогда это было простительно: базовых станций было немного, емкость их пользовательской базы ограниченной, да и все было только в начале развития. Однако те времена прошли, а ожидания остались.
Безусловно, российская сотовая связь нам необходима. Тут двух мнений быть не может. Правильность и своевременность отказа от грузинских операторов доказал и август 2008 года. Ведь существование сети «МегаФон» позволило избежать отключение связи грузинской стороной во время вторжения войск Саакашвили в Республику. И это сыграло свою значительную роль.
В 2010 году появилась первая напряженность в отношениях между потребителями и компанией «МегаФон» Южная Осетия. Было объявлено о переходе на новый код пользования – «929». Это сильно ударило по и без того непростому финансовому положению юго-осетинского потребителя. В Республике появился свой роуминг, цена за звонки в ту же Северную Осетию выросла.
Руководство самой компании переход с префикса «928» на префикс «929» преподносили как достижение. Здесь утверждали, что «прежде мы были в одной домашней сети с Северной Осетией, сейчас нет. У нас появилась отдельная домашняя сеть внутри сети Мегафон. А Остелеком предоставляет услуги этой компании. То есть звонки внутри этой сети будут дешевле, чем звонки на другие территориальные зоны». Или другой посыл: «Звонить друг другу внутри сети станет намного дешевле. В основном ведь звонки здесь местные. Если говорить о преимуществах, то мы на второй день сможем восстановить утерянные номера, звонки на городской телефон можно будет делать без междугороднего кода, улучшится качество интернета, появятся «корпоративные «тарифы» – это удобно для больших предприятий. У нас появится возможность рассылки смс-информации, касающейся жизни только Южной Осетии, например поздравления с национальными праздниками. Можно будет набрать короткие номера экстренных служб Республики»…
Предлагаем нашим читателям, большинство которых пользователи сети ООО «Остелеком», самим оценить то, что произошло в реальности, а что оказалось обманкой. Как дополнение к причинам перехода на префикс «929», скажем о скандальных заявлениях бывшего главы Комитета связи РЮО Д.Ивако, которые до сих пор никак не были прокомментированы. «При вводе в эксплуатацию в 2010 году собственного коммутатора стало возможным установить в РЮО произвольные цены на услуги. На самом деле же и «928», и «929» как были, так и остались в сегменте Мегафона, и совершенно не важно, что там за цифры 929, 928, 999, 900 или любые другие», – так описывает причины и следствия действий «Остелеком» сам Дмитрий Ивако, который не являлся сторонним участником в этих преобразованиях.
Сегодня в перечне претензий к кампании «МегаФон» Южная Осетия разные аспекты ее деятельности: качество самой связи, ценообразование и обоснованность тарифов, стоимость интернета и услуг связи, в том числе в роуминге, цена 4G-модемов,списывание уже оплаченного трафика, некачественная учетная дисциплина ввиду отсутствия чеков и контрольно-кассовых аппаратов, невозможность соединения с рядом других российских операторов, например, с МТС и Билайн и др. Особенно дотошно руководство «Остелеком» спрашивали в Парламенте РЮО. Здесь интересовались, почему пакет интернета в 30 гигабайт в Южной Осетии стоит 2100 рублей, а во Владикавказе 28 гигабайт обходится всего в 490 рублей. Безлимитный тариф для вип-клиентов в РЮО стоит 8 300 рублей, в РФ – 790 рублей. Стоимость 4G модема во Владикавказе и Краснодаре 799 рублей, в РЮО – 1 990 рублей. Отдельно парламентарии остановились на роуминге, который также стал намного дороже. Роуминг для абонента сети Мегафон, который приезжает в Южную Осетию из России стоит 49 рублей, для сравнения звонок в Грузию обходится дешевле – 33 рубля. Столько же стоит роуминг в Абхазии. Был задан вопрос, в чем была необходимость перехода к префиксу «929». Гендиректор компании О.Савчук объяснил это необходимостью создания юго-осетинского, независимого оператора связи. Он заявил, что без создания собственного оператора в Южной Осетии не развивались бы сети новых поколений, не было бы новых станций, но стоимость услуг связи была бы дешевле. «Вернуть «928» не ко мне вопрос… Кроме того, возврат к «восьмерке» сразу же обрушит доходы компании, – признался О.Савчук. – Естественно, компания не будет работать себе в убыток, потребуются кардинальные изменения структуры расходов. Сразу встает вопрос, за чей счет будет меняться структура расходов. Давайте тогда уберем составляющую НДС, которые идут в бюджет РЮО и все тарифы упадут сразу на 10 процентов, но бюджет не будет получать налогов».
Кстати о государстве. Правительство РЮО является одним из акционеров компании. Изначально соотношение долей у «МегаФона» и Правительства Республики было 51 на 49 процентов акций, затем доля компании «МегаФон» увеличилась до 75 процентов, причем сделано было это для того, чтобы данный оператор сотовой связи был этим же инвестором и больше денег вкладывал в развитие связи. Именно этим объяснялось такое изменение соотношения долевого участия. Теперь государство владеет всего 25% акций, но дивиденды с этих процентов равны «0». В компании полагают, что до того, как будут покрыты все издержки по развитию связи в стране, о дивидендах не стоит даже заикаться.
Впрочем, претензии к руководству «МегаФон» Южная Осетия предъявляются не первый год. Поэтому, объяснения всегда наготове: высокая стоимость связи оправдана большими расходами на обустройство базовых станций, строительства офисов в районах Республики, перегрузкой сетей и т.д… Даже высокие тарифы, как считает руководство компании, это вина не только «МегаФон» Южная Осетия, ведь тарифы на мобильную связь и интернет проходят через согласование с Правительством.
Казалось бы, мы должны денно и нощно молиться на «МегаФон», так как это единственная возможность иметь в стране мобильную связь и интернет. Но в обществе так не считают. И в «Мегафоне» об этом знают.
На встрече депутатов с руководством компании, глава Парламента А.Бибилов заявил в категоричной форме: «Учитывая массовое недовольство граждан Республики, Парламент требует снизить тарифы на услуги связи и интернет-трафика. Душить пользователей неправильно и недопустимо». Требование своевременное и справедливое. Однако не уверены, что это требование будет обязательным для частной компании, с таким же успехом мы можем требовать от продавцов на базаре и владельцев магазинов снизить цены на продукты питания.
Свои конкретные и жесткие поручения разобраться с ситуацией от Президента страны Л.Тибилова получил и глава Комитета по связи и массовым коммуникациям Х.Гиголаев.
Сегодня компания «МегаФон» Южная Осетия проводит много благотворительных акций: спонсирует спортсменов, помогает старикам в доме престарелых и малоимущим, организовывает познавательные конкурсы и акции по сбору средств больным детям. Но надо понимать, что в Южной Осетии главное мерило оценки деятельности «Мегафон» это не благотворительность, а качественная и недорогая мобильная связь и интернет.

Л.Джиоев,
газета «Республика»