Осетинские хроники Нагорного Карабаха

В первый день апреля 2016 года на линии разграничения между Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Азербайджаном вспыхнули ожесточенные артиллерийские перестрелки, переросшие в боевые действия. Весь последний период напряженность в зоне карабахо-азербайджанского конфликта нарастала, были жертвы среди военнослужащих с обеих сторон. Однако, в ночь на 2 апреля боевые действия переместились от линии соприкосновения вглубь НКР. Азербайджанская армия пересекла границу и продвинулась вперед, используя пехоту, бронетанковую технику и артиллерию. Были захвачены несколько высот, при этом азербайджанские войска понесли ощутимые потери. В зоне боев оказалось и мирное население, есть погибшие из числа жителей приграничных населенных пунктов.
Возобновление военной активности в регионе, где относительный мир установился с 1994 года, вызвало озабоченность во всем мире. ООН призвала к прекращению боевых действий, призывы к миру прозвучали и в обращении Президента Российской Федерации В.Путина.
В связи с обострением обстановки в зоне карабахо-азербайджанского конфликта озабоченность выразили и в Республике Южная Осетия. В специальном заявлении МИД РЮО говорится: «В Республике Южная Осетия глубоко обеспокоены нарушением режима прекращения огня и резким обострением обстановки в зоне нагорно-карабахского конфликта. Особую тревогу вызывают сообщения о применении сторонами тяжелого вооружения и военной авиации. Международное сообщество обязано принять экстренные меры по немедленному прекращению огня в зоне боевых действий, чтобы не допустить дальнейшего раскручивания конфликта, который чреват самыми тяжелыми последствиями для всего южнокавказского региона».
Свое мнение по поводу возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе высказал и Президент страны Л.Тибилов. Он отметил, что, к сожалению, сработали деструктивные силы, которые осложнили ситуацию. «По имеющейся информации, погибли люди, мирные жители НКР. Ведь вся опасность военных действий заключается именно в этом. В целом в мире неспокойно и мы не знаем, когда и в какой точке развернутся события военного характера», – сказал Л.Тибилов.
Президент страны напомнил, что с Нагорным Карабахом у Республики дружественные отношения, мы поддерживаем связь с народом, с руководством НКР и, естественно, переживаем за них, отслеживаем ситуацию. Есть надежда, что сработают механизмы, которые помешают разрастанию военных действий. «Что касается нашего отношения к конфликту, мы через наш МИД уже выразили свою озабоченность и, конечно же, это наша общая позиция. Мы будем поддерживать НКР политически. Но чтобы не вовлекать другие какие-то силы в и так непростую ситуацию, нет необходимости в том, чтобы мы принимали физическое участие в этом процессе», – подчеркнул Президент.
С Нагорным Карабахом у Южной Осетии действительно немало общего. Карабахцев даже называют армянскими «кударцами». Связи эти имеют давнюю историю. В 70-х годах столица НКР Степанакерт стала побратимом Цхинвала, каждый год делегации из Нагорного Карабаха (Арцаха) приезжали на юг Осетии, юго-осетинские представители – в Карабах. В 80-х годах именно Нагорный Карабах стал символом борьбы за национальное самоопределение.
Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами и являющийся исторической территорией расселения армянского этноса, в 1921 году был передан решением большевиков в состав Азербайджана. В 1923 году была образована Нагорно-Карабахская Автономная область с центром в г.Степанакерт. В 1988 году народ Арцаха объявил о выходе из состава Азербайджана и образовании Нагорно-Карабахской Республики. Этот справедливый шаг привел к началу вооруженного противостояния в регионе, которое закончилось перемирием в 1994 году.
