Нескорая помощь: нуждается ли система скорой помощи в изменениях?

Как выжить в условиях, когда скорой помощи нет уже около часа? Рост жалоб на работу скорой не уменьшается, а увеличивается в арифметической прогрессии. Чтобы выяснить, довольны ли жители республики работой хранителей клятвы Гиппократа, мы вышли прямо на улицу и провели небольшой опрос среди населения разной возрастной группы.

Оказалось, что каждый третий в возрасте от 28 до 65 хотя бы раз вызывал скорую для себя, родных, соседей или знакомых. Самая главная претензия к работе службы — это длительное время ожидания, составляющее порой больше часа.

Недовольство вызывает и грубое обращение с больными, и хамство операторов, принимающих вызовы. Справедливости ради следует отметить, что среди респондентов были и такие, кто доволен качеством услуг, временем прибытия и персоналом.

Однако, несмотря на наличие положительных отзывов от людей, жизнь которых спасли врачи скорой, эта сфера является проблемной и нуждается в серьезном реформировании.

Фатима Гергиева в прошлом году вызывала скорую для своей соседки. Однако помощь пришла слишком поздно. Соседка так и не дождалась врачей, прождав около часа, и скончалась от инфаркта. Прибывшая бригада уже констатировала факт смерти.

Наши респонденты разводят руками:

─ Это уже не задержка! Пока дождешься можно и умереть…!

В Министерстве здравоохранения республики признают необходимость преобразований в этой сфере. В ведомстве отмечают, что жизнь человека не должна зависеть от случайности. Важно, чтобы система оказания помощи работала слаженно и эффективно.

─ Вроде бы бригад скорой помощи достаточно, однако время приезда даже по городу составляет 30-50 минут, что является недопустимым, — говорит Михаил Ратманов, врио министра здравоохранения. — Каждый вызов обходится дорого, поэтому скорая помощь не должна ездить на насморк, чуть повышенную температуру и т.д. На эти вызовы должны ходить участковые из поликлиники.

Поясним, неотложная помощь — это повышенное артериальное давление, плохое самочувствие, головная боль и другие. Экстренный вызов — это ДТП, роды, кровотечение, инсульт, инфаркт, то есть — все случаи, когда счет идет буквально на минуты.

В дальнейшем система оказания неотложной помощи будет обсуждаться с поликлиниками. Планируется приобрести транспорт для работы этой службы в клиниках. Кроме того, будет обновляться парк скорой помощи, как в городе, так в районах. Из 8 получаемых машин, один реанимобиль будет отправлен в наиболее далекий район — Моздок, чтобы пациенты, нуждающиеся в особых условиях, не теряли 2-3 часа, ожидая помощь из Владикавказа.

В Минздраве утверждают, что оснащение и качество парка автомобилей не имеет столь решающего значения, как сама организация работы фельдшеров, взаимодействие с поликлиникой по неотложной помощи.

─ Даже если завтра появятся 20 новых машин, скорая помощь от этого не будет ездить быстрее. Нужно менять именно саму систему работы. А просто замена машин не изменит ситуацию. Скорая помощь — это 15-20 минут, неотложная — это 2 часа, — заявляет Михаил Ратманов.

На сегодняшний день сложная ситуация остается и с вызовами к детям, несмотря на то, что введена услуга консультирования с Детской больницей по линии скорой помощи. Оператор в службе «03» переключает на дежурного детского врача в ДРКБ, который по телефону консультирует, выясняет проблематику, принимая решение нужно туда ехать или нет.

В Минздраве к дефектам работы скорой относят и то, что на выходных зачастую работают вместо положенных 20-25 бригад всего лишь 14-15. В достаточном количестве не вызываются фельдшерские бригады, которые могли бы заменить врачебные, хотя все условия для этого есть. Кроме того, на скорой помощи в течение полугода не работала рация. Врачи общались по сотовым телефонам, что вообще недопустимо. Сейчас это неполадка устраняется.

Однако зачастую и сами пациенты, вызвав бригаду врачей, впоследствии не открывают им двери, не отрицая вызова. Иногда к моменту приезда скорой, больного уже нет на месте — ему стало лучше, он ушел — или родственники своими силами отвезли его в больницу, не отменив вызова.

Затрудняют работу скорой помощи неработающие лифты в домах, перекрытые бетонными блоками или шлагбаумами дворы, неправильная парковка автомобилей, отсутствие освещения и номеров на зданиях.

Проблема признана комплексной. Работе всей системы сейчас будет уделяться пристальное внимание, чтобы здоровье жителей республики было в надежных руках, а медицинская помощь все-таки приходила вовремя.

Пресс-служба Министерства здравоохранения РСО-Алания