Строительство новой психиатрической больницы не предусмотрено в инвестпрограмме 2015—2017 годов

В Южной Осетии десятки человек страдают серьезными психическими заболеваниями. У них нет возможности проходить стационарное лечение — психиатрическая больница сгорела во время войны в августе 2008 года. Во время обострений больных вывозят в медучреждения Северной Осетии сотрудники цхинвальского ГУВД.
ЦХИНВАЛ, 4 фев — Sputnik, Андрей Тадтаев.
В Южной Осетии восьмой год нет психиатрической больницы, она сгорела во время нападения грузинской армии на Цхинвал в августе 2008 года. Находившиеся тогда в здании стационарные больные выжили чудом и благодаря героическим усилиям дежуривших в ночь вторжения медсестер.
Но с тех пор десятки больных — социально-опасных и нуждающихся, хотя бы периодически, в стационарном лечении — практически предоставлены сами себе. То есть они состоят на учете в местном психоневрологическом диспансере, им бесплатно выдают лекарства, но у медиков нет возможности наблюдать за их состоянием, вовремя реагировать на обострение болезни, когда они становятся опасными и для себя и для окружающих.
«Строительство новой психиатрической больницы не предусмотрено в инвестпрограмме 2015—2017 годов. Но проблема остается актуальной, поэтому президент республики Леонид Тибилов недавно поручил изыскать средства на строительство новой больницы. У меня нет причин сомневаться, что это указание будет выполнено и проблема найдет свое решение», — сказал Sputnik замминистра здравоохранения Ахсар Зассеев, не уточнив, в какие сроки и где эти средства будут изыскивать.
По его словам, сейчас на учете состоят около 40 больных, которым нужно уделять повышенное внимание. По мере необходимости, во время обострений их отправляют в стационары Северной Осетии, где они проходят курс лечения и возвращаются обратно. Замминистра уточнил, что во Владикавказ больных отвозят медики психоневрологического диспансера в сопровождении сотрудников МВД.
С этим не совсем согласны в городском управлении внутренних дел Цхинвала, где корреспонденту Sputnik заявили, что Минздрав фактически самоустранился от решения этой проблемы, и сотрудникам управления приходится раз за разом браться за чужую работу.
«Транспортировать таких больных должны медики на своем транспорте и лишь в исключительных случаях можно привлекать сотрудников МВД — когда больной представляет угрозу для сопровождающих. На деле же получается, что больных отвозим мы на нашем транспорте. Нам даже бензина не заливают, а ведь дорога не близкая и мы тратим свое горючее, отвлекаем сотрудников от их непосредственной работы», — рассказал руководящий сотрудник ГУВД, попросивший не называть его имени.
Офицер также отметил, что принудительная госпитализация, да еще при необходимости перевозки больного в другую страну, производится по решению суда и с разрешения лечащего врача. Но процедура эта не соблюдается все по той же причине — Минздрав «не желает себя утруждать».
«Обычно министр здравоохранения пишет письмо к главе МВД, который просто не может отказать в такого рода просьбе и оставить без помощи человека и его родных. А исполнение всегда возлагается на наше управление», — сказал сотрудник ГУВД.
По его словам, управление сталкивается с этой проблемой не только при необходимости госпитализировать психически больных во владикавказские больницы. Из-за того, что больные лишены стационарного ухода и фактически все время находятся дома, в случае обострения их родные и соседи вызывают милицию, и выезжать на такие вызовы сотрудникам ГУВД приходится не только по городу, но и в районы.
«Непонятно, что делать в таких случаях — ведь они не преступники, они просто больны. В таких случаях требуется помощь специалиста, нужны медикаменты, которых у нас нет и быть не может. Приходится как-то выкручиваться, каждый раз — это головная боль», — сказал собеседник агентства.
Не согласен офицер и с официальной цифрой больных, для которых необходим стационарный уход — 40 человек.
«Далеко не все состоят на учете. А после войны 2008 года людей с психологическими проблемами стало намного больше, чем прежде. И нередко состояние таких людей хуже, чем у состоящих на учете», — отметил офицер.
По его мнению, число таких больных, как минимум, более сотни.
Сотрудник ГУВД подчеркнул, что решение проблемы может быть только одно — в республике должна быть своя психиатрическая больница. И до тех пор, пока не построят новое здание, под стационар можно отвести несколько помещений в республиканской больнице.
Надо сказать, что республиканские власти пытались решить эту проблему. В 2010 году психиатрическую больницу хотели обустроить на одном из этажей пустующего корпуса республиканской больницы в Цхинвале, нужно было только отремонтировать помещения. Позже строительство медучреждения внесли в инвестпрограмму 2012—2013 годов, на эти цели даже выделили немалые средства, но впоследствии их перераспределили под другие цели. И вот совсем недавно президент республики распорядился изыскать средства на эти цели…

Sputnik Южная Осетия