Южная Осетия недовольна дорогим и некачественным «Мегафоном»

Парламент Южной Осетии резко раскритиковал работу местного филиала «Мегафона» — единственного сотового оператора в республике. Цена на услуги оператора гораздо выше, чем на Северном Кавказе, особенно в сфере мобильного интернета, а качество обслуживания оставляет желать лучшего.

Депутаты против «Мегафона»

Парламент Южной Осетии обсудил работу единственного в республике сотового оператора «Остелеком», сообщило местное информационное агентство RSONews. Компания на 75% принадлежит российскому «Мегафону», на 25% властям республики. Поводом для обсуждения стал тот факт, что 90% абонентов «Остелекома», по данным парламентариев, недовольны качеством работы компании и ценами на ее услуги.
«Остелеком» начал работу в 2004 г. Власти Грузии, которые считают Южную Осетию своей территорией, сразу стали утверждать, что за компанией стоит «Мегафон», в «Мегафоне» это отрицали. Но в 2009 г., после того как Россия признала Южную Осетию и другую отколовшуюся от Грузию республику Абхазию, «Мегафон» объявил о покупке операторов из этих республик — соответственно «Остелеком» и «Аквафон».
Выступая перед парламентариями, гендиректор «Остелекома» Олег Савчук признал, что в первые годы существования «Остелеком» зависел от «Мегафона», работая на коммутаторе оператора, установленном в Северной Осетии (соседняя республика, субъект России). Соответственно, изначально абоненты «Остелекома» обслуживались в российском коде «928», выделенном для Северной Осетии.

Переход на собственный код привел к росту тарифов

В 2011 г. «Остелеком» перешел на собственный код «929», выделенном также внутри российского кода «+7». Это привело к удорожанию тарифов, а также к появлению роуминговой наценки для жителей Северной и Южной Осетии при перемещениях между республиками.
Тарифы на роуминг весьма высоки, отметили в парламенте республики. Житель Северной Осетии при нахождении на территории Южной Осетии вынужден платить 49 руб. за одну минуту разговора в роуминге, в то время как звонок в Грузии стоит дешевле 33 руб., столько же стоит роуминг в Абхазии.
«Если населению было комфортнее, когда в Республике работал российский сегмент сети «Мегафона», тогда зачем Южной Осетии отдельный собственный оператор? — задался вопросом спикер парламента Анатолий Бибилов. — Когда осуществлялся переход на код «929», нам обещали, что стоимость услуг связи будет дешевле, и в целом для Республики лучше иметь своего оператора, но все изменилось в худшую сторону: связь и интернет стали дороже, роуминг тоже, а качество хуже».

Интернет дороже, чем в России

Тарифы «Остелекома» на местную связь также высоки, и особенно это касается мобильного интернета. Так, пакет трафика из 30 ГБ в Южной Осетии стоит 2,1 тыс руб., тогда как в Северной Осетии пакет трафика из 28 ГБ обойдется всего в 500 руб. Безлимитный тариф для VIP-клиентов в Южной Осетии стоит 8,3 тыс. руб., в Северной Осетии — 800 руб. Цена 4G-модема в Северной Осетии и Краснодарском составляет 800 руб., в Южной Осетии 2 тыс. руб.
«Мы спрашиваем, почему такая разница в ценообразовании в Российской Федерации и в Южной Осетии? — негодовал Анатолий Бибилов. — Цены на электроэнергию и дизтопливо у нас сопоставимы с российскими, поэтому не понятно, откуда берется разница в ценах, которые, особенно по стоимости интернет-трафика, в разы превышают российские? Неужели расходы компании в Южной Осетии практически в пять раз превышают расходы на аналогичные услуги в РФ? И при этом качество значительно хуже. Это же вопиющая диспропорция, вызывающая вполне обоснованное возмущение людей!»
Сейчас у «Остелекома» 53 тыс. активных абонентов, средний счет на одного абонента составляет 570 руб. в месяц. Сеть оператора состоит из 130 базовых станций и поддерживает стандарты 3G и 4G. Инвестиции в строительство сети составили 1 млрд руб., задолженность «Остелекома» перед «Мегафоном» составляет 800 млн руб.
Также депутаты указали на проблемы со связью. В том числе абоненты российских операторов МТС и «Вымпелком» испытывают трудности при звонках в Южную Осетию. В то же время при звонках в Абхазию на номера «Аквафона» таких проблем нет.

Странные цифры

Выступавший в парламенте экономист Геннадий Кокоев указал и на странную статистику по абонентской базе. В 2012 г. число абонентов «Остелеком» составляло 63 тыс., в 2013 г. уменьшилось до 39 тыс., но в 2014 г. снова возросло до 67 тыс. У депутатов вызвал вопрос, откуда берутся такие скачки в абонентской базе, если численность населения республики в последние годы не претерпевала серьезных изменений.
Наконец, парламентарии обратили внимание и на негативную динамику финансовых показателей «Остелекома». Если в 2012 г. компания показала прибыль в размере 91 млн руб., то в 2013 г. у оператора был уже убыток на сумму 22 млн руб., а в 2014 г. убыток вырос до 80 млн руб. При этом за все время своего существования «Остелеком» ни разу не выплатил дивидендов властям республики.
Со своей стороны, гендиректор «Остелекома» Олег Савчук признал, что без создания собственного оператора в Южной Осетии цены на услуги связи были бы ниже, но тогда не развивались бы сети новых поколений и не было бы новых базовых станций. «Кроме того, возврат в код «928» сразу же обрушит доходы компании», — признался Савчук. — Естественно компания не будет работать себе в убыток, потребуются кардинальные изменения структуры расходов. Встает вопрос, за чей счет будет меняться структура расходов». Савчук отметил, что можно было бы перестать взимать с компании НДС в размере 10%: это помогло бы снизить тарифы, но тогда упали бы доходы бюджета республики.

 Игорь Королев
Подробнее: http://www.cnews.ru/news/top/2016-01-25_yuzhnaya_osetiya_nedovolna_dorogim_i_nekachestvennym