С началом борьбы карабахского народа за свое самоопределение рядом с ним встали люди, которым небезразлична судьбы притесняемых народов. Среди них и осетины, добровольческий отряд, прибывший в НКР, состоял из 30 человек. Это, конечно же, немного, но надо учитывать, что у самих осетин в это время существовало противостояние с грузинской военщиной и ингушским экстремизмом. И пребывание осетинских добровольцев в Арцахе было больше символическим актом, чем фактом полномасштабной военной поддержки. Тем не менее, и эта небольшая группа смогла внести заметный вклад в дело защиты народа Нагорного Карабаха, несколько человек были награждены высшего воинского звания «Герой Арцаха»:
Мирза Абаев (посмертно)
Нурмагомед Будаев (посмертно)
Борис Алиев (посмертно)
Артур Качмазов
Алан Варзиев
Аслан Кудзиев
Военные хроники сохранили еще несколько фамилий осетинских добровольцев: Заурбега Бароева, Аслана Гатеева, Олега Гусова, Григория (Гоша) Валиева.
Наибольшей известностью в Арцахе пользовался Мирза Абаев. В 1992 году он прибыл добровольцем в Нагорный Карабах из России. До этого активно участвовал в осетино-грузинской войне. В Арцахе первоначально воевал в мартунинском полке под командованием Монтэ Мелконяна, затем возглавил отряд ополченцев. Мирза Абаев со своим отрядом участвовал в боях на самых ответственных участках фронта. В 1993 году батальон под командованием Абаева разгромил азербайджанских бойцов в Физули, тем самым часть Физули перешла под юрисдикцию армян. Бойцы подразделения проявляли чудеса храбрости воинского умения. Яркий пример – им удалось захватить 23 азербайджанских БМП и 5 танков.
В 1994 году легендарный комбат Абаев пал в боях за поселок Джебраил. Несмотря на смерть Абаева, Джебраил (Джамкан) был взят. В 1995 году майору Абаеву было посмертно присвоено звание «Герой Арцаха», а на месте гибели легендарного командира у селения Джебраил установлен памятник осетинским добровольцам, воевавшим в НКР.
Борис Алиев в 1992 году вместе с осетинскими добровольцами прибыл в Арцах. По прибытии он сразу же возглавил роту батальона особого назначения. С первых дней со своим подразделением участвовал в боях на самых тяжелых участках фронта, а именно в Мардакерте, Мартуни, Кельбаджаре. В 1993 старший лейтенант Борис Алиев со своим подразделением был отправлен в Мардакертский район, где шли ожесточенные бои за каждый участок земли, в этом бою Борис Алиев и его рота особо отличились при взятии города Мардакерт. Бои продолжались три дня. Мардакерт был взят, однако командир роты Борис Алиев пал в этом неравном бою. В НКР его хорошо помнят жители Мардакертского района, здесь есть даже улица имени Бориса Алиева.
Ему было посмертно присвоено звание «Герой Арцаха». Борис Алиев считается одним из самых опытных полевых командиров армии Арцаха.
Среди осетинских бойцов надо отметить полевого командира и танкиста Заурбега Бароева, который был награжден орденом «За боевые заслуги». В Арцахе отметился тем, что подбил более двух десятков БМП. В военных хрониках особо отмечали умение Заурбега Бароева, у него даже было прозвище «Противотанк» за его умение бороться с бронетехникой противника. Мужество проявил и командир танкового экипажа Аслан Гатеев, который подбил 10 танков только во время одного боя в районе Лачина. Среди наград, которыми были удостоены осетинские добровольцы: высшей воинской наградой НКР орденом «Золотой орел» («Герой Арцаха»), орденом «Боевой Крест» разных степеней, медалями «За мужество и отвагу».
Надо отметить, что осетинский отряд формировался постепенно, со временем в его состав вошли и представители других национальностей. Так, уже к концу 1992 года в нем воевали 3 армянина, кабардинец, русский, татарин.
В войне в Нагорном Карабахе принимали участие многие кавказские народы – осетины, чеченцы, ингуши, лезгины, талыши. Осетины и лезгины были на стороне армян, а ингуши, чеченцы, талыши – на стороне азербайджанцев. Были еще кабардинцы, аварцы, но их было очень мало. Кабардинцы воевали за карабахцев, аварцы, проживающие в Азербайджане, за азербайджанцев, хотя они были не добровольцами, азербайджанцы их насильно отправляли в бой. Что касается других народов, то были еще греки, ассирийцы, езиды, курды. Представители первых трех народов воевали за армян, курды – за азербайджанцев.

М.Багаев, газета «Республика» 
На фото – участники осетинского добровольческого батальона тех лет.