Поддерживать тех, кто работает

Госхозы и колхозы фактически прекратили существование. Главной движущей силой в возрождении сельскохозяйственного производства призвано стать фермерство, считающееся более перспективной формой хозяйствования. Пока процесс развития агробизнеса в Южной Осетии идет довольно медленно, тяжело. Внутренний продовольственный рынок по-прежнему изобилует завозимой извне продукцией. В Республике на сегодня нет крупных крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), но в каждом районе есть трудолюбивые фермеры, которые при дополнительной поддержке государства способны развиваться, расширять свои хозяйства и насыщать местный рынок отечественными продуктами.
Одним из таких фермеров можно назвать жителя села Убиат Знаурского района Альберта Мамиева. Он занимается разведением крупного рогатого скота и свиней. Недавно группа представителей республиканских СМИ посетила основанное им КФХ «Хасана». У предпринимателя насчитывается 53 голов КРС, около 14 свиноматок, два хряка и 80 поросят.

Как все начиналось

К сельскому труду Альберт приучен с детства, ведь вырос в деревне. Помогал родителям в домашнем хозяйстве, они держали коров, свиней, овец, птиц, помимо этого работали в родном совхозе на животноводческой ферме. «С детства видел, как ведется хозяйство, как ухаживать за животными. Когда в Минсельхозе предложили заняться фермерством, обещая поддерживать, я согласился и решил открыть свое дело», — рассказывает Альберт.
Эту идею он начал воплощать в жизнь в 2010 году. Тогда начинающему фермеру был предоставлен беспроцентный кредит от государства в размере 500 тыс. рублей, хотя нужна была сумма намного больше, но он был благодарен и за такую помощь. На эти деньги приобрел 9 голов КРС. Через год Альберт получил в качестве товарного кредита сроком на пять лет 51 голову молодняка крупного рогатого скота, завезенного из Калмыкии.
Степная калмыцкая порода, по словам животновода, доставила ему немало хлопот, она тяжело приживается в условиях Южной Осетии, медленнее развивается. К тому же эта порода мясного направления, коровы молока не дают, лишая фермера возможности дополнительного дохода. По словам Альберта, в первый год немало голов пало от болезни. Сейчас из полученного поголовья калмыцкого скота у него осталось всего несколько, остальных фермер продал мясникам, а взамен купил у частных лиц коров местной породы, хотя, по его признанию, пришлось доплачивать.
Первоначально агропредприниматель держал животных у соседей и знакомых, так как подходящего помещения у него не было. Потихоньку он своими силами построил коровник на 100 голов, провел к нему электричество. Как говорит, на строительство объекта потратил 1 млн 280 тыс. рублей. Это простое, но безопасное блочное строение с нормальными условиями для содержания скота. Фермер постарался надежно закрыть все окна и щели коровника, чтобы волки не могли пробраться внутрь. По его словам, хищники начали регулярно наведываться в село. Волки загрызли у него несколько телят, отставших от стада, а вблизи фермы зарезали свинью.
Рядом в заброшенных полуразрушенных постройках Альберт хранит сено в тюках. Еды на зиму животным хватает. Предприниматель взял в пользование 35 гектаров земли, которые засевает кормовыми культурами.

Ноев ковчег

На время нашего посещения фермы основное стадо КРС паслось на пастбище. Но в ангаре мы застали телят, которые при виде незнакомых немного напряглись, сопровождая любующихся на них посетителей настороженным взглядом, возможно, приняли нас за мясников, они здесь гости нередкие. Одну часть помещения заселили хрюшки. Как говорит Альберт, это временно, пока он не построит для них отдельный «дом». Впрочем, «оккупанты» и здесь чувствуют себя вполне комфортно. Для каждой свиноматки с детенышами — отдельная «комната». Если взрослые свиньи бросали на нас ленивый взгляд, кажется, даже не замечая, то поросята, многим всего неделя, при виде фотокамер засуетились, хрюкая и визжа пытались спрятаться за спинами матерей или укрыться в углу. «Какие хорошенькие, просто прелесть», — не могла наглядеться на них коллега из другой газеты. «Все дети милые, и у свиней тоже», — мудро заметила журналистка телерадиокомпании. В одной клетке перед нами предстала и вовсе умилительная картина: мамаша удобно завалилась на бок и кормила малышей, которые, подталкивая друг друга, с неистовой жадностью высасывали мамино молочко, не обращая абсолютно никакого внимания на снимающих их журналистов. В помещении нашлось место и нескольким кроликам. Они так затаились, что мы их обнаружили не сразу, хотя находились у входа. В общем, не коровник, а Ноев ковчег какой-то.
Мы решили отправиться на пастбище, посмотреть на взрослое стадо коров и бычков. Снега уже нет, можно выпускать скот. Парнокопытные мирно паслись на холмистой местности, выглядят вполне здоровыми. Альберт обращает внимание, что хороших мест для выпаса скота стало не хватать, пастбища заросли кустарниками, мелколесьем.
Наемных работников у фермера сейчас нет. Был у него один, но как сказал фермер, он не справлялся и ушел. В хозяйстве ему активно помогает супруга Карина. Друг друга понимают с полуслова. Супруги ощущают поддержку и со стороны родственников.
Бычков Альберт вынужден сдавать мясникам, молоко пока производит небольшими объемами из-за проблем со сбытом. Он говорит, что был бы рад сдавать мясо, молоко и сыр государству, но в Республике отсутствует система закупок продукции фермерских хозяйств. «Хоть бы заработал один молочный цех. При имеющемся поголовье скота я свободно могу в год сдавать государству 5 тонн молока», — уверяет аграрий.
Сельхозпроизводитель сетует и на то, что в городе нет специализированного магазина, где фермеры могли бы реализовывать свою продукцию. У самого пока нет возможности открыть собственный.

Планы расширить хозяйство

Альберт Мамиев с прошлого года начал платить налоги, от них он был освобожден на пять лет с момента организации КФХ. В этом году истекает срок товарного кредита, он должен вернуть государству полученный вес КРС, но рассчитывает на пролонгацию договора. Фактически пока ни один фермер в Республике, взявший в товарный кредит калмыцкую породу, не добился таких результатов, чтобы рассчитаться с долгом.
Альберт хочет увеличить поголовье КРС. С этой целью он намерен освободить коровник от свиней, они вообще не должны содержаться в одном помещении. Для хрюшек планирует восстановить рядом старую полуразвалившуюся постройку бывшего совхоза. Фактически придется ее строить с нуля. Надо еще провести воду на ферму, построить навес для хранения сена. На осуществление планов средств у предпринимателя не хватает, он рассчитывает получить новый кредит. «Я полон желания работать, расширить хозяйство. Для этого нужен кредит. Надеюсь на поддержку», — рассчитывает животновод.
Фермерство — это каждодневный кропотливый труд. При посещении КФХ «Хасана» мы в этом убедились. Супруги Мамиевы тяжелой работы не гнушаются, они нацелены развивать свое хозяйство, строят планы и с надеждой смотрят в завтрашний день. Но для создания успешного дела одного трудолюбия мало, нужны серьезные финансовые вложения.
Наверное, именно подобным сельхозпроизводителям государство и должно оказывать поддержку, тем самым решая вопросы обеспечения Республики собственным продовольствием.

Виталий ГАБАРАЕВ,
газета «Южная Осетия»