Потребитель всегда прав!

С какими проблемами сталкиваются потребители нашей Республики и как с минимальными затратами можно бороться за свои потребительские права?
Ответы на эти и другие вопросы мы узнаем из беседы с начальником отдела по качеству товаров и защите прав потребителей Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО Жанной Санакоевой.

— Жанна Герасимовна, прежде всего, поздравляю Вас и ваших коллег с профессиональным праздником.

— Спасибо за поздравление. Это наш общий праздник, поскольку все мы являемся потребителями. Праздник 15 марта — напоминание нам всем о том, что мы наделены определенными потребительскими правами, которые вместе с механизмами защиты этих прав закреплены в Законе РЮО «О защите прав потребителей».

— По каким основным направлениям работают специалисты вашего отдела?

— Специалисты отдела по качеству товаров и защите прав потребителей проводят плановые контрольно-надзорные мероприятия в хозяйствующих субъектах Республики на предмет исполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Мы проводим консультации по вопросам защиты прав потребителей как с потребителями, так и с продавцами, предпринимателями, рассматриваем письменные обращения (жалобы) граждан, ставших жертвами своей потребительской безграмотности, помогаем им в составлении претензий, исковых заявлений. В целях повышения правовой грамотности и информированности нашего населения по вопросам защиты их потребительских прав регулярно размещаем статьи в местных СМИ, в том числе ко Всемирному дню защиты прав потребителей проводим лекции в образовательных учреждениях г.Цхинвала.
Следует отметить, что согласно поправкам к ст.14.53 КоАП РФ от 17.02.2016 года к нам можно обратиться с жалобами на несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями; оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса); продажу несовершеннолетним табачной продукции или табачных изделий и алкогольной продукции.

— Потребитель каких товаров, каких услуг может рассчитывать на вашу поддержку?

— Любых товаров: и продовольственных, и непродовольственных. Всех услуг, которые предлагаются на возмездной основе, за исключением нотариальных и адвокатских.

— Скажите, пожалуйста, какая работа была проведена специалистами вашего отдела в 2015 году?

— Колоссальная работа. Согласно плану Комитета, было проконтролировано 401 хозяйствующий субъект Республики. В их числе — объекты торговли, общественного питания, парикмахерские салоны, стоматологические кабинеты. По результатам выявленных административных правонарушений специалистами нашего отдела было составлено 233 протоколов. В пределах компетенции каждого ведомства проводились совместные контрольно-надзорные мероприятия в аптеках и аптечных магазинах города с представителями Генпрокуратуры, УБЭпа, Министерства экономического развития, администрации г.Цхинвала. Совместные контрольно-надзорные мероприятия были проведены также в объектах торговли, общественного питания с представителями территориальных отделов в пос. Ленингор и Квайса. Методическая помощь по вопросам защиты прав потребителей была оказана территориальным отделам Цхинвальского, Знаурского и Дзауского районов. По нарушению потребительских прав к нам обратилось 19 граждан нашей Республики с заявлениями, которые почти все были рассмотрены нами в пользу обратившихся. Две жалобы не подтвердились.

— Приходилось ли отстаивать права потребителей в суде?

— К сожалению, приходилось. Мы не смогли убедить предпринимателей в том, что они нарушили потребительские права наших граждан. Материалы трех дел нами были переданы в городской суд. Споры, упреки, обиды, испорченные отношения с предпринимателями. Однако справедливость восторжествовала. В этом наша работа. Мы работаем в особых условиях. Несмотря на то, что являемся специалистами контрольно-надзорного органа, мы имеем право как по собственной инициативе, так и по заявлению потребителей давать заключения в судебных заседаниях по делам защиты прав потребителей. Что нами и было сделано. Для нас важнее — благодарные лица наших потребителей. А кто их защитит от нерадивых продавцов, предпринимателей, как не мы?!

— На какие товары и услуги приходят жалобы от людей?

— Прежде всего, приобретение продуктов питания с истекшим сроком годности, на некачественную продукцию, в том числе на непродовольственные товары (технически сложные товары, обувь, одежду, сотовые телефоны). Поступают порой жалобы на некачественные пластиковые окна, алюминиевые двери.

— Какие нарушения чаще встречаются в поднадзорных вам хозяйствующих субъектах?

— В объектах торговли это — продажа товаров без: информации для потребителя на русском языке; соответствующей маркировки; ценников; прейскурантов; сопроводительной документации; лицензий на винно-водочные изделия; ветеринарных свидетельств на реализуемое мясо, и самое главное, — продажа товаров с истекшим сроком годности. Следует отметить, что по сравнению с 2014 годом в прошлом году количество нарушений по реализации товаров с истекшим сроком годности сократилось до 6.5% (10.6% в 2014 г.), что является следствием повышения эффективности и результативности проводимой нами работы.
В объектах общепита — отсутствие меню с выходом готовой продукции, технологических карт. В парикмахерских салонах — отсутствие вывесок о наименовании объекта и режиме работы, прейскурантов, книг отзывов и предложений, каталогов с правом выбора прически. В аптеках — отсутствие ценников, лицензий, лекарственных препаратов с истекшими сроками годности и т.д.

-Какие виды наказаний применяете за совершение административных правонарушений к продавцам, предпринимателям?

— Административный штраф согласно ст. 23.49 КоАП РФ.

— На что прежде всего обращать потребителю внимание при выборе товара, заказа работы, услуги?

— На информацию! Информация о товаре, работе, услуге, представленная потребителю, должна быть необходимой, достоверной и предоставляться в доступной форме. Она должна содержать наименование изготовителя, его юридический адрес, состав, сроки годности. Если это технически сложный товар, к нему должно прилагаться руководство по эксплуатации на русском языке!
При заказе работы, услуги составляется письменный договор. Чем подробнее составлен договор, тем точнее указаны обязанности исполнителя и права потребителя. Чем детальнее описание вещей и материалов, тем легче отстоять права в случае конфликта.

— Что делать потребителю, если он уже столкнулся с проблемой в какой-либо сфере торговли, услуг?

— Немедленно обращаться к нам, поскольку потребитель, желая самостоятельно решить проблему, может просто пропустить очень важные сроки. К примеру, технически сложный товар следует начать эксплуатировать сразу, чтобы раньше определить его недостатки, поскольку в течение 15 дней потребитель за любой недостаток имеет право сдать технически сложный товар обратно в магазин. По истечении 15 дней ему надо будет доказывать, что это производственный брак. Обращаю внимание потребителей, что любая помощь с нашей стороны безвозмездна.

— Во Всемирный День защиты прав потребителей какими будут ваши пожелания всем нам как потребителям.

— Каждый год 15 марта правозащитники привлекают внимание мировой общественности к проблемам потребителей, которые в силу своей потребительской неграмотности страдают от потребительского произвола. Девизом Всемирного Дня защиты прав потребителей в 2016 году является: «Исключить антибиотики из меню». Этим самым они призывают прекратить продажу мяса (мясных продуктов), выращенного с использованием большого количества антибиотиков, с целью стимуляции роста животных.
Я желаю всем нашим гражданам крепкого здоровья, чтобы они употребляли в пищу только экологически чистые продукты питания и никогда не болели!
А если их потребительские права будут нарушены, просим немедленно обращаться к нам, в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39. Контактные телефоны: 8929 806 50 30.

Алана ХУГАЕВА,
студентка 4-го курса факультета журналистики Московского государственного лингвистического университета.
Газета «Южная Осетия»