Алан Цховребов: фишка сегодняшнего радио — это ежечасные новости на осетинском языке

Донара Кумаритова, Василий Хугаев, Гиви Хуриев — их голоса были известны всем. Сегодня радио делают уже молодые кадры. Работники радио, слушатели и радиолюбители в субботу отмечают международный день радио. Корреспондент Sputnik заглянула в гости к коллегам-журналистам.
ЦХИНВАЛ, 13 фев — Sputnik, Диана Козаева.
Значение радио, которое, несмотря на стремительный прорыв в мире информационных технологий, остается самым оперативным средством массовой информации, в Южной Осетии недооценено и зачастую остается за пределами внимания всех, считает директор единственного в республике государственного радио Алан Цховребов.
Работники радио, слушатели и радиолюбители в субботу отмечают международный день радио. Праздник приурочен ко дню создания радио ООН, которому в этом году исполняется 70 лет. Корреспондент Sputnik заглянула в гости к коллегам-журналистам, которые делают сегодняшнее радио в Южной Осетии.
Первые голоса на государственном радио Южной Осетии зазвучали в далеком 1932 году. Оно проработало до начала 90-х годов прошлого столетия, не прекращая вещания даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Голос Донары Кумаритовой, одной из первых радиоведущих, возвещавший «Дзуры Цхинвал» (говорит Цхинвал) узнавал в Южной Осетии каждый.
Долгие годы после начала грузинской агрессии югоосетинское радио не работало, для этого не было ни технических, ни финансовых возможностей. Но все штаты сохранились, в надежде на то, что оно все-таки вновь начнет вещать на территории республики.
«В начале нулевых Руслан Кочиев нашел какой-то передатчик, и радио вновь заработало. Пришли уже другие люди, начали пробовать себя, большей частью крутили музыку, готовили небольшие передачи. Уже опытные радиоведущие Донара Кулумбегова, Васил Хугаев, Гиви Хуриев делали свои новости и пускали их через радио, которое тогда называлось «Нау улан» (Зеленая волна), — вспоминает Алан.
Таких возможностей, как сегодня, конечно, не было — ни необходимого оборудования, ни профессиональных кадров, ни даже стабильных зарплат. Но были DJ Царь, DJ Молчун, DJ Амон-Ра, просто Алан, которые работали и делали тогдашнее радио. После были и «Айзалд FM», и «Южный город», в создании и работе которых Алан Цховребов тоже принимал участие.
Алан возглавляет радио «Ир» уже пятый год. Он собрал вокруг себя молодых людей, которые с энтузиазмом берутся за любую, даже самую бредовую идею. Проблема с профессиональными кадрами на радио, как и в других сферах, есть. Но в правительстве республики обещают привлечь специалистов из России, которые повысят квалификацию нынешних работников радио.
«Фишка сегодняшнего радио — это ежечасные новости на осетинском языке, новости только о Южной Осетии. Международные новости можно услышать и по телевизору, прочитать в Интернете, но новости о нашей республике на осетинском языке только на радио. И, безусловно, мы гордимся тем, что смогли сохранить старый архив — театральные постановки, записи старых оркестров. Плюс к этому, мы стараемся соответствовать современным течениям музыки, знакомить своих слушателей с музыкальными новинками, как российскими и зарубежными, так и с отечественными», — говорит Алан.
Он считает, что государственный статус радио создает некоторые «ограничения», и многие идеи не удается реализовать именно поэтому. Алан уверен, что радио не должно воспитывать, оно должно развлекать и привлекать слушателей, а «государственное радио должно пропагандировать».
Тем не менее, работники сегодняшнего радио стараются делать и то, и другое, сохранять «золотую середину». В эфире радио регулярно выступают самые интересные и знаменитые личности.
«Раньше наших гостей приходилось подолгу упрашивать прийти к нам на передачу, но теперь они видят, что это не смертельно, и второй раз соглашаются уже легко. Здесь нет камер, можно прийти и небритым, без галстука, слушатели все равно не увидят», — говорит Алан.
Помимо гостей, новостей и музыки, здесь регулярно проводятся интересные интерактивные игры, а в участниках нехватки нет.
«Была очень интересная игра, которая называлась «Автоквест». Мы загадывали улицу, не называя ее имени, описывали ее, рассказывали про определенного человека, который на ней живет, а слушателям надо было угадать, кто этот человек, оказаться первым у его дома и получить заранее приготовленный конверт. В городе устраивались реальные гонки, но призы ждали только того, кто успеет первым», — рассказывает Алан.
Призы на радио, ввиду небольших возможностей незамысловатые — пополнение счета на телефон, билет на концерт или в театр, чашка с логотипом радио «Ир». Спонсоров у радио нет, все делается своими силами и с помощью небольших доходов от рекламы. Иногда помогают друзья и знакомые, например, недавно победители одной из викторин могли получить 50% скидку на обслуживание своего автомобиля.
Само радио «Ир» всегда готово оказать информационную поддержку артистам, которые приезжают с концертами в Цхинвал.
В планах у югоосетинского радио много интересных идей, к примеру, проект «Если ты считаешь себя осетином», который готовится совместно с Минобразования. Слушателям предлагается отрывок из осетинского произведения, загадки, пословицы или поговорки, а он должен угадать или назвать автора, продолжение произведения.
«Те, кто знает родной язык, имеют большие шансы выиграть. Но плюс этого проекта еще и в том, что и другие слушатели будут учиться и больше узнавать», — считает директор радио.
Здесь хотят возобновить и акустические концерты в прямом эфире, запустить новую игру «Фотоквест», где слушателям предлагается угадать картину известного художника по устному описанию. Возможно, появится и зарядка в утреннем эфире, как в старые добрые времена.
Уже полюбившийся всем проект «Стъалыты ферттывд» (Сияние звезд) тоже может возобновиться в сентябре этого года.
«Новые идеи рождает творческая группа. Мы собираемся вместе, обсуждаем, как сделать эфир интереснее. Идеи иногда бывают самые бредовые, но ни одна из них не отметается. Мы анализируем каждую, выбираем те, которые нам под силу осуществить», — сказал Алан.
В силу того, что в республике нет служб, которые могут проанализировать, кто сегодня слушает радио, его работникам приходиться «угадывать», что предложить своей аудитории. По большей части им это удается.
«Чтобы работать правильно, нужно для начала понять, для кого ты работаешь. У нас, к сожалению, этой картины нет. Для того чтобы провести такое исследование, нужно около 40 тысяч рублей, которых у нас нет. Но мы сами провели такой небольшой анализ, привлекли психолога, которая помогла обработать собранные данные. Это помогло нам угадывать, что нужно нашим слушателям», — рассказал Алан.
Есть среди них, по его словам, и такие «профессиональные звонильщики на радио», которых даже приходится заносить в «черные списки».
Всю эту радужную картину портит лишь одна проблема. Охват радиовещания в республике очень небольшой, возможность слушать его есть лишь у жителей города Цхинвал и близлежащих населенных пунктов.
По словам Алана, больших технических возможностей решить эту проблему не требуется, нужна лишь финансовая поддержка.
Цена вопроса, даже по самым грубым подсчетам — не более пяти миллионов рублей. Даже для Южной Осетии это небольшие средства, чтобы дать возможность своим гражданам слушать государственное радио в любом уголке республики. Это еще более важно при том, что даже единственное государственное телевидение не может «похвастаться» вещанием по всей Южной Осетии.
Сегодня радио, по-прежнему, остается мощнейшим инструментом формирования общественного мнения. Оно так же, как и раньше, информирует, просвещает и пропагандирует, и в этом деле все зависит от работников невидимого фронта, от того, насколько те, кто сидит за микрофоном сумеют установить связь со своими слушателями и заслужить доверие аудитории.

Sputnik Южная Осетия